Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 01.12.2021

Статья просмотрена: 1239 раз

Библиографическое описание:

Рубакова, Н. В. Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО / Н. В. Рубакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 416-418. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86170/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочная деятельность, обучающийся.

Keywords: project activities, extracurricular activities, student.

Современное качество среднего профессионального образования, безусловно, определяется использованием инновационных технологий с активным вовлечением обучающихся в учебный процесс.

Для преподавателя обществознания в работе самое главное то, как студент размышляет, анализирует, критически относится к социальным фактам и событиям. Каждый обучающийся должен быть включен в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения наиболее значимых вопросов.

Специфика предметов обществоведческого цикла требует от студента умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт.

Зачастую это вызывает определенные трудности у обучающихся:

— неумение оперировать фактами;

— неспособность устанавливать причинно-следственные связи;

— беспомощность в ситуации дискуссии.

Решить эти трудности помогает внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса. В ходе изучения проблемы на практическом уровне студенты овладевают умением принимать решения, в том числе в ситуациях неопределенности.

Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности является проект как наиболее перспективная форма ее организации. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектная деятельность прописана в стандарте образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов. Следовательно, каждый студент должен быть обучен этой деятельности. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся.

В процессе проектной деятельности обучающиеся осуществляют учебно-познавательную и творческую деятельность, которые имеют общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия студента и преподавателя в сравнении с традиционным обучением.

Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся.

Основной задачей преподавателя является обучение студентов умению находить достоверные источники информации, ответы на поставленные вопросы, анализировать и сравнивать информацию, излагать свое мнение, вырабатывать свои мировоззренческие позиции, выбирать средства достижения цели, планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.

Основными этапами проектной деятельности являются:

  1. Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов работы, сбор и изучение информации, составление плана работы;
  3. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа студентов в соответствии со своим заданием, сопоставление фактов;
  4. Оформление результатов проектной деятельности;
  5. Подготовка презентации и защита проекта;
  6. Анализ результатов выполнения проекта, дискуссия.

Ответственность за выполнение проектной работы возлагается на руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на методическом совете о выполнении индивидуальных проектов обучающимися.

Руководитель проектной работы должен:

— совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;

— совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;

— мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;

— оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;

— контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.

Руководитель проектной работы имеет право:

— требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения;

— использовать в своей работе имеющиеся в образовательной организации информационные ресурсы;

— обращаться к администрации колледжа в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана проектной работы.

Внеурочная деятельность обеспечивают полноценное развитие обучающихся, развивает их мотивацию к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность студентов, формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков, что помогает обучающимся в самореализации, самоопределении и профориентации.

Литература:

  1. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008 — С. 21–29.
  2. Балашов В. В., Лагунов Г. В., Малюгина И. В., Масленников В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России: монография: в 3 ч. — М., 2007 — С. 42.
  3. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012 — С. 124–126.
  4. Кустова С. А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633155/.
  5. Ольховая Т. А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности / А. Т. Ольховая // Международный журнал экспериментального образования. — 2010 — № 11 — С. 122.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, проектная работа, индивидуальный образовательный проект, обучающийся, творческая деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся

В статье рассматривается процесс погружения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, формирование у них проектно-исследовательских компетенций.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Похожие статьи

Формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся

В статье рассматривается процесс погружения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, формирование у них проектно-исследовательских компетенций.

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Интеграция в проектной деятельности учащихся

В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе

В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности

Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе

В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Задать вопрос