Сохранение естественной экологии водной акватории при ремонте подводных переходов является первостепенной задачей. В данной статье рассмотрен конкретизированный метод бестраншейного ремонта методом «труба в трубе». Выявлены все преимущества и недостатки данного метода.
Ключевые слова: бестраншейный метод, ремонт, труба в трубе.
Preservation of the natural ecology of the water area during the repair of underwater crossings is a paramount check. This article discusses a specific method of trenchless repair using the pipe-in-pipe method. All the advantages and disadvantages of this method are revealed.
Keywords: trenchless method, repair, pipe in pipe.
Бестраншейные методы ремонта магистральных трубопроводов, в а частности подводных переходов с каждым годом находят все более широкое применение в отечественной и мировой практике. Большая часть подводных переходов в Российской Федерации требуют немедленных капитальных вложений в ремонтные работы. На сегодняшний день в Российской Федерации число подводных переходов через естественные препятствия составляет примерно 2500. Согласно последним исследованиям, процентное соотношение количества лет эксплуатации подводных переходов колеблется в зависимости от года строительства. Распределение действующих подводных нефтепроводов по срокам эксплуатации следующее:
– до 10 лет — 15 %;
– 10–20 лет — 25 %;
– 20–30 лет — 25 %;
– 30–40 лет — 25 %;
– более 40 лет — 7 %.
В большинстве случаев, глубина заложения трубопровода составляет более 5 метров. В связи с этим над переходами необходим постоянный контроль, включающий в себя:
– фиксацию проектного положения;
– определение отклонений от проектных решений;
– установление и определение повреждений, дефектов, с дальнейшим устранением.
Учитывая, что подводные переходы магистральных нефтепроводов находятся постоянно в водной среде, применяется специальная, более тщательная диагностика металлических поверхностей на предмет обнаружения их коррозионных поражений. При обнаружении отклонений от проектных положений или дефектов необходим своевременный ремонт с применением необходимых технологий.
Главной особенностью при выполнении работ по ремонту или реконструкции трубопроводов на подводных переходах является недопустимость нарушения хрупкого экологического баланса водоемов, что осложняет применение традиционных методов выполнения необходимых работ. Традиционные методы ремонта являются относительно дорогостоящими, к тому же затруднительны с технологической точки зрения. Для снижения трудовых, ресурсных и материальных затрат на сегодняшний день всё большую популярность приобретают бестраншейные методы ремонта. Бестраншейные технологии восстановления трубопроводов подразумевают ряд операций, позволяющих полностью восстановить существующий ветхий трубопровод или заменить его новым строго по трассе. В настоящее время в зарубежной и отечественной практике насчитывается более 20 методов бестраншейного восстановления трубопроводов
В данной статье рассматривается метод «труба в трубе». Данный метод представляет собой восстановления поврежденных участков трубопроводов с помощью протягивания в повреждённую трубу новой трубы.
Следует сказать, что при проведении ремонта или реконструкции на сложных участках трассы трубопроводов (водные преграды, гористая местность, курумы, участки карстообразования и тому подобное) рациональным решением является сохранение и использование выведенного из эксплуатации трубопровода большего диаметра и использовать его как трубу-коридор, т. е. только как проводник для новой трубы меньшего диаметра. Такой вариант является более выгодным из экономических и экологических соображений так как не требует разработки траншеи и работ по демонтажу старой и последующему монтажу нового трубопровода. При этом нет необходимости обеспечивать значительный ресурс старого трубопровода, использующегося в качестве кожуха, например, нет необходимости защищать ее от коррозии.
В отечественной и зарубежной практике ремонт и реконструкция участков трубопроводов методом «труба в трубе» достаточно хорошо освоен и ши широко применяется для труб диаметрами от 50 до 300 мм.
При проведении работ с использованием метода «труба в трубе» без разрушения ранее используемого трубопровода, новый трубопровод, предварительно сваренный в единую плеть на поверхности земли, затягивается в старую трубу с помощью троса и лебедки. После протягивания новой трубы, оставшееся межтрубное пространство может заполняться бетоном.
Рассмотрим основные преимущества данного метода. Для реализации данного метода разрабатывается рабочий и приемный котлован на выходах трубы подводного перехода, это способствует минимизации земляных работ, что благоприятно сказывается на материальных вложениях. К тому же рабочей техники необходимо меньше, чем при традиционных методах ремонта. Соответственно снижаются логистические операции по доставке техники в сложно доступные районы производства работ. Влияние на экологию так же снижается, уменьшение количества технологической техники пропорционально уменьшению выбросов выхлопных газов.
Протаскивание трубы в трубе снижает трудовые затраты на раскапывание подводного перехода, ведь это исключает необходимость проведения демонтажа пригрузов, защитной сетки и подсыпного грунта. Применение водолазных работ так же не требуется, соответственно минимизации получения производственных травм и уменьшение экономических издержек связанных с работами необходимых специалистов.
В сложившихся экологически напряженных условиях, к нефтегазовой отрасли предъявляются особые требования. Метод «труба в трубе» минимизируется воздействие на экологию и водную акваторию, сводит к минимуму инцидент разлива нефти.
Сколько бы положительных аспектов не было у данного метода, но также необходимо выделить и его недостатки. На данный момент, в нашей стране, количество подрядных организаций, выполняющих данные операции достаточно велико, но при этом действительно опытными и квалифицированными можно назвать лишь небольшой процент от общего количества. К тому же это влияет на увеличение запланированных сроков строительства, что в свою очередь увеличит экономические издержки. Ремонт осуществляется за счет протаскивания трубы меньшего диаметра, а это приводит к повышению деформационных нагрузок на новую трубу, что может привести к преждевременному износу. Стоить учесть и рабочее давление трубопровода, если давление будет большим, а новая труба не сможет обеспечить необходимую надежность применение данного метода исключено. Говоря об экологии, данный метод не подразумевает демонтаж внешней трубы, а со временем без обслуживания произойдет её разрушение. Если не обеспечить должную промывку, продувку и осушку внутренней полости трубы при протаскивании, то при разрушении внешней трубы, не удаленная нефть может попасть в водоём, что нельзя допускать.
Применение описанного выше метода реконструкции трубопровода зависит от множества факторов. Необходимо учитывать и протяженность, и диаметр подводного перехода, «труба в трубе» чаще применяют для труб небольшого диаметра. С учетом всех вышеизложенных особенностей данного метода можно сделать вывод, что «труба в трубе» является эффективным и экономически оправданным методом бестраншейного ремонта трубопроводов. А с ужесточением с каждым годом экологических требований, в перспективе данный метод выигрывает у всех традиционных методов ремонта подводных переходов.
Литература:
- Рыбаков А. П. Основы бестраншейных технологий (теория и практика): Технический учебник-справочник / Рыбаков А. П. — Москва: ПрессБюро № 1, 2005. — 304с.
- Отечественные бестраншейные технологии восстановления трубопроводов / В. И. Белобородов В. Н [и др.] — Красноярск: СФУ. К., 2010. — 196с.
- Торообразный эластичный привод для внутритрубных работ / Емелин В. И [и др.] — Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005. — 167с.
- Храменков С. В., Примин О. Г., Орлов В. А. Бестраншейные методы восстановления трубопроводов (допущено Ассоциацией строительных вузов в качестве учебного пособия для студентов вузов). — М.: Издательство ПримаПресс., 2002 г. — 75с.