В ХХI веке изменился уклад жизни семьи на фоне развивающихся информационных технологий. Дети с раннего возраста оказываются «погружёнными» в цифровую среду. Девайсам удаётся «дистанцировать» малыша от взрослых, они становятся посредниками в детско-родительских отношениях. Малыш подолгу не включается в «живое общение» с родителями. Психологические исследования показывают, полноценное мышление не может сформироваться, если человек не имеет постоянной, ежедневной практики общения. Отсутствие практики в общении является причиной отставания в развитии речи. Первые три года жизни — это сензитивный период для развития речи. Период наиболее благоприятный для развития сопутствующих зон мозга и активного развития речи.
Ключевые слова: цифровизация, девайс, снзитивный период, мышление, вид деятельности, речь, развитие, детско-родительские отношения, технические устройства.
В ХХI веке изменилось пространство современного детства и привычный уклад жизни современной семьи на фоне активной интеграции медийной сферы, и стремительно развивающихся информационных технологий. Технические устройства властно вытесняют привычные игрушки, конструкторы, книги, материалы детского творчества.
Применение информационно-технических устройств, с одной стороны, в доступной форме с использованием приёмов визуализации, которые оптимизируют привлечение внимания детей. Ребёнка легче мотивировать благодаря яркой визуализации. Но неоправданно рано происходит знакомство детей с гаджетами. Аттрактивные свойства всецело «поглощают» детей, и начинают «замещать» взаимодействие с родителями, блокируют, формирующие чувственный опыт сенсорные впечатления. Характеристикой, обуславливающей социальную ситуацию развития, источником развития в данное время является — цифровизация. Дети с раннего возраста овладевают цифровым орудием, что, несомненно, влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.
Цифровая индустрия, в наше время, представляет родителям широкий спектр разнообразных устройств. Пока девайсы выполняют функции взрослых, родители получают возможность освободить время для собственных дел. В цифровой век все эти нововведения изменяют взаимоотношения детей и родителей. Современные дети рано сталкиваются с цифровыми устройствами. Девайсам удаётся «дистанцировать» малыша от взрослых, они становятся посредниками в детско-родительских отношениях. В результате чего, живой диалог, живое общение с родителями малыш подолгу не является включённым. В постоянном контакте с родителями у детей раннего возраста должно происходить овладение речью. Ребёнок пытается включиться в беседу, когда он слышит взрослого, он осмысливает и переживает его речь. Сидя у экрана, поглощённые мельканием ярких изображений, дети очень редко используют речь. Речь, которую ребёнок слышит из планшета «пустая», не наполненная для него «личностным смыслом». Интегрированным показателем мышления является речь. К какому результату можно прийти, если у детей нет ни внешней, ни внутренней речи. С проблемами недоразвития речи (дислексия и дисграфия) сталкиваются многие дошкольники. Проблемы подобного рода имеют сейчас 40 % детей. Большое количество малышей имеет сейчас задержки речевого развития до трёх лет. Дети хуже формулируют свои мысли, чем их сверстники из предыдущих поколений. Они не имеют полноценной практики общения. Сюжетно-ролевые игры подменили «виртуальные», «дворовые» игры отсутствуют. Психологические исследования показывают, полноценное мышление не может сформироваться, если человек не имеет постоянной, повседневной практики общения. У детей происходит деформация социальных связей, так как они целыми днями сидят в интернете. Замещает потребность в общении суррогатная форма коммуникации.
Для того чтобы речевое развитие было в норме, общаться с детьми нужно в эмоционально-положительном тоне. На основе характерной для данного возрастного этапа ведущей деятельности должно происходить общение. Обязательно нужно побуждать к ответу ребёнка. Изменение форм общения ребёнка со взрослым является важным стимулом развития речи [6]. Когда в возрасте 2–3лет эмоциональное общение меняется на предметнo-действенное, данная смена является серьёзным стимулом для развития речи ребёнка. Может произойти отставание в развитии, если данного изменения в характере общения не произойдёт. Первые три года жизни — это сензитивный период для развития речи. Период наиболее благоприятный: развиваются сопутствующие зоны мозга, активно развивается речь. Этот период должен быть насыщен общением со сверстниками, родителями, бабушками.
