Встатье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, воспитание, родительство, поведение ребенка, детская психология, дети.
Актуальность темы обусловлена важностью влияния внутрисемейного воспитания на развитие личности ребенка в целом, а также на развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков.
Отношения между родителем и ребенком формируют стиль поведения и развитие определенных навыков, которые перенимаются исходя из подражания родителю. Именно поэтому специалисты раскрывают тему стилей семейного воспитания, описывают возможные результаты от определенных действий родителя для расширения знаний и осознания причин поведения ребенка [Дж. Боулби, А. Я. Варга, А. И. Захарова, М. И. Лисина, Дж. Готтман, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис].
В современном обществе все больше внимания уделяется взаимодействию внутри семьи как определяющему фактору в воспитании детей. Помимо акцента на развитие когнитивных способностей, все больше специалистов обращают внимание на развитие социальной и эмоциональной сферы. Именно внутрисемейное воспитание позволяют сформировать у детей необходимые навыки межличностного общения и способности регулирования своих эмоций.
Детско-родительские отношения можно охарактеризовать как особый вид взаимоотношений, отличающихся от других видов социальных контактов. Характерной чертой этих отношений является их значимость как для родителя, так и для ребенка.
Говоря о конструкте эмоционального интеллекта, стоит сказать о его двойственности: с одной стороны — это когнитивные способности, с другой — личностные особенности. Также необходимо отметить, что эмоциональный интеллект формируется на протяжении всей жизни, однако первостепенные навыки ребенок получает в семье.
Целью научного исследования был анализ взаимосвязи стиля родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 50 матерей и 50 детей младшего школьного возраста. Возраст матерей составил 27–40 лет, возраст детей 7–10 лет.
Диагностика стиля родительского воспитания осуществлялась с помощью клинического опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса.
Для определения уровня эмоционального интеллекта детей были использованы несколько взаимодополняющих методик:
1) методика «Словарь эмоций» Е. С. Ивановой для диагностики количества эмоций, которые может назвать ребенок,
2) методика «Тест лицевой экспрессии» Е. С. Ивановой для определения знаний в области экспрессивных признаков у литературных персонажей,
3) методика «Специальная осведомленность: эмоции и чувства» Е. И. Изотовой для выявления специальной осведомленности как когнитивного уровня эмоционального интеллекта.
Сравнительный анализ взаимосвязи стиля родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста был осуществлен с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
По результатам исследования стиля родительского воспитания можно сделать вывод, что у 66 % матерей преобладает недостаточность требований-запретов к детям, что может выражаться во вседозволенности или частом нарушении запретов. У 44 % матерей выявлена чрезмерность санкций, что говорит о применении строгих наказаний и повышенном реагировании на незначительные нарушения в поведении. 34 % испытуемых наделяют ребенка повышенными требованиями и обязанностями. 32 % матерей наделяют ребенка минимальными обязанностями в семье. Чрезмерные требования и запреты по отношению к ребенку в сочетании с минимальным применением санкций и наказаний также выявлены у 32 % матерей.
Говоря об удовлетворении потребностей ребенка, стоит сказать, что у 20 % испытуемых матерей выявлено недостаточное стремление к удовлетворению потребностей ребенка. У 16 % испытуемых обнаружена фобия утраты ребенка, сочетающаяся со страхом ошибки, преувеличением трудностей ребенка, повышенной тревожностью. Неустойчивость стиля родительского воспитания проявляется у 12 % матерей, что говорит о переходе от чрезмерной строгости к потворствованию, от повышенного внимания к эмоциональному отвержению.
Несмотря на отдельные отклонения в воспитании детей, дисгармоничные стили воспитания — гиперпротекция, гипопротекция, воспитательная неуверенность и др. — в обследуемой группе выявлены не были.
Анализ результатов диагностики эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста показал, что большинство детей (66 %) имеет хорошие знания в области количественных показателей эмоций, т. е. могут назвать больше 5–6 эмоций. 20 % детей показали средний уровень знаний, 14 % низкий.
Данные по результатам определения экспрессивных признаков распределились следующим образом: 38 % детей показали высокий уровень понимания лицевой экспрессии, 25 % детей — средний, т. е. смогли определить эмоции литературных героев на 3–4 фотографиях, и 34 % детей продемонстрировали низкий уровень различения.
Понимание содержания эмоций выражено у 44 % детей, они могут объяснить понятия любовь и дружба, понимать причины наказаний. У значительной части детей (56 %) возникли трудности с пониманием эмоций и чувств, испытуемые не смогли адекватно объяснить смысл понятий любви и дружбы, разъяснить чувства в связи с наказаниями и определить эмоцию отвращения.
В блоке «Выражение эмоций» у 58 % испытуемых возникли сложности с объяснением и выражением необходимых эмоций, они не распознают такие ситуации как плакать от радости, смеяться от страха, притвориться добрым. Однако 42 % детей дали адекватные ответы на ситуации. Понимать причины эмоциональных переживаний способны лишь 42 % испытуемых, а 58 % имеют трудности с определением причин.
Блок «Эмпатия» показал, что 48 % детей младшего школьного возраста могут адекватно проявить эмпатийные действия по отношению к другому и осознать свои внутренние переживания. У 52 % детей показатели снижены, что говорит о затруднениях в этой области.
Корреляционный анализ показал наличие ряда взаимосвязей между стилем воспитания и уровнем эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста:
– отрицательную взаимосвязь между гипопротекцией матери и способностью распознавать лицевую экспрессию у детей показал (r s =-0,31), т. е. чем меньше мать удовлетворяет потребности своего ребенка, тем лучше дети распознают лицевую экспрессию и эмоциональное состояние матери, чтобы обратиться с просьбой или высказать желание;
– отрицательную взаимосвязь между потворствованием и способностью выражать эмоции у детей (r s =-0,52). В связи с чрезмерным желанием матерей удовлетворять любые желание ребенка, функция по выражению своих эмоций и их проявлениями у детей остается не востребованной и плохо развивается;
– положительную взаимосвязь между недостаточностью требований-запретов со стороны родителя и развитием эмпатии у ребенка (r s =0,30), т. е. чем меньше требований и запретов выдвигают матери по отношению к детям, тем меньше развивается у них эмпатия и наоборот;
– отрицательную взаимосвязь между воспитательной неуверенностью родителей и развитием эмпатии у детей (r s =-0,32). Чем чаще матери сомневаются в своей родительской компетенции и способах воспитания, тем хуже развивается эмпатийный компонент в структуре личности ребенка.
Говоря о супружеских взаимоотношениях как факторе, влияющем на развитие эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста, можно утверждать, что вынесение конфликта в сферу воспитания и взаимодействия с ребенком положительно коррелирует со словарем эмоций ребенка (r s =0,30). Вероятно, это можно объяснить тем, ребенок научается считывать эмоции родителей в конфликте, а также лучше понимать их характеристики. Прямая корреляционная связь установлена между развитием эмпатии у матерей и способностью выражать различный спектр эмоций у детей (r s =0,30). Проявление эмпатии и распознавание чувств другого напрямую связано с научением этим навыкам ребенка.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно утверждать, что существует взаимосвязь между отдельными показателями стиля воспитания и развитием эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Авдеева, Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская // Психологический журнал. — 1999. — № 1. — С. 39–49.
- Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: ИП, 2009. — 144 с.
- Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. — М., 1998. — 32 с.
- Нестерова. И. Н. Математические методы обработки данных в психологии: учебно-методическое пособие / И. Н. Нестерова. — Уфа: БГПУ, 2010. — 131 с.