Готовность к школе или школьная зрелость предполагает достижение определенного уровня интеллектуального, эмоционального и мотивационного развития.
Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.
Предлагаем упражнения, не требующие от вас много времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задачи можно изменять, дополнять. В большинстве случаев вы сами сможете придумать аналогичные.
Упражнения необязательно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны вам и вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое похожее, придумайте подобное самостоятельно или вернитесь к нему через некоторое время.
Ребенку будет намного проще рисовать завитки заглавных букв, если он часто делает:
– лепит из пластилина, глины;
– рисует ломаные, волнистые линий;
– играет с мелкой мозаикой;
– застёгивает пуговицы, шнурует обувь.
Подготовка детей к обучению письму включает:
– гимнастика пальцев и рук;
– ориентация на листе бумаги;
– формирование элементарных графических навыков.
Сначала разогрейте пальцы: сгибание и разгибание. Для этого можно использовать резиновые игрушки.
Затем выполняются упражнения на расслабление пальцев и рук.
«Покраска забора» — движение руками вверх-вниз, затем влево-вправо.
«Погладить котенка» — плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной рукой, затем другой.
«Цыпленок пьет воду» — локти упираются в стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные изгибы рук вперед.
«Суп посолить» — локти упираются в стол, пальцы обеих рук повторяют соответствующие движения.
Затем упражнения на удержание позы руки. Сначала ребенок действует каждой рукой по очереди, постепенно переходя к движению обеими руками одновременно.
Упражнения на автоматизацию движений и развитие внимания :
«Пальцы приветствуются» — кончик большого пальца последовательно касается остальных. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем двумя.
«Человечек бежит» — указательный и средний пальцы «бегают по столу». Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой рукой, затем двумя руками вместе.
Ребенок кружит над «клубочком». Он начинает с самого большого поворота и, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, делает все меньшие и меньшие повороты. И наоборот, он постепенно увеличивает обороты до максимального размаха. Работу на бумаге желательно предварять «репетицией» предстоящего движения в воздухе.
Ребенок учится рисовать волнистые линии, полуовалы, овалы, петли; волны; чешуя, покрывающая рыбу; огурцы и помидоры для наполнения банок и т. д. Затем мы учимся рисовать прямые линии и штриховать различные геометрические фигуры.
При этом ребенок должен соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не выходя за контур рисунка, только в заданном направлении и соблюдать одинаковое расстояние между линиями.
Предлагаю некоторые виды занятий, не требующие дополнительного оборудования или особых условий.
– Гуляя с ребенком по улице, предложите ему соревнование: кто посчитает больше всего зеленых машин, проезжающих мимо.
– Дома. Конфеты для тех, кто называет самые белые вещи в этой комнате.
– «Индейцы». Давайте послушаем и расскажем, какие звуки до нас доносятся (капает вода, за окном шумит проезжающая машина и т. Д.)
Игра «да» и «нет» не говорите, «черными» и «белыми» не называйте .
Смысл игры в том, чтобы игрок контролировал (был предельно внимателен) к тому, что он говорит. Ведущий ищет в его ответах «запрещенные» слова: да, нет, черный, белый. Если он находит это, ролями поменялись.
Примерный список вопросов:
Вы любите смотреть мультфильмы?
Какого цвета снег?
Какая кошка должна переходить дорогу, чтобы целый день не
счастливчик?
Важно: во всех задачах и играх позволяйте ребенку побеждать хотя бы в 50 % случаев. Дайте небольшой приз.
Игра «Вежливость».
Согласитесь с ребенком, что выполняются только те запросы, которые содержат слово «пожалуйста».
– Вставайте со стула.
– Подойдите, пожалуйста, к окну.
– Мяу-мяу три раза, пожалуйста, и т. д.
Игра «Прыжки — не прыжки». Попросите ребенка прыгнуть, если вы называете
то- что прыгает, и стоять, не двигаясь, в противном случае. Произносите, ровным голосом с небольшими паузами: кузнечик, парашютист, табурет, мяч, слон, воробей, заяц и т. д.
Упражнение «Графический диктант»
Предложите ребенку лист бумаги и карандаш. Отметьте начало точкой. Дайте инструкции: Будьте осторожны: перед вами очень трудная задача.
Проведем с вами графический диктант. Поднесите карандаш к точке и внимательно слушайте:
2 ячейки вправо, 1 ячейка вверх, 1 ячейка вправо,
1 ячейка вверх, 1 ячейка вправо, 1 ячейка вниз,
1 ячейка вправо, 1 ячейка вниз, 2 ячейки вправо,
1 ячейка вниз, 7 ячеек вниз,1 клетка вверх.
