В статье проводится анализ практики усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами. Опираясь на законодательную базу, официальные данные, статистические отчеты и судебную практику, выводятся основные проблемы и тенденции развития института международного усыновления в России, рассматриваются мнения ученых по представленному вопросу. На основании изученных данных подводится итог проведенного исследования.
Ключевые слова : международное усыновление, дети, иностранные граждане, тенденции, проблемы.
The article analyzes the practice of adoption of children — citizens of the Russian Federation by foreign citizens. Based on the legislative framework, official data, statistical reports and judicial practice, the main problems and trends in the development of the institute of international adoption in Russia are identified, the opinions of scientists on the presented issue are considered. Based on the studied data, the results of the conducted research are summarized.
Keywords: international adoption, children, foreign citizens, trends, problems.
Представить современное общество без института усыновления почти невозможно. Он заслуженно стал одним из приоритетных направлений правового развития во всем мире. Институт усыновления был известен еще в правовой системе древнего Рима, однако, не смотря на свою древность, и по сей день продолжает развиваться и совершенствоваться. Одной из важнейших точек в развитии института усыновления стало возникновение после II Мировой Войны международного усыновления.
В России развитие института международного усыновления началось с подписания и ратификации в 1990 г. принятой ООН «Конвенции о правах ребенка» [1].
Согласно этой Конвенции, международное усыновление может применяться, «если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещён в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и, если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным». К тому же, в ней отмечается, что страны-участницы обязаны обеспечить применение в стране «принимающей» тех же норм, гарантий и прав ребенка, применяемых в случае усыновления в стране «отдающей».
Если взять во внимание порядок усыновления российских детей иностранными гражданами, то главным отличием процесса международного усыновления, от усыновления внутригосударственного является обязательное отсутствие возможности передачи детей гражданам России, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от их гражданства и места жительства [2]. За исключением этого фактора, условия одни и при усыновлении внутри страны, и при усыновлении ребенка из России иностранным гражданином, или лицом без гражданства.
Усыновители должны иметь достаточный для содержания ребенка доход, постоянное место жительства, не иметь непогашенных судимостей и не состоять в однополом браке, а также не являться гражданами государства, в котором подобный брачный союз разрешён.
Таким образом, иностранными усыновителями могут быть дееспособные совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок может быть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке.
Усыновителями не могут быть:
– Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также супруги, один из которых признан таковым
– Лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах
– Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей
– Бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине
К тому же, существует перечень заболеваний, при котором лицо так же не может стать усыновителем:
– Туберкулез при I и II группах диспансерного наблюдения
– Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией
– Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения
– Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения
– Наркомания, токсикомания, алкоголизм
– Инвалидность I группы
Иностранные граждане, успешно прошедшие все вышеуказанные фильтры, согласно статье 127 Семейного Кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) [3] должны пройти специальную подготовку, если до этого не являлись усыновителями, или не являются близкими родственниками ребенка.
Несмотря на формальную определенность всех критериев и требований к процессу международного усыновления, исследовав практические примеры, мы можем обнаружить ряд проблем. Первой из существенных проблем международного усыновления является несовершенство государственного контроля за соблюдением интересов усыновленных детей, защита и покровительство которых за пределами территории РФ, гарантировано Конституцией РФ [4].
Большая часть детей успешно осваивается в приемных семьях, однако, при процессе адаптации к незнакомым условиям чужой страны, ребенок нуждается в поддержке новых родителей и органов опеки. К тому же, существуют прецеденты жестокого обращения с детьми или применения к ним насилия. Причинами таких происшествий могут быть моральная неподготовленность кандидатов в усыновители к жизни с ребенком, обманутые ожидания, недопонимание, или заведомо корыстные цели. Российское законодательство устанавливает контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка, однако органы опеки, зачастую, не могут осуществлять контроль воспитания усыновленных иностранными гражданами детей, так как их юрисдикция ограничивается территорией РФ.
