В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся является одной из важнейших задач образования. Об этом свидетельствуют учебные программы для разных ступеней образования по русскому языку, в которых основной акцент ставится на овладение учащимися речеведческими понятиями, способами выражения мысли в устной и письменной форме, умение создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи [1, с.5].
Необходимо отметить, что одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции учеников в настоящее время все чаще признаются новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые сводятся к общению посредством возможностей, предоставляемых сетью интернет.
Наиболее эффективно средства ИКТ с целью формирования коммуникативной компетенции применяются при работе в группах (создание онлайн-презентации, создание совместного google-документа, оформление онлайн-стенгазеты, дискуссия на онлайн-доске), т. к. совместная деятельность позволяет формировать отношения взаимопомощи; улучшает психологический климат; способствует проявлению самостоятельности в выполнении определенных видов работы; повышает учебную и познавательную мотивацию. В результате работы в группе создается коммуникативная ситуация — система взаимодействующих факторов (реальных и воображаемых), побуждающих участников к общению и определяющих их речевое поведение [2, с.3].
Формированию коммуникативной ситуации способствует использование сервисов по созданию анкет, тестов в google-forms, ведение тематического блога, что развивает устную и письменную речь, побуждает к участию в диалоге, дискуссии посредством актуальной тематики, возможности высказать свое мнение.
Результат деятельности учеников на уроках русского языка это не только определенный перечень знаний и навыков, отражающихся в грамотной письменной и устной речи, это, прежде всего определенный набор компетенций, которые позволяют им успешно взаимодействовать в обществе.
Средства ИКТ могут позволить ученикам не только сформировать нужный перечень компетенций, но и прежде всего позволят им овладеть информационной компетенцией, которая в настоящее время достаточно востребована, поскольку позволяет владеть информацией, анализировать ее, критически оценивать, а также позволяет всем этим успешно делиться в процессе общения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ на уроках русского языка позволяет не только развивать и формировать информационную компетенцию, но и прежде всего формировать коммуникативную компетенцию, поскольку они очень тесно связаны друг с другом [3, с.1].
В настоящее время термин информационно-коммуникационные технологии не имеет единого определения, его изучением занималось достаточно много педагогов, при этом отличительными признаками данных технологий можно отметить — использование сети интернет, применении компьютеров или иных средств связи, а также взаимодействие между учениками [4, с.1].
Предмет «русский язык» является уникальной возможностью формирования коммуникативной компетенции. Обусловлено это прежде всего тем, что в коммуникативную компетенцию большинство педагогов относят знание языка, навыки и умения взаимодействовать с окружающими, умение общаться в коллективе. Все это можно успешно осуществлять на уроках русского языка. Навыки грамотной и правильной речь невозможно сформировать без знания основных правил и норм русского языка, которые являются основой данной дисциплины. Здесь же можно приобрести навыки составления текстов, ведения диалогов и т. д.
Ввиду того, что перечень ИКТ достаточно обширный, то их и их компоненты могут быть классифицированы по различным признакам. Выделим наиболее крупные из них:
– обучающие. Это такие информационные технологии, основной целью которых является формирование знаний, навыков и умений, а также обеспечение необходимого уровня знаний по учебному материалу;
– тренажеры. Это информационные технологии, которые позволяют не только отработать или повторить определенные умения, но и закрепить их;
– контролирующие. Это информационные технологии, основным назначением которых является измерение или контроль уровня усвоения материала, или остаточных знаний;
– информационно-поисковые. Позволяют учащимся сформировать навыки и умения, связанные с поиском или систематизацией информации;
– демонстрационные. Данные информационные технологии, позволяют визуально представить изучаемые объекты, явления или процессы для того, чтобы учащийся имел возможность более детально его изучить, понять принцип действия и т. д.;
– имитационные. Этот вид информационных технологий позволяет полностью воспроизвести отдельный аспект (механизм и т. д.) деятельности для того, чтобы изучить его характеристики;
– лабораторные. Данные технологии позволяют учащимся произвести определенные эксперименты, посмотреть и оценить их результат на реальном оборудовании;
– моделирующие. Данный вид технологий направлен на то, чтобы смоделировать объект или явление для того, чтобы иметь возможность его изучить или исследовать;
– расчетные. Данные информационные технологии позволяют автоматизировать процесс расчета с целью облегчения наиболее рутинных действий в процессе изучения;
– учебно-игровые. Этот вид информационных технологий позволяет создать игровую ситуацию, в которой для достижения поставленной цели необходимо применить полученные в процесс обучения знания;
– коммуникационные. Позволяют осуществлять общение педагога и учеников между собой в процессе выполнения определенных видов заданий;
– интегрированные. Данный вид информационных технологий представляет определенный перечень ресурсов, которые направлены на решение комплекса задач, стоящих перед образованием [5, с.2].
