В статье рассматривается специфика дискурса политической партии Vox, ставшей главным открытием в испанской политике в 2018–2019 гг. Определяется место партии в интеллектуальной и политической истории Испании; устанавливается ее положение в рамках традиции испанского консервативного национализма. На основе анализа ключевых устных выступлений лидеров партии на митингах в ходе избирательных кампаний, на телевидении и радио, а также в законодательных органах власти выделяются основные элементы, которые однозначно характеризуют дискурс данной партии как националистический. Автор приходит к выводу о том, что успех Vox обусловлен кризисной ситуацией в испанском обществе и несет в себе как возможности для оздоровления политической атмосферы, так и риски дальнейшей дестабилизации демократической системы.
Ключевые слова: Испания, политический дискурс, Vox, национализм.
Политический ландшафт Испании за последние 10 лет претерпел серьезные изменения, проявившиеся в появлении новых массовых партий — Podemos, Ciudadanos и Vox. Последняя на парламентских выборах в ноябре 2019 года получила 3.656.979 голосов (15,09 %; 3-е место) и сформировала крупную фракцию в испанском конгрессе (52 депутата). Наиболее распространенные определения для обозначения идеологии Vox — «крайне правые» и «праворадикалы». Однако, хотя подобные зонтичные термины широко используются в научном дискурсе, они являются полемически окрашенными, обозначая, по сути, все политические движения, открыто выступающие против либеральной демократии, социал-демократии или коммунизма [8, с. 46–48]. Поэтому часть исследователей относит Vox к национал-популизму [9], новому национализму [1] или правому консерватизму [2]. Историк П. Гонсалес Куэвас говорит о синтезе правого идентитаризма и консервативного либерализма [4]. Так или иначе, исследователи сходятся в наличии в дискурсе Vox выраженного националистического компонента.
Феномен Vox любопытен тем, что впервые за 45 лет появился мощный актор, выступающий под флагом испанского национализма, ранее занимавшего маргинальную нишу. В Испании, в отличие от ряда стран Европы, с конца 1970-х по 2019 г. националистические силы в парламенте страны были (за редчайшим исключением) представлены только «периферийными» партиями: каталанскими, баскскими, галисийскими и др. Ряд исследователей отмечал исключительность испанской ситуации, учитывая благоприятные для появления партий национал-популистского типа условия: экономический кризис 2008–2014 гг., череду коррупционных скандалов, высокий уровень безработицы, европейский миграционный кризис. В качестве возможного объяснения предлагался репутационный урон, нанесенный идеям испанского национализма режимом Ф. Франко. А. Н. Кожановский приводит свидетельство социолога А. де Мигеля: «„Самое грустное, что можно сказать о Демократическом Транзите 1976 года“, это то, что „на символическом уровне“ было покончено с испанской нацией, а термины „нация“ и „национальный“ в применении ко всей Испании в целом крайне ослабили своё значение в пользу терминов „государство“ и „государственный“; более того, в некоторых регионах страны само слово „испанский“ воспринимается едва ли не как оскорбление» [1, с. 44]. Vox фактически стала первой успешной партией демократического периода, которая открыто сделала ставку на защиту испанской национальной идентичности и сохранение территориальной целостности Испании [7, с. 16].
Анализируя политическую программу партии, журналист Дж. Мюллер отмечает, что она наследует консервативному национализму (национал-католицизму), предостерегая, однако, от отождествления идеологии Vox с мировоззрением франкизма [6]. Мыслители и политические деятели, которых обычно относят к традиции испанского консервативного национализма — Х. Васкес де Мелья, Р. де Маэсту, В. Прадера, А. Гойкоэчеа, а также движения Acción Española и CEDA (Х. М. Хиль-Роблес) [7]. П. Гонсалес Куэвас сравнивает сочетание экономического либерализма и морального консерватизма, присущее Vox, с идеями Р. де Маэсту [4]. Партия также связана с Фондом защиты испанской нации (2006), задачей которого является выработка новых подходов к отстаиванию идей испанского национализма [3]. Таким образом, в лице Vox мы видим попытку современного переосмысления традиций испанского консервативного национализма.
