Встатье авторы пытаются дать анализ одному из видов экологических преступлений, а именно повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений.
Ключевые слова: лесные насаждения, преступление, повреждение, экологические преступления, государственный лесной фонд, законодательство, Уголовный кодекс Российской Федерации, ущерб, незаконные рубки, экологический ущерб, правоохранительные органы, государственный лесной надзор.
Повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений является одним из самых распространенных экологических преступлений, уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Чтобы более точно дать анализ вышеуказанному преступному деянию, необходимо разобраться в терминологии.
Лесное насаждение — это совокупность растений, состоящая из древостоя, а также подроста, подлеска, живого напочвенного покрова, объединенных однородными лесорастительными условиями участка леса, и характеризующаяся определенной внутренней структурой [14].
Повреждение до степени прекращения роста предполагает собой уничтожение частей деревьев, которое делает невозможным дальнейший их рост. К таким повреждениям относятся: слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры, заражение болезнями, смятие деревьев и кустарников, выкорчевывание лесных насаждений с использованием механических средств или же без таковых и т. д.
Рубками лесных насаждений признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы.
Для того чтобы определить размер повреждения следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства», в котором утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства заготовка древесины которых допускается [13]. Считаю, что для определения размера повреждений следует учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера.
Следует различать виды ответственности, поэтому отметим, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если лесным насаждениям был причинен значительный ущерб, который должен превышать пять тысяч рублей, а также отсутствие разрешительной документации на вырубку. Кроме того, крупным размером считается — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.
Исчислением ущерба от незаконных рубок леса занимаются органы лесного надзора в соответствии с таксами и методикой Правительства РФ. Расчёт ущерба на территории Красноярского края, осуществляют должностные лица, имеющие полномочия государственного лесного надзора, а именно государственные лесные инспекторы КГКУ «Лесная охрана», а также должностные лица министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Расчет производится на основании методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Она указывает, каким образом необходимо устанавливать объем и размер поврежденных и срубленных лесных насаждений, как происходит исчисление стоимости, в каких случаях размер такс подлежит увеличению.
Таксы для исчисления размера вреда содержатся в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».
Стоит отметить, что Министерство лесного хозяйства Красноярского края было утверждено 26.07.2016 постановлением Правительства Красноярского края. Ранее государственный лесной контроль и надзор осуществляла служба по контролю в сфере природопользования администрации Красноярского края.
Кроме того, на территории Красноярского края осуществляется федеральный государственный пожарный надзор в лесах. Данную деятельность реализовывают Министр лесного хозяйства Красноярского края и его заместитель, начальник отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края и его заместитель, руководитель территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края, главный специалист — государственный инспектор отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края, главный специалист — государственный инспектор территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Также рассмотрим судебную статистику количества лиц, осужденных по ст. 260 УК РФ [15]. Сведем данные нашего исследования в таблице 1.
Таблица 1
Количество лиц, осуждённых за незаконные рубки, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан в России за периоды с 2017 по 2020 гг.
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
ч. 1 ст. 260 |
1339 |
1245 |
884 |
683 |
ч. 2 ст. 260 |
806 |
809 |
662 |
530 |
ч. 3 ст. 260 |
2074 |
1976 |
1749 |
1280 |
Из приведенной таблицы мы делаем вывод о постепенном сокращении числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст. 260 УК, за исследуемых четыре года по каждой из частей данной статьи произошло снижение. Что же этому могло поспособствовать? Улучшение охраны лесов, эффективность деятельности правоохранительных органов в отношении лиц, совершающих данное преступление, неотвратимость справедливого наказания.
Однако незаконная вырубка лесов, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений все равно имеют место быть. И если с вырубкой лесов все относительно ясно, то насчет повреждения лесных насаждений остаются открытыми вопросы, кому и зачем это нужно, каковы мотивы и цели совершаемого экологического преступления. Полагаем, ответить на поставленные вопросы не представляется возможным, так как все зависит от субъекта преступления.
Таким образом, общественная опасность данного вида преступления заключается в неконтролируемом уничтожении деревьев и кустарников, что ведет к причинению вреда окружающей среде и экологии в целом. Поэтому необходимо каждому принимать посильное участие для обеспечения конституционного права гражданина и человека на благоприятную окружающую среду, исключая посягательство на стабильность окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.
Литература:
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1098 «О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)») // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса (утв. Президентом РФ 06.11.2020 № Пр-1816) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Письмо Рослесхоза от 02.06.2006 № МГ-02–54/3796 «По вопросу полномочий работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства Красноярского края от 06.05.2020 № 271-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства Красноярского края от 28.04.2014 № 164-п (ред. от 09.02.2017) «Об утверждении перечней должностных лиц министерства лесного хозяйства Красноярского края, должностных лиц краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана», подведомственного министерству лесного хозяйства Красноярского края, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Красноярского края» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п (ред. от 16.03.2021) «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Указ Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 № 332-уг (ред. от 01.11.2019) «Об утверждении лесного плана Красноярского края»» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. приказом Рослесхоза от 03.12.1998 № 203). — Текст : электронный // Гарант : [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/2157249/#friends (дата обращения: 02.11.2021).
- Уголовное судопроизводство Данные о назначенном наказании по статьям УК. — Текст: электронный// Судебная статистика РФ: [сайт]. — URL: http://stat.апипресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 02.11.2021).