В статье авторы пытаются выделить особенности общения между родителями и их детьми младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Ключевые слова: межличностные отношения, родители, дети с нарушением слуха.
По статистическим данным, число лиц со слуховой депривацией как во всем мире, так и у нас в стране постоянно увеличивается (М. Е. Загорянская, В. С. Кузнецов, Г. С. Лях, А. М. Марусева, Н. А. Преображенский, М. Г. Румянцева, Г. А. Таварткиладзе, и др.). Сотрудники Российского научного центра аудиологии и слухопротезирования Минздрава России (РНЦФиС) указывают на то, что на сегодняшний день в России насчитывается 13 млн. больных с нарушениями слуха, в том числе более 600 тыс. детей и подростков [10].
В группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованию H. B. Мазуровой (1997), не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными [7].
Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей [2].
Чувство родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к возникновению такой оценки ситуации, которая позволяет принимать оптимальные решения. Эти стадии были описаны Е. И. Исениной (1986 г.) [5].
Впервые узнав о нарушении слуха у своего ребенка, родители бывают глубоко потрясены и длительное время находятся в «шоковом» состоянии.
Это первая стадия, на которой находятся родители, узнав о глухоте своего малыша: родители воспринимают этот факт как удар судьбы.
После того как шок прошел, до родителей доходит ужас диагноза: ребенок никогда не будет слышать, не будет слышать тысячи звуков. Он будет отделен глухотой и немотой от других людей.
Вторая стадия «понимание». В этот период родители испытывают стыд, угрызения совести и даже обиду: «Почему мой ребенок глухой?» Такие чувства, по мнению Е. И. Исениной, естественны и нормальны. Они пройдут, если их поймут и смогут рассказать о своих чувствах [5].
В противном же случае время от времени эти чувства будут прорываться, и подрывать душевное здоровье родителей.
Третья стадия является наиболее опасной. Она получила название «защитное отрицание». Родители пытаются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт глухоты. Это отрицание может проявляться по-разному. Например, они начинают думать, что это дурной сон, и каждое утро спешат к постели малыша с надеждой, что сон развеялся и ребенок слышит. На данной стадии можно «застрять» надолго и потерять драгоценное время, если не осознать, что многое можно сделать для счастья ребенка, признав его глухоту.
Следующей стадией является «принятие глухоты». На этой стадии родители осознают, что ничего нельзя поделать с тем, что ребенок глухой. Но они готовы сделать все для счастья малыша. Родители готовы воспитывать своего глухого ребенка, хотя и понимают, что это очень трудно.
Пятая стадия — «конструктивные действия». Меняются жизненные ценности, образ жизни семьи. Появляется новая важная цель — воспитать глухого малыша так, чтобы он стал счастливым человеком, личностью. Жизнь приобретает новый смысл, становится более насыщенной и интересной [5].
Слышащая семья, в которой появился глухой ребенок, сталкивается с невозможностью общаться речью и постепенно вводит «домашние» жесты (дай, домой, гулять). В Красноярском крае для таких семей не организуется специальных курсов по русскому жестовому языку, поэтому в семье сами родители только усложняют ситуацию дальнейшего обучения, так как закрепляют неверные жесты. Обучение жестовому языку — процесс долгий и трудоемкий, так что большинство родителей им не овладевают. Чем старше становится ребенок, тем больше дистанцируется от родителей, которые с ним не взаимодействуют.
Появление ребенка с нарушением слуха может привести к серьезному кризису в семейной жизни. Отношения в семье во многом влияют на жизнь глухого или тугоухого ребенка.
По мнению Ткачевой В. В. рождение ребенка с нарушением слуха детерминирует ряд качественных изменений в семье, которые проявляются на нескольких уровнях: социальном, соматическом и психологическом [8]. Содержание изменений раскрыто в Таблице 1.
