В настоящее время работа с одарёнными детьми всё более актуальна. В статье рассмотрены понятия одарённости, деятельности педагога, образовательной среды, условия сопровождения одарённого ребёнка. Судить об одарённости ребёнка нужно не только по его школьными внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В статье отмечена необходимость обнаружения у ребёнка уникальных способностей и задатков лидера. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе очень важно. В данной работе выделены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при работе с одарёнными детьми.
Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время работа с одарёнными детьми всё более актуальна.
Процесс выявления, поддержки и развития одарённых детей является одной из главных задач современной педагогики.
Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами:
— потребностью общества в высокопрофессиональной, интеллектуальной, творческой, энергичной деятельности человека;
— ускорением жизненной динамики и увеличением информационной и эмоциональной нагрузки на человека;
— необходимостью иметь стратегический запас интеллектуальной силы и творческого потенциала для развития страны.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4, с.7]
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2, с.8]
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности [2, с.11]
Признаки одарённости могут быть выявлены посредством наблюдения за поведение ребёнка со стороны родителей и педагогов. Поведение одарённого ребёнка можно охарактеризовать по следующим аспектам:
— быстрое и успешное освоение новой деятельности;
— использование новых способов деятельности в поисках решения конкретной задачи;
— выдвижение новых целей;
— повышенная чувствительность к определённым формам собственной активности (творческой, физической, социальной);
— ярко выраженный интерес к каким-либо занятиям или сферам деятельности;
— высокая требовательность к результатам собственного труда.
Одарённость можно наблюдать в следующих видах деятельности: познавательной, художественной, духовной, коммуникативной, практической.
Трудности:
— нелюбовь к школе (программа скучна, однообразна и неинтересна);
— несоответствие между интеллектуальным и физическим развитием (часто стремятся к общению с детьми старшего возраста);
— потребность в пристальном внимании взрослых
Судить об одарённости ребёнка нужно не только по его школьным и внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.
Современные педагоги-исследователи рассматривают различные теоретические и практические аспекты педагогического и психологического сопровождения одаренных детей, в том числе его механизмы, направления, виды, способы и условия.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе — это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.
В словаре В. И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».
В основе современного обучения лежит системно-деятельностный подход в котором наиболее важным является учебное сотрудничество в достижении целей личностного и социального развития обучающихся, учёт их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, разнообразие траекторий и индивидуального развития каждого ребёнка, в том числе и одарённых детей, внутренняя позиция которых отличается направленностью на познавательный поиск, постановку учебных целей и овладение учебными действиями с дальнейшей адекватной самооценкой, инициативой в любой деятельности, потребность вникать в суть изучаемых проблем. Такие учащиеся способны к самообразованию, выбору направления профильного образования.
В процессе сопровождения одарённого ребёнка педагог выполняет несколько ролей. Функции педагога: мотивация обучающегося на активную деятельность, сотрудничество с родителями с целью обмена сведениями по особенностям ребёнка, организация деятельности других педагогов в рамках работы по сопровождению одарённого ребёнка, установление межличностного контакта, индивидуализация учебного процесса, обучение, выходящее за рамки учебного занятия, учёт психологических особенностей.
Зачастую одарённые дети становятся лидерами. Лидерами в коллективе класса и школы. Входят в школьный актив. Актив школьников — опора администрации школы, педагогов, других обучающихся. Поэтому он требует особого внимания со стороны педагога, ведь от того насколько подготовлен и работоспособен актив зависит успех ОО.
Любая деятельность ребят всегда воспринимается на глубоко эмоциональном уровне. И особенное удовлетворение от проделанной работы они получают, действуя по формуле: «Сами придумали. Сами подготовили. Сами провели. Сами проанализировали (подвели итог)»
Через систему самоуправления большую часть нагрузки по организации внеклассных мероприятий можно возложить на лидеров.
Таким образом, детское самоуправление — такое состояние группы одарённых детей-лидеров, которое позволяет каждому члену этой группы не только принимать активное участие в решении вопросов и проблем коллектива, но и проявлять инициативу и нести ответственность за результаты этой деятельности, что способствует их интеллектуальному, творческому, профориентационному развитию.
Поэтому в ходе организации работы ученического актива, педагогу важно прислушиваться к мнению ребят, походу выявляя тех, к кому прислушиваются другие обучающиеся, которые способны встать во главу и повести за собой остальных в нужном направлении.
Не существует совершенной, законченной системы самоуправления, поэтому у каждого актива есть возможность совершенствовать систему на своё усмотрение, дополнять и расширять её.
Для того, чтобы дети выходили в позицию лидера необходимо:
— заинтересованность в деятельности;
— пример деятельности, продемонстрированный на высоком педагогическом уровне;
— умение планировать;
— знание форм и методов и содержания мероприятий;
— «ситуация успеха».
Для всего это и необходим педагог, сопровождающий деятельность лидера.
Таким образом, одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения, создание условий для развития личности, достижения качественных результатов в обучении и воспитании.
Литература:
- Байбородова Л. В., Рожков М. И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект. [Текст] / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославский педагогический вестник.1994. № 1–29–35 с.
- Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003 — с.8.
- Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. [Текст] / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. — М.: Педагогика, 1989–416 с.
- Панов, В. И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В. И. Панов. — Самара, 2007 — С.477.
- Рожков М. И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. 63 с.
- Философия, логика и методология науки [Текст] / В. И. Левин; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенская гос. технологическая акад».. — Пенза: ПГТА, 2010. — 66 с.
- Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление [Текст] / В. А. Ясвин. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.