Данная статья посвящена музыкальной деятельности людей разных профессий. Музыка обогащает духовный мир человека, развивает его творческие способности.
Музыкальный опыт, приобретённых людьми, позволяет им расширить кругозор, развить креативное мышление, уверенность в себе, ответственность, эстетический вкус, умение распределять собственное время, приобрести необходимые личностные навыки, которые помогают успешно реализовывать себя в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: музыка, успех.
Если мы будем подробно рассматривать биографии известных успешных людей, то увидим, что некоторые, а может даже многие из них занимались музыкой. Кто-то не бросил это занятие и по сей день.
Задумавшись над этим фактом, я задался вопросом: может ли влиять музыка на успех человека?
Так же, как любая предметная область, занятия музыкой предполагают метапредметные связи, которые обращены к основе предмета, его изначальному смыслу, но и объединяют смежные явления из других предметных областей. Таким образом, занятия музыкой способствуют приобретению универсальных знаний, не привязанных к конкретному предмету или предметной области, в данном случае музыки, и в тоже время включающих их.
Такие занятия могут развивать: внимательность, сосредоточенность, креативное и логическое мышление, чувства, умения созидать, эстетический вкус и др. Музыка способствует всестороннему развитию человека. В ходе занятий можно выучить иностранный язык или его основы, разобраться в теме математических долей, дробей, развить навык устной речи. Игра на музыкальном инструменте является комплексной задачей для человеческого мозга. Так как он должен постоянно координировать моторику с тем, что музыкант воспринимает на слух. Необходимо верно выстроить все шаги, при этом находя и корректируя ошибки. Таким образом, развивается и стратегическое мышление.
Также занятия музыкой способствуют развитию личностных качеств человека. Приведу несколько примеров:
— уверенность в себе, так как музыкант часто находится перед публикой;
— креативное мышление, так как изучение разнообразия музыкальных жанров способствует расширению кругозора, так же импровизация — неотъемлемая часть процесса музыкального воспитания;
— способность управлять своим временем, так как занятия музыкой, чаще всего, носят дополнительный характер, и важно научиться распределять свое время так, чтобы его хватало на повседневные дела и досуг;
— способность сотрудничать. В любом деле, не исключение и занятия музыкой, важным навыком является умение работать в коллективе. Необходимо уметь договариваться, искать компромиссы, слышать собеседника, что однозначно способствует развитию навыков сотрудничества.
Всё это, и многое другое — необходимые навыки для успешного человека не только в музыкальной сфере, но и любого рода деятельности.
Современные тенденции указывают на то, что творчество — навык, требуемый в любой сфере деятельности. Творческий подход и креативное мышление востребованы в любом деле, любой профессии. Как интересно бывало в школе на уроках музыки, когда они интегрированы с уроками истории или литературы! Правильно подобранное музыкальное сопровождение фильма, обеспечивает успешность фильма. Всё это — о творческом подходе, который, несомненно будет развиваться во время занятий музыкой. Это ещё один весомый довод в пользу музыкального образования.
Интерес к теме достижения успеха посредством музыки вызвало изучение биографий успешных людей, какой-либо период жизни которых, был связан с музыкой. Приведу примеры некоторых из них.
Пол Аллен (Paul Allen), миллиардер и соучредитель Microsoft, играет на гитаре.
Алан Гринспен (Alan Greenspan), бывший председатель Федеральной резервной системы США, был профессиональным саксофонистом.
Бизнесмен и миллиардер Брюс Ковнер (Bruce Kovner) играет на фортепиано. Один из основателей Google Ларри Пейдж (Larry Page) играл на саксофоне в средней школе.
Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене.
Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. [6, с.41]
Мир уже давно говорит о положительном влиянии музыки на человека. Проводились многочисленные исследования, которые подтверждали этот факт. В данной статье предлагаю осветить вопрос о благотворном влиянии классической музыки на человека. Ни для кого не секрет, что в конце XX века появилась информация об уникальном воздействии на мозг человека музыки Моцарта. Такой влияние назвали эффектом Моцарта. Эффект подробно описан, собраны интересные факты, но учёные до сих пор спорят о природе данного явления. [5, с.40–67]
Научное обоснование можно прочесть в приведённом ниже списке литературы. Если дать краткое описание эффекта, оно заключается в следующем.
Музыка- это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны. [7, с.341]
Главное отличие классической музыки от современной заключается в её разнообразии. В одном музыкальном произведении может содержаться целый сюжет. Смена тональностей, различные темпы, нюансы, поставленные композитором — всё это наделяет музыку смыслом и человек, при прослушивании может представлять картины и целые истории. Прослушивание классической музыки способствует увеличению концентрации и внимания человека. Бесспорно, что музыка оказывает влияние на психическое состояние человека. Во все времена использовали воодушевляющую музыку для правильного поддержания боевого духа солдат, как и наоборот после 1 и 2 мировой войны многие профессиональные музыканты и коллективы ездили по госпиталям и давали концерты классической музыки и отмечалось заметное улучшение психического состояния ветеранов.
Именно в музыке Моцарта, с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке.
Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8–10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:
1 — сидели в полной тишине;
2 — слушали аудиокнигу;
3 — слушали сонату Моцарта.
Все студенты проходили тест до и после эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги
1 — на 14 %;
2 — на 11 %;
3 — на 62 %.
Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет).
Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.
Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее.
Чтобы согласиться или опровергнуть теорию о влиянии музыки на успешность человека, я решил опросить несколько своих знакомых (не музыкантов), занимающих достаточно высокие и значимые должности, добившихся успеха в сфере своей деятельности. Вот какие результаты получились.
Генеральный директор клининговой компании. В начальной школе увлекался игрой на флейте.
Ведущий мероприятий. В школе занимался хореографией и пением, сейчас продолжает занятия вокалом.
Заместитель директора школы. Почётный работник образования. В подростковом возрасте занималась в музыкальной школе по классу фортепиано.
Топ-менеджер автосалона. В детстве играл на гитаре.
Шеф-повар ресторана. В детстве не увлекался музыкой.
Таким образом, из пяти успешных людей моего окружения, четверо, так или иначе связывали определенные периоды своей жизни с музыкой. Что может являться подтверждением теории о благотворном влиянии музыки на успех человека.
В заключении хочется высказать мнение о том, что заниматься музыкой стоит не для того, чтобы иметь шанс стать успешным музыкантом, а для того, чтобы иметь возможность стать успешным человеком. Ценность занятий музыкой очевидна. Никогда не поздно начинать что-либо. В любом возрасте занятия музыкой положительно влияют на развитие личности.
Литература:
- Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновац. курс / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
- Арнольдов, А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию [Текст] / А. И. Арнольдов. — М.: МРИК, 1992. — 240 с.
- Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности; под ред. Д. И. Фельдштейна. М, Воронеж, 1995. — С. 228–244
- Кэмпбелл Дон Дж. Эффект Моцарта. Мелодии лечат! // ООО «Попурри» 1999 г. С. 40–67
- Ли Якокка. Карьера менеджера [Текст] / by Lee Iacocca/ Перевод, оформление ООО «Поппури», 2014. — 566 с
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Шведовой Н.Ю; — М.: Рус. язык, 1986; — 797 с.
- Томатис А. Почему Моцарт? 1991 г. С. 8–19