Для России в начале третьего тысячелетия коррупция стала серьезным препятствием на пути как политического, так и экономического роста, став реальной угрозой национальной безопасности страны. Коррупция российских государственных структур и чиновников привела к тому, что страна не доверяет государственным институтам, диспропорциям в государственной системе. Коррупция стала одним из элементов функционирования государства, который является неотъемлемой частью его отношений с гражданами, что привело к кризису морально-психологического состояния личности и общественного сознания и нарушению установленных правил и норм деловой культуры людей. В статье автором отражена с ущность коррупции как социально-правового явления, а также предпринята попытка выделения факторов, обусловливающих указанного явления.
Ключевые слова: взяточничество, коррупция, преодоление противодействия при расследовании, факторы, обуславливающие коррупцию.
Коррупция в России — не только проблема, но и реальная угроза национальной безопасности страны. Она всегда связана с властью и в силу этой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на репутацию власти в глазах граждан.
Взяточничество — одно из древнейших и наиболее распространенных проявлений коррупции. «Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, одновременно с этим появилось и взяточничество», — писал известный русский криминалист В. Н. Ширяев. [1] Действующий Президент РФ В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что именно коррупция на современном этапе является наиболее серьезным препятствием на пути поступательного развития Российской Федерации. Более того, по словам В. В. Путина, коррупция и мздоимство не являются проблемами какой-либо конкретной социальной сферы (медицины, образования), а являются бедой всего общества.
Посягая на деятельность государственных учреждений, мздоимство дискредитирует органы публичной власти, приводит к нарушениям принципа социальной справедливости. Опасность получения и дачи взятки обусловлена также тем, что данные составы достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: с созданием организованных преступных групп (сообществ); с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; с незаконным приобретением оружия; незаконным оборотом наркотических средств. Противодействие взяточничеству — одна из ключевых задач для России, которая не может быть реализована на практике без применения уголовно-правовых норм, предусматривающих существенные санкции, как за получение, так и за дачу взятки.
Коррупция — это термин, который обычно относится к тому факту, что должностное лицо использует свои полномочия и доверенные ему права, а также соответствующий официальный статус, возможности, связи для личной выгоды, противоречащие закону и моральным нормам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Проще говоря, коррупция — это ситуация, когда некоторое уполномоченное лицо использует данные ему должностные права в незаконных целях. Взятка же является частным случаем коррупции. И практически самым распространенным.
Существует много вариантов определений коррупции. Если точнее, то под коррупцией следует понимать моральное разложение должностных лиц и политиков, в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. ФЗ «О противодействии коррупции» предлагает такое определение: Злоупотребление должностным положением или любое другое незаконное использование своего официального статуса против законных интересов общества и государства для личной выгоды называется коррупцией. Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. [2]
На международном уровне вопросы борьбы с коррупцией регулируются рядом правовых актов и рекомендаций ООН, в частности, Конвенцией Совета Европы (ETS № 173). Эта Конвенция, подписанная 27 января 1999 года государствами-членами Совета Европы и другими государствами, подчеркивала необходимость принятия законодательных и других мер для предотвращения преступлений, выражающихся в активном и пассивном подкупе национальных публичных должностных лиц, подкупе членов национальных собраний, иностранных государств должностных лиц [3].
Несмотря на то, что в настоящее время на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сформирована антикоррупционная законодательная база, существует ряд проблем .
Ст. 20 (Незаконное обогащение) Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года [4] предусмотрено, что «…каждое государство-участник Конвенции рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, которые могут потребоваться для признания обогащения уголовным преступлением, если оно является преднамеренным, незаконным» [4].
К сожалению, эта статья Конвенции не была ратифицирована РФ, и поэтому представление должностными лицами деклараций, где предметы роскоши, стоимость которых превышает их заработную плату, практически не имеет правовых последствий.
Учитывая, что понятие коррупции очень широко и затрагивает многие сферы человеческой жизни, ее обычно делят на несколько типов или форм, которые зависят от степени влияния и объема. К основным формам коррупции относятся:
— политическая коррупция.
— должностная коррупция.
Мелкая, бюрократическая коррупция — это повседневная коррупция, которая возникает, когда правительственные чиновники встречаются с общественностью. Мелкая коррупция — это взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Эта форма коррупции обычно связана с небольшими суммами, потому что она основана на наиболее обыденных вопросах. Это включает взяточничество в больницах, школах, местных отделениях полиции и налоговых органах [5].
Политическая коррупция — это любая сделка между частным и государственным секторами, посредством которой общественные блага незаконно становятся частными. Политическая коррупция часто используется как синоним коррупции большого или высокого уровня. Она отличается от бюрократической или мелкой коррупции, потому что связана с политическими лицами. Политическая коррупция наиболее разрушительна для страны, потому что политики, которые имеют право создавать и применять законы в интересах людей, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция приводит не только к неэффективному использованию ресурсов, но и к подрыву власти. Правительство становится клептократическим.
Как уже можно понять из самого определения термина, коррупция преследует всего одну единственную цель: личное обогащение, концентрация и удержание власти.
В странах с большей коррупцией можно заметить больше проблем со здоровьем среди людей [6].
Загрязнение окружающей среды происходит из-за деятельности, различных предприятий, которые за взятку получают возможность не использовать системы очистки, да и вообще ведут свою работу как им угодно.
Причины коррупционных преступлений носят комплексный характер не только потому, что они представляют собой совокупность явлений различной природы, но также и потому, что большинство из них существует уже более столетия и стали традиционным образом жизни [7]. Наиболее важными являются экономические, политические, правовые, психологические и организационные.
Существует необходимость в разделении характерных признаков коррупционного явления — его особенности, которые должны включать:
1) негативный незаконный социально-правовой феномен;
2) действия или бездействие должностного лица в рамках его полномочий, или действий, в которых он выполняет свои обязанности;
3) незаконное получение имущества и нематериальных выгод, связанных с использованием возможностей, предоставляемых должностным лицом;
4) широкий круг людей, которые имеют возможность получить имущественные и нематериальные выгоды в результате коррупционного поведения чиновника — через посредников, третьих лиц. [8]
Таким образом, коррупцией является умышленные действия или бездействие государственного служащего в личных целях или исходя из интересов других сторон с помощью своего положения и для приобретения имущественных или нематериальных благ через посредников или третьих лиц.
Литература:
- Зеленский В. Д. Основные положения следственной тактики: Монография / В. Д. Зеленский, Д. А. Влезько, М. В. Головин [и др.]. Краснодар, 2019. С. 55.
- Егорова Н. А. Новеллы Уголовного кодекса о должностных преступлениях // «Законность», 2016, № 2. С. 41.
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2394.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. № 26. ст. 2780.
- Авдецкий А. Г. О роли и месте региональных политических элит в организации противодействия коррупции // Ростовский научный журнал. 2017. № 6. С. 30–39.
- Потомский В. В. Антикоррупционная политика в России: тенденции формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 1. С. 130–136.
- Багдасарян И. А. К вопросу о специальных административно-правовых средствах противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации // «Право в Вооруженных Силах», 2017, № 10. С. 57.
- Окороков В. К. Антикоррупционное законодательство в системе органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/m83.html (дата обращения: 15.04.2021).