Партия, зарегистрированная в январе 2014 года, оказалась в центре внимания СМИ на фоне конституционного кризиса в Каталонии и успеха на выборах в Андалусии 2 декабря 2018 года (10.97 % голосов, 5-е место). В рамках данного исследования мы сфокусировались на дискурсе Vox в промежутке с октября 2018 по апрель 2020 года (период бурного роста популярности партии), выбрав в качестве материала анализа выступления на митингах в рамках избирательных кампаний 2018–2019 гг., на телевидении и радио, в парламенте Испании и Европарламенте. Бóльшая часть текстов была затранскрибирована автором статьи. Источники примеров, приведенных в статье, даны в квадратных скобках в формате «[дата; место проведения митинга / название телеканала или радиостанции / законодательный орган; фамилия оратора]. Сокращения: КД — Конгресс депутатов Испании, ЕП — Европейский парламент.
Ключевыми понятиями, вокруг которых в дискурсе Vox строится аргументация и эмоциональное воздействие, являются España («Испания») и nación («нация»). Национальное чувство объявляется базовым, присущим каждому человеку: «Es eso básico, ¿sabes?, es como la lealtad a los padres. La lealtad a la Patria creo que es importante y que tiene que estar fuera de toda discusión» [05/04/2019; Telecinco; Абаскаль]. Термин nación становится в дискурсе Vox основным обозначением испанского общества и фактически синонимом Испании как страны: «…el temporal Gloria que ha afectado <…> a la costa Este de mi nación…» [30/01/2020; ЕП; Агилар]. Нация предстает как единый живой организм, проходящий стадии расцвета и упадка, всегда возрождаясь: «España es una nación que ha vivido momentos agónicos durante siglos. <…> Y nunca ha desaparecido» [16/04/2019; Мéрида; Абаскаль]. Подчеркивается ее жизненная сила: «la fuerza y la inercia histórica de la nación española» [01/12/2018; Мадрид; Абаскаль]. История Испании, по мнению представителей Vox, должна вызывать гордость, несмотря на существование т. н. «Черной легенды», и, напротив, не должна использоваться для раскола общества, как в случае с дискуссией о Гражданской войне и эксгумации останков Ф. Франко: «…para que no se utilice la historia para seguir enfrentando a los españoles, cuando nuestros abuelos lograron cerrar esas viejas heridas de una guerra civil…» [05/12/2018; Cadena SER; Ортега Смит].
Дискурс Vox можно с некоторыми оговорками назвать популистским. Ключевые черты популистского дискурса — разделение политического пространства на два лагеря («народ» и «элита») и апелляция к volonté générale «народа» [5, с. 5–6]. Хотя понятие pueblo («народ») редко употребляется лидерами Vox, в дискурсе партии предпринимается попытка деления общества на две части. Первая получает различные наименования ( la España viva, la España que madruga, la España silenciada ) и характеризуется положительно. Это работящая, «настоящая», «живая» Испания: «…esa España viva que madruga, esa España viva que abre los colegios, que atiende en los hospitales, que levanta la persiana al alba» [07/10/2018; Висталегре; Абаскаль]. Эта Испания — хранительница традиций ( «Son también españoles <…> que ven amenazadas sus tradiciones» [25/07/2019; КД; Абаскаль]), консервативных ценностей (жизнь, семья, религия, свобода), оплот единства нации.
Параллельно с ней существует другая Испания — политическая элита, оторвавшаяся от насущных проблем населения ( «…hay una desconexión entre lo que le preocupa a algunos políticos y lo que le preocupa a muchos españoles» [01/11/2019; RTVE; Эспиноса де лос Монтерос]) и погрязшая в привилегиях ( «…las dos Españas, la España que puede montarse en un AVE <…> y la España que se monta en un tren y a ver si llego a Plasencia o a ver si llego a Santiago de Compostela» [12/09/2019; КД; Санчес дель Реаль]). Антагонизм двух групп наиболее ярко проявляется в национальном вопросе: «…para los españoles más humildes España es su único patrimonio y solo los ricos pueden permitirse el lujo de no tener patria» [04/11/2019; RTVE; Абаскаль].
