В последние десятилетия в России и странах СНГ по данным статистики наблюдается увеличение средней продолжительности жизни населения. Такая тенденция говорит о том, что доля населения, перешагнувшего шестидесятилетний рубеж также возрастает. Сложившееся положение влечет за собой ряд проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди. Одной из главных проблем является принятие для себя новой роли и поиск ресурсов для полноценного и плодотворного проживания нового периода жизни.
Ключевые слова: пожилой возраст, проблемы пожилых людей, возрастной период, долголетие, счастливая старость.
In recent decades, according to statistics, an increase in the average life expectancy of the population has been observed in Russia and the UIS countries. This trend suggests that the proportion of the population who have crossed the sixty-year mark is also increasing. This situation entails a number of problems faced by older people. One of the main problems is accepting a new role for oneself and finding resources for a full-fledged and fruitful living of a new period of life.
Keywords: old age, problems of the elderly, age period, longevity, happy old age.
В настоящее время психология является динамично развивающейся наукой, имеющей в своем составе множество отраслей. Одна из таких отраслей — геронтология — наука, изучающая закономерности старения человека. К сожалению, в нашем обществе тема старости не раскрывается широко, так как она ассоциируется с замедлением темпа жизни, угасанием интересов, нарушением когнитивных и поведенческих функций. В сознании большинства молодых и активных людей пожилые люди предстают в основном как неопрятные, требующие постоянного внимания и ухода люди, и вызывают отрицательные эмоции. Поэтому эта тема недостаточно освещена и раскрыта и многие пожилые люди, начиная с предпенсионного возраста постепенно самоизолируются и остаются в одиночестве.
К счастью, такая тенденция замедляет свой темп и в последние годы появляется все больше информации о пожилом возрасте, старости, направленной в положительное русло. Создаются новые стереотипы о том, что человек «серебряного» возраста — это человек вполне здоровый, увлекающийся, полный сил, создающий и реализующий свои проекты, приобретающий новые знания. Данная тенденция одинаково касается людей обоих полов. Пожилые люди с радостью участвуют в спортивных мероприятиях, пишут картины, издают книги, выступают на сцене, ходят на свидания. Жизнь для них продолжается, открываются новые перспективы, поскольку в этом возрасте уже сняты обязанности по воспитанию детей, имеется больше временных возможностей после выхода на пенсию.
Тема старости и старения в научных трудах рассматривается с разных ракурсов.
Так, отношение к людям пожилого возраста со стороны более молодых поколений на сегодняшний день нашло свое отражение в исследовательской работе, авторами которой являются Елисеев Е. А., Шерстень М. М., Панков С. М., Шихова Е. П. «Образ пожилого человека в представлениях молодого поколения» [1]. В данном исследовании принимали участие три группы респондентов:
– представители медицины, которые по ходу своей деятельности непосредственно сталкиваются с проблемами пожилых людей, в том числе и в клиническом их проявлении;
– студенты-медики;
– люди, не имеющие отношения к медицине и не имеющие в своем окружении пожилых родственников и/или знакомых.
Данное исследование показывает, что чем теснее респондент взаимодействует с представителями «пожилого возраста», тем полнее он может осознавать и принимать все сложности, проблемы пожилых людей. Такие респонденты чаще всего проявляют уважение, почтение, понимание к старикам, дают более высокие оценки в отношении их умственных, интеллектуальных, когнитивных способностей. Не исключают возможность того, что пожилые люди способны занимать руководящие должности, грамотно выполнять обязанности руководителя, возможно применяя более верные стратегические решения, опираясь на свой жизненный опыт. Единственный вопрос, в котором респонденты первой и второй групп дали недостаточно высокую оценку, касался участия пожилого человека в межличностном общении. Данное мнение опирается прежде всего на конфликт поколений, принадлежность к разным эпохам.
Самые низкие оценки по всем вопросам исследования в отношении пожилых людей давали респонденты из третьей группы. В этой группе чаще всего проявлялись отрицательно окрашенные чувства такие, как утомление от пожилого человека, абстрагирование от общения с пожилым, пренебрежение, снисхождение.
Выводы данного исследования дают нам понять, что в современном обществе не до конца еще сформировано толерантное, понимающее и принимающее отношение к старости. Люди боятся старости; оттягивают наступление этого момента для себя; игнорируют тех, кто уже переступил порог зрелости, избегая соответствующих проблем как можно дольше.
По результатам исследования Алексеева К. В., Шигапова Л. Г., изучающее «Психологические особенности людей пожилого возраста» нам раскрывается несколько другая ситуация, нежели она представляется более молодым людям. Подводя итоги своей работы, авторы делают заключение, что большая часть пожилых людей имеют стремление к общению; любознательны, охотно слушают интересного собеседника, терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости охотно знакомятся с новыми людьми, способны адекватно справляться со стрессовыми ситуациями. Большая часть выборки эмпатийны, альтруистичны, заинтересованы в хороших межличностных отношениях… [2].
Ознакомившись с данными исследованиями, мы видим, что процесс старения является закономерным и неизбежным, его необходимо принимать как один из возрастных этапов со свойственными ему кризисами. Надо понимать, что этот этап придется пройти каждому, кто достиг определенного рубежа.
