В статье авторы делятся опытом работы организации волонтёрского движения в ДОУ.
Ключевые слова: детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, пожарная безопасность, ребенок.
ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности своей и другого человека, к окружающей среде.
На сегодняшний день, многие педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, направленные на позитивную социализацию дошкольников, где прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение, это такая организация, где в совместных делах дети могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
В летний период дети нашей группы были объединены в разновозрастные группы, где заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад. Они стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут потому, что не умеют одеваться, потому что у них ещё нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Поэтому возникла идея создания детского волонтерского движения. Среди образовательных практик нас заинтересовала педагогическая Технология Н. П. Гришаевой «Дети-волонтеры» [3], которая направлена на развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Считаем, что создание волонтерского движения детей старшей группы по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у них социально — значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Цель проекта: создать на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 156 группы № 9 волонтёрское движение «Дети-волонтёры», объединив педагогов ДОУ, родителей и детей дошкольного возраста для позитивных установок на добровольческую деятельность в условиях ДОУ, путем ознакомления с различными видами социальной активности.
Задачи проекта:
- Изучить, разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с участниками, в рамках годового Проекта, по организации детского волонтерского движения «Дети — волонтеры», при которых происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших детей к младшим в условиях ДОУ;
- Дать теоретические представления и практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
- Создать условия для формирования нравственных качеств (доброты, отзывчивости, взаимопомощи), самостоятельности, инициативности, ответственности; навыков сотрудничества, позитивных установок на добровольческую деятельность, путем ознакомления дошкольников с различными видами социальной активности.
Практика общения детей показывает, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому технология организации волонтерской деятельности детей старшей группы в условиях ДОУ предполагает три этапа:
I этап — социально-психологическая подготовка маленьких волонтёров;
II этап — развитие деятельности волонтёрского отряда, проведение акций и мероприятий;
III этап — определение перспектив дальнейшего развития волонтёрской деятельности отряда.
С целью реализации детского волонтерского движения, нами был разработан годовой план Проекта «Дети — волонтеры»
На Организационно — ознакомительном этапе была создана «Школа волонтёров». При проведении «Рефлексивного круга» в доступной для детей форме обсуждались вопросы: «Что такое волонтёрство?», «Кто может быть волонтёром?», «Кому в детском саду мы можем помочь?», «Чему мы можем научить малышей?». Дети активно обсуждали название команды, образ эмблемы, атрибуты отряда, возможные темы и подготовку к деятельности волонтёрского отряда.
Первой акцией «Давайте знакомиться!», стал поход в младшую группу. Маленькие волонтеры учились общению с малышами, поиграли с ними в игру «Солнышко и тучка» и провели мастер-класс «Рисование солнышка ладошками».
Дети получили первый позитивный опыт общения с малышами, у них появился интерес к волонтерской деятельности. В результате чего, было проведено мероприятие посвящения детей в волонтеры и создан стенд «Я — волонтер», где было решено помещать информацию о деятельности волонтерского отряда.
На основном этапе, деятельность волонтерского отряда осуществлялась по разработанным тематическим проектам на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной детьми деятельности. В процессе составления проектов учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.
На данный момент, совместно с маленькими волонтерами разработали и осуществили пять проектов.
- Проект «Азбука пожарной безопасности»
При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о пожарной безопасности?», «Как мы можем научить малышей соблюдать правила пожарной безопасности?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили правила пожарной безопасности?».
В результате коллективной творческой деятельности, дети подготовили для малышей инсценировку «Пожар в теремке» и агитационные материалы.
- Проект «Быть здоровым — это здорово!»
При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ЗОЖ?», «Что и как мы можем рассказать малышам о здоровом образе жизни?», «Что можно сделать, чтобы им было интересно?
В результате коллективной деятельности, дети подготовили и провели для малышей Акцию: Агитбригада «Врачи и микробы»; в рамках «Недели добрых дел»: провели зарядку и научили малышей правильно мыть руки.
- Проект «Сказка в гости к нам пришла»
При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Чему учат сказки?», «Что такое добро (зло)?», «Почему добро побеждает зло?», «Как мы можем научить малышей доброте?».
В результате совместной деятельности, дети подготовили и показали для малышей настольный театр «Заюшкина избушка», а также провели акцию «Книжка для малыша»
- Проект «Каждой пичужке по кормушке»
При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: что мы знаем о зимующих птицах? «Как мы можем научить малышей заботиться о зимующих птицах?»
В результате, дети-волонтеры подготовили и провели для малышей мастер-класс «Рисуем снегиря ладошкой», акцию «Кормушка» и научили малышей заботиться о зимующих птицах.
- Проект «Всем ли знать положено правила дорожные?»
При проведении «Рефлексивного круга» в рамках тематической недели, обсудили вопросы: «Что мы знаем о ПДД?», «Что и как мы можем рассказать малышам о правилах дорожного движения?», «Что можно сделать, чтобы малыши запомнили элементарные правила дорожного движения?»
В результате, дети-волонтёры подготовили и провели для малышей совместные подвижные игры «Светофор», «Цветные автомобили» и др., провели совместную прогулку по территории детского сада, а также организовали и провели акцию «Рисуем на асфальте вместе с малышами» [1]
Анализируя проведенную работу по Проекту, можно сделать вывод, что может дети еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе уже полученного опыта в волонтерской деятельности у них заметно начинают формироваться: нравственные качества (доброты, отзывчивости, взаимопомощи), самостоятельность, инициативность, ответственность, а также навыки сотрудничества и позитивных установок на волонтерскую деятельность
Мы считаем, что идея организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольников, а разнообразные формы работы помогут поддерживать стойкий интерес к волонтерской деятельности у всех участников образовательного процесса.
Литература:
- Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249–252. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68198/ (дата обращения: 28.11.2021).
- Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
- Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
- Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 № 5 с.98–99
- Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с. — (Тропинки).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32с.
- Филипович И. В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь.с.75
- http://www.efremova .
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
- http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940