В статье раскрывается актуальность воспитания уважительного отношения у старших дошкольников именно на основе художественной литературы, через ее восприятие в процессе беседы воспитателя. Так как именно беседы воспитателя по художественной литературе будут способствовать повышению уровня у старших дошкольников уважительного отношения к старшим и пожилым людям, к сверстникам; повысят уровень таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
Ключевые слова: уважительное отношение, уважение к старшим людям, уважение к пожилым людям, уважение к сверстникам.
Современные образовательные программы, разработанные на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), как известно, включают в себя несколько образовательных областей, одной из которых является «Социально — коммуникативное развитие». В рамках данной образовательной области рассматривается проблема формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к семье и сообществу детей и взрослых в ДОО [2, с. 3].
Но в современных условиях воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы довольно проблематично, так как многие старшие дошкольники не имеют примера уважительного отношения к людям в семье, в процессе общения со сверстниками и взрослыми, в обществе. А слушая художественную литературу, которую им читает педагог, содержащую сцены уважительного отношения к людям, не понимают почему в сказке, рассказе уважительное отношение к людям есть, а в жизни этого нет и поэтому они не соблюдают критерии уважительного отношения к людям. Поэтому педагогу необходимо на своем примере, при чтении художественной литературы и в процессе беседы по художественному произведению освещать вопросы уважительного отношения к людям старшим дошкольникам.
Что же представляет из себя понятие «уважительное отношение»? По мнению Л. Н. Галигузовой [1, с. 155], уважительное отношение — это сложное личностное образование, включающее способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Общие критерии уважительного отношения к людям, следующие: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
В опытной работе педагогов используются различные средства воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к людям. Одним их таких средств является художественная литература, которая способна воспитать у дошкольника критерии уважительного отношения к людям; развивает способность: проявлять участие; доброту; выражать протест против несправедливости.
Беседа педагога по художественному произведению — это ответы на заданные вопросы по прочитанному художественному произведению. Беседа помогает старшему дошкольнику постичь критерии уважительного отношения к людям: вежливость; тактичность; почтительное отношение; доброта; внимательность; и пр., полагает Т. П. Щербакова [4, с. 209].
Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умения поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, считает Н. В. Симкина [3, с. 3]. После чтения произведения Н. В. Симкина [3, с. 4] предлагает поговорить о прочитанном, задать «проблемные» вопросы, чтобы дети могли выразить своё понимание произведения.
Для воспитания уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы был разработан комплекс бесед для воспитателя.
Цель комплекса бесед — воспитание уважительного отношения к людям у старших дошкольников на основе художественной литературы.
Задачи комплекса бесед:
— повышение уровня уважительного отношения к старшим и пожилым людям у старших дошкольников;
— повышение уровня уважительного отношения к сверстникам у старших дошкольников;
— повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям, как почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
Комплекс бесед разделен на 3 раздела. Рассмотрим задачи и художественные произведения каждого раздела.
Раздел 1. Чтение художественных произведений про уважение к старшим людям.
Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к старшим людям у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к старшим людям: сказка «Главное — уважение!» Ирис Ревю; притча «Уважение к матери» А. Лопатина; рассказ А. Митяев «За что я люблю маму»; стихотворение Е. Серова «Мой папа»; рассказ Д. Габе «Работа»; рассказ Н. Калининой «В гостях у малышей».
Приведем пример вопросов для беседы после прочтения сказки «Главное — уважение!» Ирис Ревю.
Вопросы для беседы по сказке:
- Почему Кузнечик перестал проявлять уважение к своим родителям?
- Из-за чего расстроились отец и мать Кузнечика?
- Почему мать и отец Кузнечика решили жить на другом берегу?
- Кто подсказал Кузнечику, как надо правильно вести себя с родителями?
- За что извинился Кузнечик перед своими родителями?
Раздел 2. Чтение художественных произведений про уважение к пожилым людям.
Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к пожилым людям у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к пожилым людям: рассказ В. Осеевой «Бабка»; рассказ Н. Калининой «Бабка»; рассказ Л. Н. Толстого «Бабушка и внучка»; сказка Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»; рассказ Симона Чираоло «Морщинки на бабулином лице».
Приведем пример вопросов для беседы после прочтения рассказа В. Осеевой «Бабка».
Вопросы для беседы по рассказу:
- Что делала бабка для Бори?
- Что сделал Борькин товарищ, когда пришел к нему домой?
- Почему он вежливо поздоровался с бабушкой?
- Что провялил Борька, сказав, что здороваться с ней не обязательно?
- Что на это возразил товарищ Борьки?
- Почему Борька грустил о бабушке, когда она умерла?
Раздел 3. Чтение художественных произведений про уважение к сверстникам.
Задачи раздела: Повышение уровня уважительного отношения к сверстникам у старших дошкольников. Повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
В этом разделе идет чтение художественных произведений про уважение к сверстникам: рассказ Н. Калининой «Разве так играют?»; стихотворение Н. Найденовой «Новая девочка»; стихотворение Г. Р. Лагздынь «Почему один Егорка?»; рассказ Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».
Приведем пример вопросов для беседы после прочтения рассказа Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка».
Вопросы для беседы по рассказу:
- Что делать любил Саша?
- Как Лялечка отучила брата дразниться?
- Почему заплакал Саша?
- Что говорил Саша маме про Лялечку?
- Почему Саша не понял, что он не уважал сестру?
Панируемые результаты комплекса бесед: повышение уровня уважительного отношения к людям у старших дошкольников; повышение уровня таких критериев уважительного отношения к людям как: почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки.
Таким образом, уважительное отношение — это сложное личностное образование, включающее способности ценить и почитать другого человека, его слова и поступки, даже если мы не разделяем и не одобряем его действия. Художественная литература, как средство воспитания уважительного отношения к старшим помогает: получить представления об уважительных взаимоотношениях между людьми; понять критерии уважительного отношения к людям (почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки); воспитать уважительное отношение к страшим и пожилым людям, к сверстникам. Комплекс бесед по художественным произведениям способствует воспитанию таких критериев уважительного отношения к людям, как вежливое отношение к своим родителям и иным людям более старшего возраста, почтительное отношение; внимательность; сочувствие; доброта; тактичность; забота; желание помочь; оказание помощи и поддержки, прислушивание к их мнению и пр.
Литература:
- Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/- Заглавие с экрана. (дата обращения 07.11.2021).
- Симкина, Н. В. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к старшим через чтение художественной литературы / Н. В. Симкина [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28969- Заглавие с экрана. (дата обращения 07.11.2021).
- Щербакова, Т. П. Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье / Т. П. Щербакова — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 208–210.