Что у тебя получилось? (Кораблик)
Подобным образом можно диктовать простые узоры из нескольких повторяющихся фрагментов, а затем предложить ребенку самому продолжить.
Хорошо развивает внимание игра в лото , прохождение лабиринтов .
Игра «Съедобное — несъедобное»
Взрослый называет какой-либо предмет и бросает ребенку мячик. Если этот предмет съедобный, малыш должен поймать мяч, если несъедобный — отбросить. Возможны варианты, другой игры, например, если предмет большой — мяч отбросить, маленький — поймать; летает — поймать, не летает — отбросить.
Упражнение «Найди букву»
Предлагаем ребенку листок с крупным печатным текстом и просим найти и вычеркнуть какую- нибудь букву. Для детей, не знакомых с алфавитом, это должны быть самые простые по написанию буквы, например 0,П,Г. Следите, чтобы он двигался по строкам и не пропускал ни одной буквы. Отмечайте время, за которое он просматривает 3–5 строк, количество ошибок. Если в следующий раз он лучше справился с заданием, обязательно похвалите его, дайте небольшой приз.
Игра «Это движение запрещено»
Взрослый человек показывает движение, которое нельзя повторять. Затем он выполняет разные движения руками, ногами и т. Д. Если ребенок повторил «запрещенное» движение, то он проиграл, следовательно, вы можете поменяться ролями. Ребенок должен смотреть, чтобы «поймать» взрослого.
Упражнения и игры для развития мышления
Игра «Лишнее слово»
Просим ребенка назвать лишнее слово из перечисленных и объяснить почему.
– Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова
– Яблоко, цветок, птица, виноград
– Ухо, голова, нос, рот, глаз
– Диван, кровать, шкаф, письменный стол, блокнот
– Рысь, медведь, тигр, кот, лев
– Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик
– Молоко, сливки, сыр, бекон, сметана.
Для развития наглядно-образного мышления можно предложить ребенку сложить вырезанную картинку, пройти лабиринт.
Игра «Лишняя картинка»
Можно выкладывать предметы, показывать картинки. Назвать, что не подходит к трём остальным картинкам или предметам и почему.
Яблоко, груша, картофель, слива
Шапка, брюки, пальто, сапоги
Чашка, ваза, миска, ложка
Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
Упражнения на развитие памяти
Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью — это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли должного внимания и которых учили, что у них плохая память. Важнейшее условие развития памяти — это особые усилия ребенка — что-то запомнить, чтобы потом вспомнить. Не менее важная задача — дать детям средства и рациональные приемы, которые помогут им сохранить в памяти и воспроизвести необходимую информацию в нужное время.
«Запомни и повторяй»
Ребенку выдают бумагу, карандаши, образец с любым простым рисунком, который предъявляют на 1–2 минуты. А потом взрослый просит его нарисовать по памяти точно такой же. Подобное задание можно дать на создание простой постройки из строительного материала. Вам дается возможность рассмотреть его 1–2 минуты, а затем предлагается воспроизвести по памяти по вашим кубикам.
Можно дать образец на бумаге, а детям предложить выполнить задание из кубиков или любых других объемных фигур.
«Чего не хватает?"
Картины (или игрушки) раскладываются перед ребенком — до 10 шт. Он смотрит на них 1–2 минуты, потом отворачивается, а вы что-то меняете, убирая или переставляя. Ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. Обладая хорошей зрительной памятью, ребенок легко замечает исчезновение или движение 1–3 игрушек.
«Слушайте и повторяйте»
Стучите по столу или барабаньте определенное количество раз, и пусть ваш ребенок повторяет то, что вы слышите. Затем попросите ребенка дать вам задание и контролировать, насколько ты сделаешь это правильно.
«Какая картина исчезла?"
На стол выкладываются 10 предметных картинок, ребенок их рассматривает. Затем убирается одна картинка, и ребенок должен сказать, какая именно исчезла.
Дети счастливы и гордятся своими успехами, обретают уверенность в эффективности своей деятельности. А, как известно, успех пробуждает в дальнейшем желание учиться. Доброе отношение к детям, умение вовремя и разумно их похвалить должно сочетаться с достаточно высокой требовательностью. Ребенок должен понимать, какие конкретные действия, поступки, поступки вызвали одобрение, а что еще у него не получается, чему он должен научиться.
Терпения и успехов вам и вашему малышу в нелегком деле подготовки к тренировкам.