Данные опроса «Левада-центра» показывают, что проблема людей ограниченного здоровья, инвалидности касается каждой пятой семьи — 3 % семей имеют детей с ограниченными возможностями здоровья. Тема исследования «Отношение россиян к людям с ограниченными возможностями здоровья» исследование было проведено мае 2019 года. Исследование показало, что доля в детей в общей численности инвалидов составляет 5,9 %. Таким образом, численность детей-инвалидов составляет более 1,15 миллионов человек.
В СССР эпидемиологическое исследование, проведенное в 70-х годах XX века одновременно в нескольких городах, выявило от 2,38 до 5,89 умственно отсталых на 1000 населения (Гольдовская Т. И., Тимофеева А. И., 1970). А. А. Чуркин (1997) приводит цифры распространенности умственной отсталости в России — 608,1 на 100 тыс. (0,6 %) и заболеваемость — 0,39 %. Его последующее исследование показало рост количества лиц с умственной отсталостью. Так, с 1991 по 1995 год произошло увеличение в абсолютных цифрах на 17,2 % и в интенсивных на 14,7 %. В основном этот рост происходил за счет наименее легких форм (на 23,7 % и 23,8 % соответственно). В 2005 году показатель общей заболеваемости составил 694,1/100000, а в 2006 году — 686,6/100000 (Чуркин А. А., 2007). Распределение умственной отсталости в зависимости от тяжести заболевания неравномерно и выглядит следующим образом: легкая степень — 85 %, умеренная — 10 %, тяжелая — около 2 % (King B. H. с соавт., 2009).
В 2012 году вышел Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому все дети имеют право на получение образования.
В 2014 году выходят приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». И приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно, АООП образования (ФГОС, вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Таким образом, первостепенной задачей при обучении обучающихся с интеллектуальными нарушениями является привитие социально-бытовых навыков и умений, а также социализация в обществе.
Процесс обучения предусматривает усложнение навыков, таким образом, начинать обучение нужно с привития гигиенических навыков. В процессе привития гигиенических навыков происходит повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Исходя из выше сказанного, целью нашего исследования будет: научное обоснование, разработка и внедрение программы «Чистюля» по формированию гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Таким образом, перед нами стояли задачи:
1) Организовать и провести диагностику по оценке гигиенических навыков у младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития;
2) Разработать программу «Чистюля» по развитию гигиенических навыков для младших школьников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития;
3) Организовать и провести контрольную диагностику по оценке результатов первичной апробации игрового компонента общеобразовательной программы развития социальных навыков для младших школьников с умственной отсталостью.
Уже на этапе первичной диагностики мы столкнулись с проблемой оценки уровня сформированности гигиенических навыков — ученики обучаются по безоценочной системе, а для диагностики используется метод наблюдения за повседневной жизнью. Такой метод не предполагает четко сформированные критерии и параметры оценивания, что приводит к субъективной оценке, которая формируется исходя из личных представлениях учителя об обучающимся, о его знаниях и умениях.
Таким образом, нам предстояло найти методику оценивания гигиенических навыков. В 2018 году Елисеевой Е. Н., Рудаковой Е. А., Истоминой О. В. была разработана комплексная методика оценивания уровня сформированности знаний, навыков и умений, обучающихся с тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В данной методике диагностирования представлены специальные диагностические пробы для проведения оценки развития обучающихся, определены диагностические условия, параметры оценивания и критерии оценки. Диагностическая проба представляет собой краткое исследование, направленное на выявление сформированности представлений и умений. В каждой из проб указана цель исследования, представлен необходимый диагностический материал и примерный порядок проведения. Структурировать полученную в результате проведения пробы информацию помогает диагностическая карта, включающая параметры оценивания, критерии оценки и результаты наблюдения. В данной методике оценка результатов проведения пробы осуществляется по 2-х бальной шкале: 2 балла — самостоятельное выполнение (без участия педагога), 1 балл — выполнение с помощью педагога. Стоит дополнительно отметить, что методика Елисеевой Е. Н., Рудаковой Е. А., Истоминой О. В. предполагает оценивание обучающихся по всем учебным предметам и коррекционным курсам. Мы же в своей работе используем только гигиенические навыки.
Несмотря на то, что данная методика была разработана специально для обучающихся с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития, в ходе работы было выявлено, что методика нуждается в корректировке и доработке.
Методика оценивания гигиенических навыков предполагает следующие критерии оценивания: мытье и вытирание рук, мытье и вытирание лица, чистка зубов, расчесывание, мытье тела, мытье и чистка носа, мытье ног, мытье тела, пользование туалетом, питье, наливание воды из графина в кружку, еда ложкой, накладывание пищи в тарелку, пользование салфеткой, мытье посуды, уборка с поверхности стола от мусора, вытирание поверхности стола. Методика предполагает отдельную пробу на каждый критерий. Таким образом, мы внесли следующие корректировки в методику оценивания гигиенических навыков:
1) Упростили и доработали пробы. Взяли только те пробы, которыми способны овладеть наши обучающиеся с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
2) Расширили шкалу оценивания: 0 — задание не выполняется даже при массированной помощи учителя (навык не сформирован); 1 балл — выполнение с помощью педагога; 2 балла — самостоятельное выполнение (без участия педагога).
