Проблема принятия себя, в том числе и своего тела, и внешнего вида, всегда была и остаётся одной из главнейших и сложных проблем отрочества, так как особенности представлений о себе становятся основополагающими и особенно важными в этом возрасте. Не каждый подросток готов принять, то, что с ним происходит, принять изменения.
На основании характеристики подросткового возраста — для подростка самое важное — это быть принятым своей группой, найти в ней свое место, а также в соответствии с классификациями Эльконина — Давыдова, Драгунова Т. В., изучающих этот возраст, именно сверстник, общение с ним, является главным источником развития подростка, считаем, что наиболее эффективной формой работы с подростками является групповое консультирование.
В качестве наиболее оптимальной и эффективной формы работы по становлению адекватного физического «Я» нами выбрано групповое консультирование, так как оно позволит участникам группы исследовать свой стиль отношения с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки, также, немаловажным является то, что члены группы имеют возможность получить обратную связь о том, как их воспринимают окружающие. Консультативная группа, так или иначе, предлагает участникам поддержку и понимание, что увеличивает готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они в эту группу пришли. Коллективный опыт позволяет в более широком контексте взглянуть на собственные проблемы. Группа предоставляет возможность обсуждения актуальных проблем поведенческих рисков.
В случае нашего исследования, были выбраны 10 подростков в возрасте 16–17 лет, с нарушениями восприятия своего физического «Я». На основании первичной диагностики была разработана программа консультаций, направленных на изменение отношения к своему физическому «Я» посредством участия подростков в групповом консультировании. Всего в программе было запланировано 10 консультаций, в формате 2 встречи в неделю, реализация программы включала 3 этапа: ориентировочный, реконструктивный, закрепляющий. Каждая консультация длилась 2–3 часа и состояла из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Для контроля изменения отношения к своему физическому «Я» у подростков были использованный следующие методики: тест-опросник уверенности в себе Рейзаса, методика семантического дифференциала Ч. Осгуда (в модификации Л. П. Пономаренко), «Опросник образа собственного тела» (ООСТ) О. А. Скугаревского и «Шкала оценки уровня удовлетворенности собственным телом» О. А. Скугаревского.
В программе использовались следующие формы организации деятельности: дискуссии, психологические упражнения, мини-лекции, упражнения и техники арт-терапии, телесно-ориентированные техники.
Таблица 1.
Программа групповой консультации по проблеме принятия физического «Я»
1 Ориентировочный блок |
Задачи 1 блока: 1.Знакомство с участниками и объединение их в группу. 2.Установление эмоционального контакта с группой. 3.Установление правил поведения в группе 4.Создание благоприятного эмоционального фона в группе. 5.Снятие мышечного и эмоционального напряжения. |
2. Реконструктивный блок |
Задачи 2 блока: 1.Формирование позитивного «Я-образа». 2.Выработка уверенного поведения. 3.Формирование адекватной самооценки, самоуважения. 4.Формирование позитивного самовосприятия. 5.Обучение приемам релаксации и саморегуляции. |
1 раздел. «Образ тела» |
2 раздел. «Самооценка» |
3 раздел. «Уверенность в себе» |
4 раздел. «Самоощущение. Самовосприятие» |
5 раздел. «Самоуважение» |
3. Закрепляющий блок |
Задачи 3 блока: 1.Отработка навыков и умений, сформированных в ходе тренинговых занятий. 2.Обобщение и систематизация полученных знаний во время тренинга. 3.Рефлексия участников о проделанной ими работы над собой. 4.Подведение итога занятий. |
Основной целью реализации каждого занятия являлось создание комфортной психологически безопасной атмосферы. Немаловажной является и физическая организация пространства.
Для эффективной работы нами было предложено еще одно негласное правило — отключать звук сотовых телефонов и оставлять их в стороне во время занятий, что позволит сосредоточиться на выполнении упражнений.
На первой встрече все подростки согласились с правилом оставить телефоны в стороне, чтобы не отвлекали, однако не сразу смогли «расстаться» с ними. Наконец, заняв приглянувшие им места, половина группы приняло «закрытые» позы (скрещивание ног, рук), половина «вызывающие» (широко расставленные ноги, закинутые руки на спинки стульев), в попытке демонстрации преимущества перед группой. Данные факты свидетельствуют о существовании психофизиологических «зажимов», неуверенности. После знакомства и начала работы стали принимать более «открытые» позы, внимающие (наклон вперед) к обсуждению и рассказу собеседников. Следует отметить, что на первых занятиях подростки в некоторой степени чувствовали себя скованно (либо отказывались говорить, либо говорили шаблонно, повторяя слова других участников), но после проведения упражнений на раскрепощение они свободно чувствовали себя, высказывали собственные мысли.
С целью обобщения и систематизации полученных знаний во время групповых занятий были использованы техники «Мои мысли», «Рефлексия». При обсуждении всех встреч, на последнем заключительном занятии, многие участники озвучили о произошедших психологических изменениях, они стали более увереннее и поняли, что не одни такие, испытывающие сходные чувства и эмоции.
По результатам исследования нами было выявлено, что в группе у всех подростков произошли значительные качественные изменения в степени удовлетворенности своим телом в целом. Повысился уровень уверенности в себе, появились подростки с позитивным самоотношением. Для них стали характерны уверенная речь и поведение, открытое выражение эмоций, адекватное восприятие и оценивание своего тела, своих возможностей и способностей, повысилась аутосимпатия и самоуважение. Изменилось количество подростков с недифференцированным чувством «за» и «против» своего «Я». На наш взгляд — это изменение связано со сменой отношения к своему телу у некоторых подростков.
Психологическое консультирование подростков по проблеме принятия своего тела способствует становлению устойчивой самооценки, преодолению неуверенности в себе и повышает общий уровень удовлетворенности своим телом путем осознания самими подростками свою индивидуальность в физическом образе тела, что в целом не может не повлиять на базовые характеристики личности подростков относительно такого феномена, как «физический перфекционизм».
Контрольный срез психологических диагностик, используемых в нашем исследовании позволил выделить нам следующие различия до и после формирующего эксперимента: в группе снизился низкий уровень с 80 % (8 чел.) до 20 % (2 чел.) за счет увеличения подростков со средним уровнем удовлетворенности своим телом с 20 % (2 чел.) до 80 % (8 чел.), высокий уровень не выявлен.
Таким образом, качественные положительные изменения в группе произошли у шестерых подростков (60 %). Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что психологическое консультирование подростков по проблеме принятия своего физического Я, является результативным.
Подводя итоги, хочется отметить, что работа с физическим «Я» должна производиться не только при наличии нарушений его восприятия, но и в профилактических целях. Поэтому данная программа может быть использована в работе фитнес-тренеров, нутрициологов, коучей, а также психологов образовательных организаций и консультативных центров.
Литература:
- Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972 № 2.