Следует определить, в каком возрасте человек может считаться пожилым. В различных культурах и в разные времена подходы к определению пожилого возраста отличались друг от друга. Границы возраста изменчивы, они зависят от конкретных исторических условий и этапов развития общества и расходятся во многих странах. Существует множество взглядов на периодизацию возраста и выделение пожилого возраста как особого этапа жизни человека. Уже древние люди обращали внимание на социально значимый характер возрастных этапов жизни человека и пытались выработать свое, особое понимание стадий жизни на основе целостного образа мира… [3].
Древнегреческий философ античности Пифагор (570–490 гг. до н. э.) определял весь жизненный путь человека в среднем около восьмидесяти лет, который состоял из четырех этапов. Последний завершающий этап продолжался от шестидесяти до восьмидесяти лет. Человек этого возраста, согласно периодизации Пифагора, назывался старцем. Гиппократ (460–370 гг. до н. э.) считал, что старость начинается в сорок три года и заканчивается в шестьдесят три. Человек в этом возрасте вступал в пору расцвета своих физических и духовных сил, он находился между «восхождением и спуском». В Древнем Риме преклонный возраст начинался до шестидесяти лет — это означало прекращение общественной деятельности.
Интересный подход к определению старости выделял испанский мыслитель Иосиф Севильский (ок. 560–631 гг.). Вся жизнь человека делилась на семь периодов, три последних из которых отводились старости. Эти периоды носили название: «весомая старость», «дряхлая старость», «сенильная старость». Каждый из периодов означал определенные физиологические изменения, которые происходят в организме человека, а также изменение общественного положения человека в обществе.
В настоящее время в России определение пожилого возраста подкреплено юридическими нормами, согласно которым принято считать пожилыми людьми тех, кто прекратил трудовую деятельность и вышел на пенсию. Таким образом, вхождение в этот этап считается социальным понятием. Пожилой возраст законодательно неодинаков для мужчин и женщин. Так, для мужчин он начинается в 65 лет, для женщин на пять лет раньше — в 60 лет.
Как видно, отношение к старости и старению меняется и на сегодняшний день в нашей стране его можно назвать благоприятным. Но, к сожалению, перед обществом встает новая задача. Согласно статистическим данным, проводимым на протяжении нескольких лет, наблюдается увеличение показателей пожилого населения, проживающего в Российской Федерации и республиках СНГ. И эти показатели имеют тенденцию к увеличению. Каждый регион имеет свои показатели, которые отличаются в зависимости от того, где проводились исследования. По прогнозам Росстата к 2030 году население страны возрастной категории старше шестидесяти лет составит 26 % от общего числа граждан.
В связи с этим возникает множество вопросов, с которыми сталкиваются пожилые люди. Основная их проблема заключается в социализации и всестороннем взаимодействии в рамках новой роли. В условиях складывающейся ситуации будет важно найти баланс оптимального и гармоничного сосуществования различных возрастных групп, при котором ни одна не будет доминировать и пользоваться привилегиями за счет других.
Сегодня трудно представить, каким будет положение пожилых людей за пределами нынешнего века. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой современности. Это положение будет зависеть от воздействия множества факторов [4].
Изучение исследований и наблюдений, касающихся вопросов старения человека и проводимых в последние годы, показало, что данная тема является актуальной и значимой. Она рассматривается в контексте многих наук, таких как социология, физиология, нейрология, психолингвистика, психология и других. Достижения всех наук вкупе работают на то, чтобы человек был подготовлен для вступления в новый завершающий этап жизни и смог пройти его легко и безболезненно.
В рамках данной статьи, важно отметить, при каких условиях человек вступает в новый возрастной период и какие потребности необходимо проработать человеку для поддержания ресурсного состояния. Развитие современного мира развивается стремительными темпами, появляются новые технологии, кардинально меняется жизненный уклад людей.
Радикальная трансформация общества связана с формированием в нем новой системы норм, взглядов и ценностей. Это приводит к тому, что опыт жизнедеятельности пожилых людей, приобретенный в условиях иной социальной системы, не соответствует новой социально-экономической ситуации и изменившимися ценностными ориентирами общества и часто оказывается не востребованным… Пожилые люди вынуждены одновременно приспосабливаться не только к возрастным изменениям на микроуровне, социальным изменениям на уровне малой группы, но и к изменениям на уровне общества [5].
Следовательно, для более гармоничной и благоприятной адаптации на пути вхождения в период пожилого возраста человек должен сохранять и продлевать социальную активность; накапливать личностный потенциал; плодотворно организовывать личное свободное время; уделять внимание культурно-просветительским потребностям; поддерживать коммуникативные навыки общения, дружеские связи; уделять внимание поддержанию и повышению жизненного и психического тонуса.
В связи с тем, что профессиональная востребованность пожилого человека в большинстве случаев остается в прошлом, высвобождается большое количество свободного времени, не заполнив которое, человек постепенно теряет интерес к общественной жизни, признанию, и в целом теряет дальнейший смысл жизни. Поэтому, важным условием здесь является наполнение свободного времени значимыми событиями, в которым пожилой человек найдет для себя применение.
