В статье раскрываются проблемы проектной и конструкторской деятельности, которые являются новыми для современности. В то время как в практике обучения и воспитания метод проектов известен уже достаточно давно, теоретический анализ проектной деятельности как средства обучения и воспитания не был реализован, его рассмотрение шло по описательному пути, по линии определения границ влияния на формирование знаний, умений, навыков учащихся.
Ключевые слова: проектирование, конструирование, практические, воспитательные, образовательные цели.
Под проектированием как видом профессиональной деятельности преподавателя следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения — дидактического описания педагогической системы, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса.
Конструктивная деятельность преподавателя связана с отбором, композицией, разработкой учебного материала, т. е. созданием материального основания для осуществления разработанного проекта на практике.
Проектирование и конструирование технологии обучения имеет вполне определенную цель — создание преподавателем специальной профессионально ориентированной обучающей среды, дающей ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать педагогическое взаимодействие со студентами для достижения дидактических целей [1, с. 100].
Практика показывает, что при проектировании и конструировании профессионально ориентированной технологии обучения наиболее целесообразным является следующий алгоритм действий преподавателя [2, с. 234]:
— определение диагностических целей обучения, описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата;
— обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;
— выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также и системы смысловых связей между его элементами;
— определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности;
— разработка процессуальной стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;
— поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;
— выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности;
— выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.
Основным содержанием работы должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов с последующим их изготовлением.
Сама по себе, даже наиболее прогрессивная и перспективная форма работы ещё не обеспечивает высоких результатов воспитания и обучения. Для достижения успеха, прежде всего, необходимо ясное понимание основной цели и задач, чёткое определение критериев оценки работы.
Ценность работы правильнее всего определяется исходя из того, какие ЗУН переносит школьник на свою практическую деятельность. Если говорить об узкопрофессиональных навыках (слесарные, монтажные, работы с приборами и т. д.), то их учащиеся могут получить на обычных уроках технологии в школе, а затем на практикумах в училищах и техникумах. Овладение такими навыками ещё не определяет творческого подхода к работе.
Важно подчеркивать необходимость глубокого понимания действия основных законов механики, использовать знания учащихся о правилах построения кинематических и электрических схем, об источниках энергии, двигателях и механизмах.
В процессе учебного проектирования открываются возможности для использования обучающимся своих знаний о физико-технических и химических свойствах материалов, здесь же используются и совершенствуются практические навыки учащихся в ручной и механической обработке различных материалов.
Оформление технической документации на различные изделия требует от учащегося знаний основ технического черчения, практических навыков выполнения технических рисунков, эскизов, чертежей.
Для достижения успеха необходимо осознать и сформулировать принципы, определяемые закономерностями развития техники и технологии, закономерностями самого процесса учебного проектирования.
Главным содержанием работы учащихся должно быть проектирование в решении конструкторских, технологических и организационных технических задач в процессе разработки и практического изготовления опытного образца различных изделий.
Основными целями работы с учащимися при учебном проектировании:
Общеобразовательные цели
— Помочь обучающимся овладеть методами познания, освоения и совершенствования техники, научить устной и письменной технической речи со всеми присущими ей качествами (простота, ясность, наглядность, полнота). Помочь обучающимся овладеть минимумом научно-технических сведений, знаний, нужных для активной познавательной деятельности, для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Воспитательные цели
— Воспитание личности, воспитание устойчивого интереса к методам технического проектирования, конструирования, моделирования: нравственное и эстетическое воспитание (уважение к людям труда, чувство красоты и так далее), воспитание интереса к содержанию работы новаторов, изобретателей; развитие технического мышления учащихся, воспитание у них культуры труда.
Практические цели
— умение применять полученные навыки для решения практических задач;
— умение самостоятельно восполнять недостающие знания, работать с литературой;
— умения пользования различными приборами, инструментами, аппаратами. Вышеперечисленные цели достигаются на основе четко сформулированных педагогических принципов:
— организация работы должна обеспечивать максимум самостоятельности школьников в «открытии» закономерностей развития техники;
— дидактический — материал должен способствовать развитию технического мышления обучающихся;
Из выше сказанного можно сделать вывод, что учебное проектирование и конструирование является неотъемлемой частью технологического процесса по изготовлению изделий.
Литература:
- Соловьянюк, В. Г. Педагогические аспекты технологий обучения. — БирГПИ, 2007. 120с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М., 2003. 376 с.