Таблица 1
Изменения в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха (по материалам В. В. Ткачевой)
Уровни качественных изменений |
||
Социальный |
Соматический |
Психологический |
Сужение круга знакомых. Ограничение контактов. Отказ заводить новые знакомства. Ригидные семейные границы. Изменения в социально-экономическом плане: затраты на лечение, долговременные материальные потребности. |
Вегетативные и астенические расстройства, соматические заболевания у матерей. Нарушение сна и аппетита, мигрени, скачки артериального давления в связи с постоянными эмоциональными нагрузками. В связи с невротическим состоянием матери у ребенка часто формируются вторичные эмоциональные и поведенческие нарушения. |
Стресс оказывает сильное деформирующее влияние на психику родителей и выступает причиной травмирующего изменения сформировавшихся в семье стереотипов. Долговременное обретение новых ценностей. Появление защитных механизмов как реакция на дефект ребенка. |
Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей — все это способствует благоприятному развитию ребенка со слуховыми нарушениями [8].
На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатного типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Дело осложняется тем, что специальные дошкольные учреждения имеются лишь в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними на длительный срок.
Л. С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребенку придется жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются те силы, те средства, которые могли бы потом помочь ребенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими [4].
Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестер [3]. Конечно, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братьями и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливается взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть [3].
По мнению Г. А. Карповой, своеобразие воспитательной ситуации «глухой ребенок у слышащих родителей» отличается рядом черт. Прежде всего, это семья, пережившая шок от рождения аномального ребенка [6].
Эмоциональное восприятие глухого малыша слышащими родителями дисгармонично: отцы, как правило, испытывают раздражение и неприятие «ненормального» ребенка, матери — чувства вины и жалости, ведущие к гиперопеке [6].
Осознаваемый или загнанный вглубь подсознания дискомфорт «хроническая печаль» усугубляется трудностями в межличностном общении слышащих родителей с глухим ребенком.
По мнению Т. Г. Богдановой, взаимное непонимание в процессе социальных контактов, постоянный дефицит в удовлетворении потребности в общении приводит к преобладанию отрицательных эмоций, раздражительности как у родителей, так и у слабослышащих и глухих детей . Это происходит в частности и потому, что специфическими средствами общения (дактилология и/или жестовая речь) владеют не более 15 % всех слышащих родителей (И. В. Цукерман). Часто учителя и воспитатели выступают в роли переводчиков при общении глухого ребенка со слышащими родителями [1].
Таким образом, мы видим, что взаимоотношения родителей с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения слуха имеют особенности. Особенно сильно это проявляется, когда ребенок попадает в образовательную среду, чаще в школу интернат. В такой ситуации родитель теряет ране простроенную связь с ребенком, а так же способность к полному понимаю и общению.
Резюмируя выше сказанное, мы убедились в том, что общение младших школьников с нарушениями слуха и без нарушений с родителями отличается. Большую роль при общении играет кризис, который переживают родители ребенка с нарушениями слуха. Таким родителям необходимо принять особенности своего ребенка и стратегически правильно построить процесс воспитания в семье. Данная особенность для родителей является шоком и не многие способны, пройдя этапы принятия, верно определить ход своей деятельности в будущем.
Литература:
- Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. 306 с.
- Быкова М. В., Смирнова Е. О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. [Электронный ресурс] URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/vp032000/soi_3_14.htm.
- Выготский Л. С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924. 157 с.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб: Лань, 2003. 654 с.
- Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: Прогресс, 1999. 80 с.
- Карпова Г. А. Комплексная диагностика коррекционно-педагогического потенциала семьи, воспитывающей ребенка-инвалида // Вопросы специальной психологии и педагогики. 2007. № 1.
- Мазурова Н. В., Подольская Т. А. Психолого-педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности // Национальный психологический журнал. 2016. № 01(21). С.70–77.
- Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. М.: Книголюб, 2007. 144 с.
- Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ, 2007. 147 с.
- Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ). [Электронный ресурс]: http://www.voginfo.ru/about.html (дата обращения: 28.02.2021).