В статье даны методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы по русскому языку.
Ключевые слова: организация исследовательской деятельности, этапы проектного исследования.
В настоящее время глобализация является одним из главных процессов развития общества, но многие ученые, оценивая его положительные стороны, выражают опасения относительно результатов данного процесса в области культуры, прежде всего в сохранении родных языков и национальной самобытности.
Состояние русского языка и науки о нём вызывают тревогу и обеспокоенность, а забота о русском языке должна быть важнейшим социальным и политическим вопросом. Именно поэтому обращение к жизни русского языка как основе бытия нашего народа, осознанное и целенаправленное изучение русского языка и обучение ему как родному, второму родному, также распространение его в мире, непременное и первостепенное условие сохранения русской цивилизации.
Для того чтобы пробудить интерес ребёнка к изучению языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием занимательных заданий и упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи. Одним из способов реализации данной задачи, на мой взгляд, является обучение детей умениям научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение русского языка, поскольку это метод работы в современной школе помогает достижению следующих результатов:
— научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
— утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
— найти себя, что будет способствовать самоопределению;
— реализовать себя, что способствует самореализации;
— научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию [2, с. 160].
Научно-исследовательская деятельность в школе должна быть организована педагогом таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями, социумом. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, дети овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация научно-исследовательской деятельности педагогом должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности должны быть востребованы практически любые способности детей, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектное исследование элементарного уровня проводится в несколько этапов по определенному плану: первый этап — подготовительный — выбор темы — формулирование целей — составление плана исследования; второй этап — основной — сбор материала — обобщение полученных данных; третий этап — заключительный — представление результатов исследования — обмен мнениями [4, с. 105].
На первом этапе определяется область исследования, формируются цели и задачи под руководством учителя. Далее выбираются приемы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: наблюдение, сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т. д. На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники, например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В. В. Лопатина, Л. Е. Лопатиной. Третий этап — заключительный, представление результатов исследования или этап защиты проекта. Докладчик/докладчики стараются изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения [4, с. 35].
В современной методической литературе выделяют несколько видов проектной деятельности: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты [6, с. 30]. Рассмотрим эти виды проектов применительно к изучению русского языка.
«Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории» [6, с. 30]. Например, создание книги по определенной теме, описание части речи по русскому языку. «В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев» [6, с. 30]. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку, где персонажами выступают термины по предмету. «Практико-ориентированный проект направлен на социальные интересы участников проекта» [6, с. 30]. Например, «Нужны ли учить правила русского языка?». Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например, «Польза загадок в жизни современных детей и взрослых», «Болезни русской речи» [4, с. 35].
Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в одно занятие. Их разработка наиболее продуктивна на занятиях развития речи. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4–6 занятий. При изучении грамматических материалов никак не обойтись без проекта [1, с. 2].
Так, за один урок можно провести исследование, например, на темы: «Слово о лингвистах», «Сказка о прилагательном», над такими проектами работа ведется в группах. Краткосрочные проекты по русскому языку можно выполнить на такие темы: «Экологическая служба русского языка», «Язык научно-познавательных передач». Работа идет под руководством учителя. Полугодовые, годовые проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь такой проект — от определения проблемы и темы до презентации — выполняется во внеурочное время. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на школьных и муниципальных научно-практических конференциях.
М. А. Ступницкая в своей работе «Методика. Проектная деятельность» [8] описывает учет возрастных возможностей учащихся при работе с детьми над проектами. Возрастные особенности подростков часто влияют на выбор вида проекта в зависимости от долгого времени сохранять интерес к работе, самостоятельности выполнения на всех этапах. Так, учащиеся 5–6-х классов имеют большую склонность к ролевым и игровым проектам, но при этом стоит отметить, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя. Академического опыта у учащихся 7–8-х классов достаточно для того, чтобы самостоятельно искать, анализировать, ранжировать информацию из различных источников, осуществлять другие интеллектуальные операции в рамках проекта, поэтому для них будут приемлемы практико-ориентированные проекты. Старшие подростки, учащиеся 9–11 классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них уже достаточно знаний и опыта, за плечами значительный этап школьной жизни — все это предпосылки для успешной работы над проектом.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания детей в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы [5, с.77]. Проектные методы сегодня являются одним из важных компонентов современной системы образования, потому что «проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет учащимся быть более активными, способствует развитию у учащихся и педагогов навыков общения, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления» [7].
Таким образом, исследовательская деятельность школьников способствует интеграции культурных пластов на основе языкового материала, формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Главным метапредметным результатом школьников станет освоение ими универсального инструментария для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их успешности в любой профессиональной области.
Литература:
- Атаева, Х. К. Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе / Х. К. Атаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.2 (114.2). — С. 1–3. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29805/ (дата обращения: 27.11.2021).
- Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013. — 175 с.
- Васильева, И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — № 14.1. — с. 78–82.
- Вахрушева Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. — 2007. — № 14. — с. 35–36.
- Голд, Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — с. 73–76.
- Полякова, Т. Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
- Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.
- Ступицкая, М. А. Методика. Проектная деятельность / Ступицкая. — Текст: электронный // первое сентября: [сайт]. — URL: https://spo.1sept.ru/article.php?ID=200801402 (дата обращения: 27.11.2021).