Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного образования. Задачи исследования включают определение профессиональной компетентности педагога, а также выявление взаимосвязи между его профессиональной компетентностью и успеваемостью учащихся. Также выявлены факторы, влияющие на производительность и компетентность педагога.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог, ученик, образование, программа, планирование, система обучения.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой определенные задачи. Такая компетенция, как умение учиться формируется в рамках общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Важным становится не только само усвоение знаний, но и способы переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Изменение целей и приоритетов образования (развитие и воспитание личности школьника на основе формирования учебной деятельности), внесение дополнений в его содержание требуют переработки содержания профессиональной подготовки учителей. В этой связи в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сформулированы требования к подготовке педагога: общеобразовательные, профессиональные и предметные [4, c. 154].
В соответствии с вышеприведенным определением компетенция относится к широкому спектру знаний, информации, навыков, способностей, которые дают возможность человеку приспособиться к работе и хорошо выполнять ее, а также эффективно использовать свои навыки для достижения поставленных целей и задач. Компетентность указывает на достаточность знаний и навыков, позволяющих человеку действовать в различных ситуациях, эффективно используя их для выполнения требований своей работы или карьеры. В обязанности педагога входит, например, управление и организация занятий в классе, ведение записей и дисциплины, общение с родителями, создание благоприятной среды для обучения, организация семинаров, помощь отстающим ученикам и т. д. Компетентный педагог может уверенно и эффективно справиться со всеми вышеперечисленными задачами. Компетентный педагог универсален по своей природе и обладает разнообразными знаниями, умениями, навыками, техниками и может эффективно применять их в соответствии с необходимыми ситуациями в своей работе, а его ученики демонстрируют значительную производительность и прогресс. Согласно Ефремовой Н. Ф., компетентный педагог чувствует ответственность за трудности в обучении школьников и принимает активные меры для их решения. Он обеспечивает дружественную обстановку для учеников, чтобы они могли узнать о своих проблемах и свободно выражать свои мысли. Он дает четкие объяснения, соответствующие примеры, задает вопросы для развития уверенности, управляет классом и участвует в жизни каждого ученика [2, c. 416].
При выполнении проблемных заданий прежде всего ученику необходимо включиться в деятельность, в процессе которой у него возникает потребность в усвоении нового знания. Он «открывает» их сам или с помощью учителя. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование учащимися приемов умственной деятельности. Выполняя мотивационную функцию, проблемные задания на этапе изучения нового материала позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учащихся к усвоению нового понятия, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
Ведущим средством организации учебной деятельности, направленной на процесс «открытия» каждым учеником конкретного знания, является отбор наиболее эффективных методов обучения младших школьников, методологической основой этого отбора является концепция непрерывного образования, ориентирующая на формирование высокого уровня мастерства учителя, его интеллектуального развития и творческого потенциала. Приоритет в процессе обучения отдается сотрудничеству учителя с учащимися, познавательной активности и самостоятельности младших школьников [1].
Для того чтобы выпускник педагогического вуза был готов к работе в школе в соответствии с требованиями нового стандарта, необходимо организовать педагогическую практику таким образом, чтобы в ходе ее студенты овладевали способами подготовки к уроку, организации деятельности школьников на уроке, взаимодействия с учащимися, способами отбора имеющихся в учебнике упражнений. От того, насколько компетентен будущий учитель, зависит эффективность его работы, результативность обучения в целом.
Педагоги с компетенцией в области учебных пособий эффективно используют аудиовизуальные средства (телевидение, компьютеры, научные инструменты) и визуальные непроективные вспомогательные средства (выставки), чтобы сделать обучение ясным, точным, долговечным и практичным. Педагог развивает взаимодействие «педагог — ученик» в уважительной, благодарной, поощряющей, дисциплинированной, доступной и всеобъемлющей среде. Педагог используют различные методы мотивационных техник, моделей, педагогических навыков с учетом ресурсов, индивидуальных различий и т. д. Педагогу предоставляется возможность решать сложные задачи, прибегать к самообучению, посещать учебные поездки, а также проводить наблюдения и эксперименты. Педагог в настоящее время выступает в качестве руководства, фасилитатора, помощника, который изо всех сил старается донести до учащихся цели учебного плана и развить у учащихся когнитивные, аффективные и психомоторные навыки в совершенстве.