Лидеры Vox, по собственному утверждению, поддерживают связь с «обычными испанцами»: «Y las ideas que hoy queremos traerles son las que nos dicen y las que nos cuentan los españoles en cada viaje que hacemos de uno a otro confín de nuestro país» [01/11/2019; RTVE; Эспиноса де лос Монтерос]. Это позволяет им говорить от лица «живой Испании» и даже отождествлять себя с простыми испанцами: «…pero a muchos españoles ya no nos engañan. De pueblo sí, pero tontos no, señor Sánchez» [09/04/2020; КД; Абаскаль]; «La España que madruga estamos hartos» [07/10/2018; Висталегре; Монастерио]. Спикеры партии стремятся подчеркнуть её подлинно испанский характер, говоря о себе как об инструменте, поставленном на службу интересам нации: «Vox es un movimiento patriótico, netamente español y al servicio de España» [26/04/2019; Мадрид; Монастерио]. Так конструируется коллективное «мы» дискурса Vox, противостоящее собирательному «они», куда включаются также «враги Испании» ( los enemigos de España ), чья цель — нарушение территориальной целостности Испании (сепаратисты), ликвидация ее национального суверенитета и / или идентичности (глобалисты, мультикультуралисты).
Vox как националистическая партия выступает в защиту территориальной целостности Испании: «Porque la unidad de España ni se negocia, ni se discute, ni se dialoga, ni se escupe. Se defiende con todas las consecuencias» [01/12/2018; Мадрид; Абаскаль]. Каталония и Страна Басков предстают как неотчуждаемые части Испании, испанская культура — как неотъемлемая часть культурного кода басков и каталонцев: «El objetivo de ETA y del Partido Nacionalista Vasco ha sido siempre expulsar a España de tierra vasca, renegando de su propia identidad y de su propia historia» [25/02/2020; КД; Абаскаль]; «…lo peor que os puede ocurrir a los catalanes, el mayor drama es dejar de ser españoles» [08/04/2019; Intereconomía; Абаскаль]. Проводя разграничение между суверенитетом народа и суверенитетом нации (и включая в последнюю также всех живших и всех еще не родившихся [3, с. 148]), Vox выступает против попыток отделения частей нации от целого, тем более — решением небольшой части народа: «¿Pero cómo vas a discutir que unos tipos en una votación de un domingo de unas pocas horas troceen la herencia recibida y construida a lo largo de los siglos?» [11/04/2019; Толедо; Абаскаль]. Выступая в защиту Конституции, представители Vox видят выход из каталонского кризиса в более эффективном применении действующего законодательства, предусматривающего уголовное преследование за попытку мятежа или государственного переворота: «Todos los que incumplan la ley, a la cárcel. Es una cosa sorprendente pero así funciona el estado de derecho» [01/11/2019; RTVE; Эспиноса де лос Монтерос].
Vox отвергает концепцию Испании как «многонационального государства», «нации наций»: «Nación solo hay una, que es España» [18/02/2019; Antena 3; Ортега Смит]; «No existe una España plurinacional, <…> existe una única nación que tiene diversidad geográfica, cultural» [18/05/2019; La Sexta; Эспиноса де лос Монтерос]. «Государство автономий», по мнению лидеров Vox, представляет угрозу для единства Испании. Сравнивая регионы страны с тайфами — средневековыми испанскими мусульманскими государствами ( «Para representar la diversidad de España no necesitamos 17 taifas» [15/11/2018; Мурсия; Ортега Лара]), они предлагают перейти к централизованной модели: «Un solo gobierno y un solo parlamento para todos los españoles. Una España, y no diecisiete» [07/10/2018; Висталегре; Абаскаль]). Это, по их мысли, позволит защитить жителей регионов от «лингвистического расизма» и укрепить позиции испанского языка: «…queremos libertad para hablar en español en España…» [06/04/2019; Леганéс; Абаскаль].