3) Доработали и упростили диагностическую карту. Убрали из нее те критерии, которыми не способны овладеть наши обучающиеся с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
После первичной диагностики были выявлены разделы, которые обучающиеся не могут освоить ввиду ограниченных возможностей здоровья. Данной категории обучающихся свойственны следующие диагнозы: детский церебральный паралич, гемиплегия, спастика конечностей и тд. Данные диагнозы влекут за собой нарушение мелкой и крупной моторики, обучающиеся не в состоянии самостоятельно передвигаться и выполнять точные движения. Исходя из этого, можно отметить, что такие разделы как «Чистка ушей», «Чистка носа», «Мытье ног», «Мытье головы», «Мытье тела», «Пользование туалетом» недоступны обучающимся. Данные разделы не будут включены в программу развития гигиенических навыков.
Нами были включены в программу следующие критерии: мытье и вытирание рук, мытье и вытирание лица, чистка зубов, расчесывание волос, питье, наливание воды из графина в кружку, еда ложкой, накладывание пищи в тарелку, пользование салфеткой, мытье посуды, Уборка с поверхности стола от мусора, вытирание поверхности стола.
Кроме того, мы разделили каждый критерий на 3 уровня: низкий уровень овладения навыками, средний уровень овладения навыками и высокий уровень овладения навыками, что вы можете увидеть таблице:
Критерий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Мытье и вытирание рук (проба 1) |
Низкий уровень овладения навыками мытья рук 0–4 баллов |
Средний уровень овладения навыками мытья рук 5–8 баллов |
Высокий уровень овладения навыками мытья рук 9–12 |
Мытье и вытирание лица (проба 2) |
Низкий уровень овладения навыками мытья и вытирания лица 0–2 баллов |
Средний уровень овладения навыками 3–4 баллов |
Высокий уровень овладения навыками 5–6 баллов |
Чистка зубов (проба 3) |
Низкий уровень овладения навыками чистки зубов 0–2 балла |
Средний уровень овладения навыками чистки зубов 3 –5 баллов |
Высокий уровень овладения навыками чистки зубов 6–8 баллов |
Расчесывание волос (проба 4) |
Низкий уровень овладения навыками расчесывания волос 0–1 баллов |
Средний уровень овладения навыками расчесывания волос 2–3 баллов |
Высокий уровень овладения навыками расчесывания волос 4 балла |
Питье (проба 5) |
Низкий уровень овладения навыком питья 0–3 баллов |
Средний уровень овладения навыком питья 4–6 баллов |
Высокий уровень овладения навыком питья 7–10 баллов |
Наливание воды из графина в кружку (Проба 6) |
Низкий уровень овладения навыком наливание воды из графина в кружку 0–2 балла |
Средний уровень овладения навыком наливание воды из графина в кружку 3 –5 баллов |
Высокий уровень овладения навыком наливание воды из графина в кружку 6–8 баллов |
Еда ложкой (Проба 7) |
Низкий уровень овладения навыком еда ложкой 0–4 баллов |
Средний уровень овладения навыком еда ложкой 5–8 баллов |
Высокий уровень овладения навыком еда ложкой 9–12 баллов |
Накладывание пищи в тарелку (Проба 8) |
Низкий уровень овладения навыком накладывание пищи в тарелку 0–4 баллов |
Средний уровень овладения навыком накладывание пищи в тарелку 5–9 баллов |
Высокий уровень овладения навыком накладывание пищи в тарелку 10–14 баллов |
Пользование салфеткой (Проба 9) |
Низкий уровень овладения навыком пользоваться салфеткой 0–1 баллов |
Средний уровень овладения навыком пользоваться салфеткой 2–3 баллов |
Высокий уровень овладения навыком пользоваться салфеткой 4 балла |
Мытье посуды (Проба 10) |
Низкий уровень овладения навыком мытья посуды 0–3 баллов |
Средний уровень овладения навыком мытья посуды 4–6 баллов |
Высокий уровень овладения навыком мытья посуды 7–10 баллов |
Уборка с поверхности стола от мусора, вытирание поверхности стола (Проба 11) |
Низкий уровень овладения навыком уборки поверхности стола от мусора, вытирание поверхности стола 0–3 балла |
Средний уровень овладения навыком уборки поверхности стола от мусора, вытирание поверхности стола 4–6 балла |
Высокий уровень овладения навыком уборки поверхности стола от мусора, вытирание поверхности стола 7–10 баллов |
Итоговый балл: Уровень сформированности гигиенических навыков |
0–29 баллов |
30–63 баллов |
64–98 балла |
Литература:
- Левада — центр: [сайт]. –– URL: https://www.levada.ru (дата обращения: 14.05.2020).
- Исаев Д. Н. Колосова Т. А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. учеб. пособие/ Исаев Д. Н. Колосова Т. А. для студентов медицинских и педагогических вузов: КАРО; Санкт-Петербург; 2012. -ISBN 978–5-9925–0726–3
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003.
- Замский У. С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины ХХ в. М.: НПО «Образование», 1995.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
- Елисеева Е. Н. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР)/ Елисеева Е. Н., Рудакова Е. А., Истомина О. В. — Псков 2018.