Педагогическая практика в подготовке современного учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Храмцова, К. А. Педагогическая практика в подготовке современного учителя / К. А. Храмцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86303/ (дата обращения: 19.12.2024).



Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного образования. Задачи исследования включают определение профессиональной компетентности педагога, а также выявление взаимосвязи между его профессиональной компетентностью и успеваемостью учащихся. Также выявлены факторы, влияющие на производительность и компетентность педагога.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог, ученик, образование, программа, планирование, система обучения.

Новые образовательные стандарты поставили перед школой определенные задачи. Такая компетенция, как умение учиться формируется в рамках общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Важным становится не только само усвоение знаний, но и способы переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Изменение целей и приоритетов образования (развитие и воспитание личности школьника на основе формирования учебной деятельности), внесение дополнений в его содержание требуют переработки содержания профессиональной подготовки учителей. В этой связи в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сформулированы требования к подготовке педагога: общеобразовательные, профессиональные и предметные [4, c. 154].

В соответствии с вышеприведенным определением компетенция относится к широкому спектру знаний, информации, навыков, способностей, которые дают возможность человеку приспособиться к работе и хорошо выполнять ее, а также эффективно использовать свои навыки для достижения поставленных целей и задач. Компетентность указывает на достаточность знаний и навыков, позволяющих человеку действовать в различных ситуациях, эффективно используя их для выполнения требований своей работы или карьеры. В обязанности педагога входит, например, управление и организация занятий в классе, ведение записей и дисциплины, общение с родителями, создание благоприятной среды для обучения, организация семинаров, помощь отстающим ученикам и т. д. Компетентный педагог может уверенно и эффективно справиться со всеми вышеперечисленными задачами. Компетентный педагог универсален по своей природе и обладает разнообразными знаниями, умениями, навыками, техниками и может эффективно применять их в соответствии с необходимыми ситуациями в своей работе, а его ученики демонстрируют значительную производительность и прогресс. Согласно Ефремовой Н. Ф., компетентный педагог чувствует ответственность за трудности в обучении школьников и принимает активные меры для их решения. Он обеспечивает дружественную обстановку для учеников, чтобы они могли узнать о своих проблемах и свободно выражать свои мысли. Он дает четкие объяснения, соответствующие примеры, задает вопросы для развития уверенности, управляет классом и участвует в жизни каждого ученика [2, c. 416].

При выполнении проблемных заданий прежде всего ученику необходимо включиться в деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания. Он «открывает» их сам или с помощью учителя. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование учащимися приемов умственной деятельности. Выполняя мотивационную функцию, проблемные задания на этапе изучения нового материала позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учащихся к усвоению нового понятия, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.

Ведущим средством организации учебной деятельности, направленной на процесс «открытия» каждым учеником конкретного знания, является отбор наиболее эффективных методов обучения младших школьников, методологической основой этого отбора является концепция непрерывного образования, ориентирующая на формирование высокого уровня мастерства учителя, его интеллектуального развития и творческого потенциала. Приоритет в процессе обучения отдается сотрудничеству учителя с учащимися, познавательной активности и самостоятельности младших школьников [1].

Для того чтобы выпускник педагогического вуза был готов к работе в школе в соответствии с требованиями нового стандарта, необходимо организовать педагогическую практику таким образом, чтобы в ходе ее студенты овладевали способами подготовки к уроку, организации деятельности школьников на уроке, взаимодействия с учащимися, способами отбора имеющихся в учебнике упражнений. От того, насколько компетентен будущий учитель, зависит эффективность его работы, результативность обучения в целом.

Педагоги с компетенцией в области учебных пособий эффективно используют аудиовизуальные средства (телевидение, компьютеры, научные инструменты) и визуальные непроективные вспомогательные средства (выставки), чтобы сделать обучение ясным, точным, долговечным и практичным. Педагог развивает взаимодействие «педагог — ученик» в уважительной, благодарной, поощряющей, дисциплинированной, доступной и всеобъемлющей среде. Педагог используют различные методы мотивационных техник, моделей, педагогических навыков с учетом ресурсов, индивидуальных различий и т. д. Педагогу предоставляется возможность решать сложные задачи, прибегать к самообучению, посещать учебные поездки, а также проводить наблюдения и эксперименты. Педагог в настоящее время выступает в качестве руководства, фасилитатора, помощника, который изо всех сил старается донести до учащихся цели учебного плана и развить у учащихся когнитивные, аффективные и психомоторные навыки в совершенстве.

Именно поэтому в каждом учебном заведении работа таких преподавателей считается одним из наиболее важных факторов успеваемости учащихся и эффективности школы. Педагоги сохраняют свои высокие показатели благодаря постоянным исследованиям и профессиональному отношению. Так, в настоящее время разрабатываются факторы, влияющие на производительность и компетентность педагога. Обучение является успешным только тогда, когда оно происходит в мирной и непринужденной обстановке.