В век цифровизации в современной семье бабушкины сказки, мамины колыбельные совершенно вытеснил экран гаджета. Главным «другом» и «воспитателем» ребёнка становится гаджет. Современные дети в возрасте 3–5лет смотрят на экран около 4 часов в день, по данным ЮНЕСКО, то есть 28 часов в неделю [7]. Что намного превосходит общение со взрослым. Отсутствие практики, таким образом, является основной причиной отставания в развитии речи. Для ребёнка необходим взрослый человек на этапе дошкольного детства, который будет ему другом, наставником, сокровищницей информации, помощником во всём. Важным стимулом развития речи является общение со взрослым на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей деятельности [3]. Если взрослый будет проявлять искренний интерес, уделять больше количество времени малышу, это в дальнейшем благотворно скажется на развитии речи. Ведь развитие происходит в деятельности, а ведущим видом деятельности у дошкольников является игра [4]. Неправильно думать, что в дошкольном возрасте развитие игры может происходить стихийно, что ребёнок может понять общественные отношения без всякого руководства со стороны взрослых. Взрослым необходимо быть неравнодушными, необходимо понимать во что играют их дети. Привычки, хорошие или плохие, а затем черты характера ребёнка формируются в игре. Небрежное отношение к своим игрушкам, жестокое обращение к кукле, нежелание уступать другому ребёнку игрушку порождают негативные черты характера, такие как эгоизм, жестокость, неряшливость. Но если ребёнок может подчиняться игровым правилам, умеет выполнять возложенные на него обязанности, бережно относится к своим игрушкам — у данного ребёнка обязательно сформируются такие черты характера, как аккуратность, бережное отношение к вещам, дисциплинированность, дружелюбие, чуткость к окружающим. Игра — вид деятельности, к которому ребёнок приступает без внешнего влияния и принуждения. В игре развиваются те качества и черты характера, которые мы ценим в окружающих. Ребёнок учится жить в игре. Ребёнок понимает суть игры и выполняет её основные правила. В зависимости от её течения, ребёнок должен оценивать ситуацию, принимать решение самостоятельно, познавать потребность в сотрудничестве. В игре формируются те психические процессы, которые необходимы в будущем для нормального развития.
Выводы
- В век цифровизации неоправданно рано происходит знакомство детей с гаджетами. Аттрактивные свойства всецело «поглощают» детей, и начинают «замещать» взаимодействие с родителями, блокируют чувственный опыт, сенсорные впечатления.
- Сидя у экрана, поглощённые мельканием ярких изображений, дети очень редко используют речь. Большое количество малышей имеют задержки речевого развития, так как дети не имеют полноценной практики общения.
- Для того чтобы ребёнок успешно, полноценно развивался, у него должна быть сформирована привязанность к родителям.
- Общение ребёнка со взрослым должно проходить в эмоционально-положительном тоне. Необходимо общение на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей деятельности.
- Полноценное, ежедневное эмоционально-насыщенное общение родителей со своими детьми, а не параллельно каждый в своём устройстве, непременно дадут положительные результаты в развитии когнитивной сферы, в частности в развитии речи.
Литература:
- Батенова Ю. В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства дошкольника: монография. Челябинск. Изд-во ЮУрГГПУ,2017,270 с.
- Батенова Ю. В. Факторы, определяющие формирование информационной грамотности детей старшего дошкольного возраста// Азимут научных исследований педагогика и психология.2018.Т.7№ 1(22).С.31–34.
- Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1978.- с.32–36.
- Выготский Л. С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка // Психология дошкольника: хрестоматия/ сост. Т. А. Урунтаева академия 2000,-с.19–35.
- Погожина И. Н., Сергеева М. В., Егорова В. А. Цифровая компетентность и детство- вызов 21века (анализ современных исследований)// Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология 2019.-№ 4-с.80–106.
- Проняева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук/ С. В. Проняева –Екатеринбург, 1999, 22с.
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно- исторической парадигме: изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире// Социальная психология и общество.- 2018.-№ 3.-с.71–80.
- Стародубцева Г. А. Киберсоциализация подростка: риски неуправляемого процесса// Обзор педагогических исследований.2021 Т.2.с.261–266.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста)// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина, М.: Академия, 2001 — с.126–144.
- Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие /Психическое развитие в детском возрасте/ под ред. Д. И. Фольдштейна» М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: МОДЭК, 2001.-с.218–238.