Модернизация дошкольного образования — одна из задач Федеральной целевой программы развития образования. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов.
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача — создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.
Цель — определение профессиональных основ формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект — особенности основ профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет — содержание основ профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой нашего исследования служит предположение о том, что решение проблемы по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждается в определении основ профессиональной деятельности, связанных с определением нормативно-правового регламента и сопровождению профессиональной деятельности по инклюзивному образованию.
Задачи исследования:
- Проанализировать нормативно-правовой регламент по созданию специальных условий инклюзивного образования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Изучить особенности сопровождения профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Проанализировать методические подходы по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Осуществить подбор коррекционно-развивающих методик по развитию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Специальные условия инклюзивного дошкольного образования обозначены в (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
Применимо к детям дошкольного возраста с ОВЗ понятие специальных условий уточнено в приказе «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» от 31 июля 2020 года № 373;
В Федеральном государственном образовательном стандарте;
Примерных АООП для дошкольников с ЗПР
В процессе исследования нами была рассмотрены специфика задач в работе по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению на примере адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития (под ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой),которая ставит следующие задачи , актуальные для работы с дошкольниками с ЗПР:
— развитие анализирующего восприятия при овладении сенсорными эталонами;
— формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
— формирование мотивационно-потребностного, когнитивно-интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
— развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;
— развитие познавательной активности, любознательности;
— формирование предпосылок учебной деятельности.
- Методическое пособие «Коррекционно-развивающее обучение» под редакцией И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром».
Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004).
Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала, учитывая психические особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.
В конспектах большинства занятий при объяснении материала используется такой вид работы, как беседа. Представленное в пособии планирование занятий предполагает системный подход к организации работы всех специалистов
- «Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития», автор Боброва А. В.
В процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР в период подготовки их к школе автор ставит следующие конкретные задачи:
— сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
— освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
— освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;
— накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
— уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
— формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
— развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
— формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.
В процессе нашей деятельности мы подобрали коррекционно-педагогические методики по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:
- Методика 1. «Узнавание фигур» (по Н. В. Бабкиной)
Цель методики: развитие процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти.
- Методика 2. «Домик» (по Н. И. Гуткиной)
Цель методики: формирование пространственных представлений, произвольного внимания, сенсомоторной координации, тонкой моторики рук.
- Методика 3. «Графический узор» (по Н. В. Бабкиной)
Цель методики: развитие внимания, умение действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.
- Методика 4. «Тест Пьерона — Рузера»
Цель методики: формирование произвольной регуляции деятельности.
- Методика 5 . «Сравни картинки» (по Н. В. Бабкиной)
Цель методики: формирование произвольности познавательных процессов.
- Методика 6. «Мозаика» (по Н. В. Бабкиной)
Цель методики: развитие овладения зрительным анализом и синтезом.
- Методика 7 «Лабиринт» (по Л. А. Венгеру)
Цель методики: развитие уровня наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
- Методика 8. «Исключение лишнего» (по Н. В. Бабкиной)
Цель методики: развитие способности к обобщению и абстрагированию, умению выделять существенные признаки.
- Методика 9. «Матричные задачи Равена»
Цель методики: развитие наглядно-образного мышления.
- Методика 10. «Логические задачи» (по Н. В. Бабкиной)
Цель методики: развитие понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода.
Хотя чаще всего эти методики используются как диагностический материал, но я использую эти методики ежедневно в своей работе, меняя наглядный материал. Отмечаю положительную динамику развития интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей своей группы.
Данные методики способствуют формированию готовности с точки зрения мотивации познавательной деятельности, наличие необходимых и достаточных знаний, формированию операционального компонента учебной и познавательной деятельности, положительного отношения к ситуации обучения.
Вывод: Таким образом в процессе нашего исследования мы доказали, что решение проблемы по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нуждается в определении основ профессиональной деятельности связанных с определением нормативно-правового регламента и сопровождению профессиональной деятельности по инклюзивному образованию.
Цель исследования была достигнута, задачи выполнены, гипотеза нашла своё подтверждение.