Однако различные факторы, внутренние или внешние, создают препятствия в создании такой среды. Например, низкий доход, плохое поведение учащихся, давление на работу, трудоустройство в отдаленных районах, негативное отношение коллег, отсутствие поддержки со стороны руководства, домашние обязанности, стресс (физический, психический, эмоциональный), проблемы с транспортом, нехватка пособий, нехватка школьных помещений и т. д. Эти факторы негативно влияют на уровень компетентности педагога. Непрофессионализм педагога в конечном итоге влияет на успеваемость учащихся и низкую систему образования. Эффективность деятельности работника в сфере образования может измеряться различными способами, такими как успеваемость учащихся, наблюдение со стороны внутренних и внешних лиц (руководители, работники в сфере образования и т. д.) [5].

Для этого разработаны стандарты для измерения работы педагогов, чтобы проверить, соответствуют ли они установленным критериям. Эти стандарты помогают педагогам определить слабые стороны, которые нужно улучшить. Стандарты могут быть использованы для самооценки педагога, руководителей, которые оценивают педагога, находящихся в процессе работы, школьной администрации для оценки компетентности своих работников и т. д. Целью национальных стандартов для педагогов было повышение эффективности работы, что в конечном итоге ведет к высокой успеваемости преподавателей. Итак, в настоящее время Министерством образования используются профессиональные стандарты для измерения профессиональной компетентности преподавателей, такие как: — учебное планирование и стратегии — знание предмета — карьерный рост — учебная среда — оценки учащихся.

Качественная подготовка современного учителя в период педагогической практики была бы невозможна без тесного взаимодействия с образовательными учреждениями города и региона. В институте педагогики и психологии существует постоянно действующий семинар в форме круглого стола «Подготовка учителя в условиях реализации ФГОС в школе и вузе». В его работе принимают активное участие завучи и учителя базовых школ [4, c. 157].

Основной задачей образования является передача знаний и информации учащимся. Именно поэтому педагоги с новейшими знаниями являются основным компонентом, который может выполнить эту задачу. Чтобы производить обучение в соответствии с современными стандартами, педагогам необходимо глубоко и гибко понимать предмет, чтобы помочь ученикам связать, например, одну идею с другой или устранить неточности в решении проблемы. Педагог должен видеть, как различные идеи, связанные со школьными предметами, переплетаются с повседневной жизнью. Такое понимание обеспечивает основу для знания педагогического содержания, которое позволяет педагогам делать информацию доступной для других [3, c. 252].

Таким образом, можно прийти к выводу, что существует значительная связь между оценкой профессиональной компетентности педагога и оценкой успеваемости учащихся в образовательных учреждениях. Это подразумевает тот факт, что достижение обучаемого несомненно связано с профессиональной компетентностью педагога. Существует также много других факторов, которые могут повлиять на успеваемость учащихся, например, семейное положение, здоровье (физическое и психическое), образование родителей, структура семьи, финансовое положение, роль сверстников, школьная среда и т. д., но данное исследование сосредоточено только на одном факторе — это компетентность педагога. Это доказывает, что достижение обучающихся, вероятно, связано с педагогической компетентностью.

Литература:

  1. Галиуллина С. Д., Измайлова Е. Н, Касимова Э. Психология И Педагогика. Введение в профессиональную этику. Москва: Наука, 2017. — 140 c.
  2. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — М.: Национальное образование, 2015. — 416 c.
  3. Лоренц, Д. В. Креативная педагогика на примере дисциплины: Уч.-метод.пос. / Д. В. Лоренц. — М.: Инфра-М, 2018. — 252 c.
  4. Низовцева Л. А. Педагогическая практика в подготовке современного учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2015. № 2.
  5. Рахмонова Д. З. Особенности творческого подхода учителя к процессу активизации учебно-познавательной деятельности неуспевающих детей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (47).
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, успеваемость учащихся, профессиональная компетентность педагога, компетентность педагога, компетентный педагог, работа, ученик, качественное образование, конечный итог, педагогическая практика.


Похожие статьи

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования....

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории

В статье автор рассматривает теоретические аспекты стресса, в том числе профессионального стресса в жизни человека. Особое внимание уделяется профессиональной деятельности педагога, и формированию профессионального стресса в процессе педагогической д...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специали-ста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере. Выделяются ключевые компоненты...

Похожие статьи

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования....

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории

В статье автор рассматривает теоретические аспекты стресса, в том числе профессионального стресса в жизни человека. Особое внимание уделяется профессиональной деятельности педагога, и формированию профессионального стресса в процессе педагогической д...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных...

Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специали-ста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере. Выделяются ключевые компоненты...

Задать вопрос