Важная составляющая дискурса Vox — защита суверенитета Испании от внешнего вмешательства. Осуждаются попытки других стран (например, Франции и Германии) влиять на политику Испании. Как национальное унижение воспринимается тот факт, что К. Пучдемону, скрывшемуся от испанского суда в Бельгии, позволено стать евродепутатом. Критике подвергается сама модель Евросоюза, ограничивающая суверенитет государств-членов: «Nos gusta la Europa que respeta nuestra forma de ser…» [30/03/2019; Барселона; Абаскаль]. Европа, по мнению лидеров Vox, отреклась от христианской идентичности в пользу мультикультурализма и исламизации: «…ese globalismo que quiere diluir nuestra identidad, ese multiculturalismo que quiere arrancar el alma de Europa…» [06/03/2019; ЕП; Ортега Смит].
Миграционный кризис характеризуется как «лавина» ( «avalancha migratoria» ), несущая рост преступности и экономические риски для местных жителей. Границы Испании уподобляются стенам дома, защита от нелегальной миграции — защите от незваных гостей: «Los españoles deciden quién entra en nuestra casa» [08/04/2019; Intereconomía; Абаскаль]. Для решения демографических проблем предлагаются поощрение легальной иммиграции из культурно близких Испании стран Латинской Америки, меры по поддержке семьи и повышению рождаемости среди собственного населения: «Necesitamos sangre nueva, pero empezando por la nuestra» [26/11/2018; Гранада; Абаскаль]. Еще одно отчетливо националистическое направление программы Vox — экономический протекционизм: «Nosotros queremos respetar la soberanía de las naciones y eso implica también que queremos defender nuestros productos» [04/11/2019; RTVE; Абаскаль].
Подводя итог, можно отметить, что дискурс партии Vox носит последовательно националистический характер. Примечательно, тем не менее, что представители партии избегают называть себя националистами. Такое определение, причем с негативной окраской, получают сепаратисты: «…hay un problema de nacionalismo, <…> nacionalismo en Cataluña, nacionalismo en muchos otros sitios» [01/11/2019; RTVE; Эспиноса де лос Монтерос]. В целом, представляется, что появление движения, отстаивающего идеи испанского национализма в неавторитарном и ненасильственном ключе и выступающего с позиций защиты Конституции и демократических процедур, может благоприятно сказаться на перспективах конституционной демократии в Испании. Вместе с тем электоральный успех подобной политической силы повышает градус конфронтации между сторонниками централизации и децентрализации Испании, создавая дополнительные риски в кризисной ситуации, через которую проходит страна.
Литература:
1. Кожановский А. Н. Феномен партии «Вокс» (Vox) в контексте национально-культурного развития Испании // Ибероамериканские тетради. 2019. № 4. С. 43–48.
2. Сигачёв М. И., Ильин А. А. Дискурсы нового национализма в Европейском Союзе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020. № 1. С. 71–77.
3. Abascal S., Bueno G. En defensa de España. Madrid: Encuentro, 2011. 208 págs.
4. González Cuevas P. C. Vox. Entre el liberalismo conservador y la derecha identitaria. San Sebastián: La Tribuna del País Vasco, 2019. 300 págs.
5. Mudde C., Rovira C. Populism: A Very Short Introduction. — Oxford: Oxford University Press, 2017. 136 p.
6. Müller J. ¿Supone VOX el retorno de la ideología del nacionalcatolicismo? // La sorpresa VOX. Ed. Müller J. Barcelona: Deusto, 2019. 208 págs.
7. Núñez Seixas X. M. Suspiros de España. El nacionalismo español, 1808–2018. Barcelona: Crítica, 2018. 224 págs.
8. Taguieff P.-A. La revanche du nationalisme. París: PUF, 2015. 324 p.
9. Thomàs J. M. Por qué VOX podría seguir creciendo // El País, 15.11.2019.