Чаще всего пожилые люди, согласно исследованию Семеновой Е. О. «Особенности досуга пожилых людей», свое свободное время проводят за просмотром телевизора, чтением книг, работая на даче или посвящая себя родственникам. На вопрос, насколько актуальна тема досуга для опрашиваемых участников, 25 % ответили, что данная тема актуальна и требует обсуждения, 75 % респондентов считают, что данная тема не актуальна. Причем, в отношении второй группы участников, автор делает вывод, что причины данной ситуации носят больше внешний характер, то есть опрашиваемые видят проблемы в окружающей их действительности [6].
Очевидно, заполнение свободного времени пожилого человека носит актуальный насущный характер. Каким образом можно решить данную проблему? По мнению авторов статьи, решение может быть найдено через обучение пожилых людей и проявления человека в творчестве.
Процесс обучения пожилых людей осложняется существующим в обществе стереотипным представлением об их ограниченных способностях к восприятию новой информации, однако исследования показывают, что различия в способностях обучения между молодыми и пожилыми людьми незначительные и большинство людей в пенсионном возрасте (по крайней мере до 70–75 лет) в значительной мере сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал [7].
Сложность в данном случае заключается в том, что при обучении пожилых людей должны быть применены несколько иные подходы и методики обучения, чем при обучении молодого обучения.
Основной задачей образования людей пожилого возраста является выработка навыков активного и эффективного участия во всех сферах общественной жизни. Этого можно добиться за счет удовлетворения конкретных образовательных потребностей пожилых людей, таких как получение или повышение качества профессиональных навыков, сохранение здоровья, улучшение качества семейной жизни, активное участие во всех сферах общественной жизни. полноценный досуг, развитие собственной личности [8].
Таким образом, пожилой человек в результате обучения сможет почувствовать себя самодостаточной, самостоятельной, самореализующейся единицей общества, позволит самоутвердится в обществе и приобрести уверенность в своих силах и возможностях.
Что касается творческой составляющей развития в пожилом возрасте, то помимо получения продукта творчества в декоративно-прикладном искусстве или приобретения навыков при занятиях вокалом или танцами, человек также подспудно улучшает свое общее соматическое здоровье, развивает коммуникативные навыки.
Еще одним очень важным следствием активной творческой деятельности является развитие и поддержание способностей человека. В результате постоянных творческих занятий улучшается память, внимание, появляется умственная активность в виде стремления к познанию и изучению чего-то нового [9].
Проанализировав изложенные положения и факты о пожилом возрасте можно сделать следующие выводы. Каждый из нас приходит в этот мир как личность, как индивидуальность. Каждый проходит все возрастные этапы — от младенчества, детства до старости и/или долгожительства. Период пожилого возраста является одним из этапов, в котором принято подводить итоги, анализировать прожитые годы. Но это не означает, что жизненный путь подходит к концу. В этом периоде человек способен ставить новые цели, добиваться их, проявляя себя. Для этого необходимо постоянное самосовершенствование через обучение и творчество. Именно увлеченность, устремленность способствует успешной адаптации личности к новым условиям жизни, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности и существования в целом, помогает справляться с любыми неопределенными ситуациями.
Литература:
- Елисеев Е. А., Шерстень М. М., Панков С. М., Шихова Е. П. Образ пожилого человека в представлениях молодого поколения // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения: сборник статей V Международной (75 Всероссийской) научно-практической конференции. — 2020. — № 3. — С. 869–873.
- Алексеева К. В., Шигапова Л. Г. Психологические особенности пожилого возраста // Международный студенческий научный Вестник. — 2016. — № 5. — С. 120.
- Добросмыслова С. Н., Маркова Е. А. Подходы к выделению возрастных границ пожилого возраста как особого этапа жизни человека // Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2020. Издательство: ГНИИ «Нацразвитие». — С. 27–30.
- Козлова Н. Д. Отношение к старению в разных культурных традициях: исторический аспект // Инновации. Наука. Образование. Тольятти, 2020. ИП Зоркин Владимир Анатольевич. — № 21. — С. 1369–1381.
- Лукинова Н. В. Условия, влияющие на адаптационный потенциал пожилого человека // Социальный потенциал пожилых людей: условия, опыт, проблемы эффективного применения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Саранск, 2019. ИП Афанасьев Вячеслав Сергеевич. — № п/п 68.
- Семенова Е. О. Особенности досуга пожилых людей // Молодежь третьего поколения: сборник научных статей. Омск, 2019. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. — С. 781–784.
- Елотина М. Е. Социальная геронтология [текст]// М. Э. Елотина, Э. Е. Чеканова. — Москва: Инфра-М, 2004. — 157с.
- Горюшин К. В. Особенности обучения пожилых людей // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 4-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Курск, 2019. Юго-Западный государственный университет. — С. 199–202.
- Гусева В. А. Творчество в пожилом возрасте // Психология личности: сборник научных трудов. Магнитогорск, 2019. Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. — С. 176–182.