Именно поэтому в каждом учебном заведении работа таких преподавателей считается одним из наиболее важных факторов успеваемости учащихся и эффективности школы. Педагоги сохраняют свои высокие показатели благодаря постоянным исследованиям и профессиональному отношению. Так, в настоящее время разрабатываются факторы, влияющие на производительность и компетентность педагога. Обучение является успешным только тогда, когда оно происходит в мирной и непринужденной обстановке.
Однако различные факторы, внутренние или внешние, создают препятствия в создании такой среды. Например, низкий доход, плохое поведение учащихся, давление на работу, трудоустройство в отдаленных районах, негативное отношение коллег, отсутствие поддержки со стороны руководства, домашние обязанности, стресс (физический, психический, эмоциональный), проблемы с транспортом, нехватка пособий, нехватка школьных помещений и т. д. Эти факторы негативно влияют на уровень компетентности педагога. Непрофессионализм педагога в конечном итоге влияет на успеваемость учащихся и низкую систему образования. Эффективность деятельности работника в сфере образования может измеряться различными способами, такими как успеваемость учащихся, наблюдение со стороны внутренних и внешних лиц (руководители, работники в сфере образования и т. д.) [5].
Для этого разработаны стандарты для измерения работы педагогов, чтобы проверить, соответствуют ли они установленным критериям. Эти стандарты помогают педагогам определить слабые стороны, которые нужно улучшить. Стандарты могут быть использованы для самооценки педагога, руководителей, которые оценивают педагога, находящихся в процессе работы, школьной администрации для оценки компетентности своих работников и т. д. Целью национальных стандартов для педагогов было повышение эффективности работы, что в конечном итоге ведет к высокой успеваемости преподавателей. Итак, в настоящее время Министерством образования используются профессиональные стандарты для измерения профессиональной компетентности преподавателей, такие как: — учебное планирование и стратегии — знание предмета — карьерный рост — учебная среда — оценки учащихся.
Качественная подготовка современного учителя в период педагогической практики была бы невозможна без тесного взаимодействия с образовательными учреждениями города и региона. В институте педагогики и психологии существует постоянно действующий семинар в форме круглого стола «Подготовка учителя в условиях реализации ФГОС в школе и вузе». В его работе принимают активное участие завучи и учителя базовых школ [4, c. 157].
Основной задачей образования является передача знаний и информации учащимся. Именно поэтому педагоги с новейшими знаниями являются основным компонентом, который может выполнить эту задачу. Чтобы производить обучение в соответствии с современными стандартами, педагогам необходимо глубоко и гибко понимать предмет, чтобы помочь ученикам связать, например, одну идею с другой или устранить неточности в решении проблемы. Педагог должен видеть, как различные идеи, связанные со школьными предметами, переплетаются с повседневной жизнью. Такое понимание обеспечивает основу для знания педагогического содержания, которое позволяет педагогам делать информацию доступной для других [3, c. 252].
Таким образом, можно прийти к выводу, что существует значительная связь между оценкой профессиональной компетентности педагога и оценкой успеваемости учащихся в образовательных учреждениях. Это подразумевает тот факт, что достижение обучаемого несомненно связано с профессиональной компетентностью педагога. Существует также много других факторов, которые могут повлиять на успеваемость учащихся, например, семейное положение, здоровье (физическое и психическое), образование родителей, структура семьи, финансовое положение, роль сверстников, школьная среда и т. д., но данное исследование сосредоточено только на одном факторе — это компетентность педагога. Это доказывает, что достижение обучающихся, вероятно, связано с педагогической компетентностью.
Литература:
- Галиуллина С. Д., Измайлова Е. Н, Касимова Э. Психология И Педагогика. Введение в профессиональную этику. Москва: Наука, 2017. — 140 c.
- Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н. Ф. Ефремова. — М.: Национальное образование, 2015. — 416 c.
- Лоренц, Д. В. Креативная педагогика на примере дисциплины: Уч.-метод.пос. / Д. В. Лоренц. — М.: Инфра-М, 2018. — 252 c.
- Низовцева Л. А. Педагогическая практика в подготовке современного учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2015. № 2.
- Рахмонова Д. З. Особенности творческого подхода учителя к процессу активизации учебно-познавательной деятельности неуспевающих детей // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (47).