В последнее время особое внимание педагогов привлекают разнообразные информационные технологии, позволяющие проводить тестирование в онлайн режиме. Они позволяют не только проверить знания учеников, а также дают возможность подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ [6, с.4].
Достаточно популярным средством формирования коммуникативных компетенций учащихся являются современные интернет-порталы. Наиболее популярные среди них:
1. Грамота.ру
Пожалуй, самый популярный ресурс для тех, кто заинтересован в обучении русскому языку. Чаще всего этот справочно-информационный портал используется для быстрой проверки правописания и проверки постановки ударения. Кроме того, на сайте можно изучать теорию — свод правил орфографии и пунктуации — и выполнять задания на усвоение материала.
2. Орфограммка
Сервис, позволяющий проверять целые тексты на соответствие нормам русского языка. Вы не только увидите конкретные ошибки, они будут выделены цветом, но и правила, связанные с каждой из них, и советы по улучшению текста.
3. Текстология
Сайт с полезной информацией не только для школьников, но и для филологов и лингвистов. Можно изучить все базовые языковые правила и найти много материалов как по русскому, так и по литературе.
4. Верные слова
Ресурс для обучения русскому языку детей онлайн. Подойдёт для дошкольников и младшеклассников, которых мало привлекает бумажный учебник или скучные прописи. Красочный интерфейс и интерактивная платформа призваны заинтересовать ребёнка и расположить к изучению правописания. Подписка на сайт платная, есть свободный доступ к пробным урокам.
5. Интерактивный диктант
Классный ресурс для тех, кто хочет проверить свои силы и оценить уровень грамотности, не выходя из дома. Некому начитывать текст? Не беда. Здесь нужно лишь вставлять буквы и знаки препинания в пропуски.
6. Пишите живее!
Канцеляризмы — это штампы и обороты, характерные для официально-делового стиля. Часто они проникают в обычное неформальное общение, и речь становится нудной и неуклюжей.
Авторы сайта призывают избавляться от «мертвечины» (так канцеляриты называла известная переводчица Нора Галь) в письме и разговоре. Доступ бесплатный, а также есть возможность записаться на расширенную платную версию курса, где вы будете заниматься с преподавателем.
Применение интернет-порталов в учебной деятельности позволяет педагогу заинтересовать учащихся, активизировать их деятельность, а также сформировать целый ряд компетенций, среди которых особо можно выделить коммуникативную компетенцию.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет улучшить усвоение учебного материала, повысить заинтересованность учеников в изучении предмета «русский язык». Помимо этого, применение ИКТ на уроках позволяет снизить объем домашнего задания и сделать его более интересным.
По мнению учеников, применение ИКТ на уроках русского языка необходимо, так как большинство видов деятельности тем или иным образом связано с информационными технологиями. Многие учащиеся отмечают, что это позволяет отработать навыки поиска информации, позволяет иначе взглянуть на скучный монотонный урок, позволяет наглядно запомнить многие орфограммы или правила. Помимо этого, информационно коммуникационные технологии позволяют повысить грамотность учеников, различная информация позволяет расширить словарный запас, пополняя его не разговорными словами, а общепринятыми фразами, которые должны быть в лексиконе каждого образованного человека.
Так же важно отметить тот факт, что применение ИКТ способствует увеличению познавательной активности учеников, а также положительно отражается на их мотивации, так как вся информация в сети, достаточно часто представлена в одном месте, а представлена и написана достаточно доходчиво и понятно, без каких-либо сложных терминов. При этом необходимо отметить тот факт, что информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка должны быть дозированы, важно особое внимание уделять обычному человеческому общению между учениками, позволять им взаимодействовать друг с другом в процессе урока или при подготовке каких-либо творческих заданий 7, с.5].
Литература:
- Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько. — М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. — 381 с.
2. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2013. — № 10. С. 8–14.
- Зарина С. Г. Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка/ С. Г. Зарина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/18/statya-ispolzovanie-internet-resursov-na-urokah-russkogo
- Как применять ИКТ на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gazeta-pedagogov.ru/kak-primenyat-informatsionno-kommunikativnyje-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury/
- Лабутин В. Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы/ В. Б. Лабутин. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.256.ru
- Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов.// Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 4. — С. 18.
- Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С. Е. Шишов// Стандарты и мониторинг в образовании. –2020. –№ 2. –С. 30–34.