Защита прав усыновленных детей на территории других государств осуществляется консульскими учреждениями [5], где дети состоят на учете, по нормам международного права, или договоров РФ, но их полномочия ограничены консульским округом, поэтому осуществлять полноценный контроль за условиями жизни ребенка они не могут.
Как отмечает Л. М. Чуркина в своем исследовании [7], зачастую, иностранные усыновители пренебрегают требованиями российского и международного законодательства, вследствие этого вопрос усовершенствования контроля за иностранными усыновителями стоит крайне остро.
Таким образом, в настоящий момент почти невозможно осуществлять эффективный контроль за условиями жизни усыновленных детей и применять меры по пресечению нарушений.
Другой не менее важной проблемой является посредничество при международном усыновлении.
Российское законодательство статьей 126.1 СК РФ запрещает посредническую деятельность при усыновлении. Стоит уточнить, что такой деятельностью не является действия органов опеки, органов исполнительной власти и специально уполномоченных иностранными государствами органов.
Контроль деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению, регулярные проверки и выдачу разрешений на деятельность осуществляет министерство образования и науки РФ [6]. Для открытия представительства на территории Российской Федерации необходим большой перечень документов, однако ограничений и запретов на получения такого разрешения не предусмотрено.
На практике, иностранные организации, получившее соответствующее разрешение, могут разыскивать информацию о детях и передавать ее агентствам по усыновлению, выполняя таким образом функции посредника.
Еще одной важной проблемой, на наш взгляд, является тайна усыновления ребенка (СК РФ ст.139). Мнения ученых о целесообразности тайны усыновления в современном законодательстве расходятся. Например, А. Г. Григорьева [8] считает, что российское общество в его нынешнем состоянии не готово к отмене тайны усыновления. Н. В. Летова [9] связывает необходимость тайны усыновления с созданием доверительных отношений между приемными родителями и усыновленным ребенком, тем самым облегчая процесс воспитания ребенка. В противовес такому мнению некоторые ученые выражают сомнения в необходимости тайны усыновления в настоящее время. Например, М. В. Антакольская [10] считает устаревшей существующею на данный момент позицию государства по поводу тайны усыновления. По ее мнению, достигший совершеннолетия, имеет полное право на все сведенья, связанные с его усыновлением.
Следующей можно выделить проблему интересов биологических родителей ребенка и их защиты. Согласие биологических родителей является обязательным при усыновлении ребенка (СК РФ ст.129), однако, в случае признания причины их неучастия в содержании ребенка необоснованными, их мнение может не учитываться судом в делах об усыновлении. Процесс установления необоснованности на данный момент недостаточно совершенен и на практике кандидаты в усыновители могут получить данные о детях и запустить процесс судопроизводства по делу об усыновлении еще до вынесения окончательного решения суда о признании причин неучастия в содержании ребенка биологическими родителями необоснованными. Такие проблемы возникают по причине различия процессуальных особенностей дел об усыновлении и дел о признании неуважительными причин неучастия родителей в содержании ребенка [11].
Итогом всего отмеченного выше стало снижение количества усыновлений Российских детей иностранными гражданами на протяжение последних лет.
Согласно ежегодным обзорам Верховного Суда практики о международном усыновлении, разница в количестве удовлетворённых усыновлений между 2009 и 2020 годами составила 98 процентов. Так в 2009 году судами было рассмотрено 3427 дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами, из которых 3420 было удовлетворено [12]. В 2020 число рассмотренных прошений сократилось до 42 [13].
Такие изменения в статистике можно было наблюдать на фоне множества причин. Большую часть усыновлений приходилось на граждан США [15], однако на фоне смерти в 2008 году Димы Яковлева, погибшего по вине отца спустя три месяца после усыновления, и дальнейшего полного оправдания виновного, в конце 2012 года в России в Госдуму был внесён Федеральный закон № 272-ФЗ [16], более известный как «Закон Димы Яковлева», одна из поправок к которому запрещает гражданам США усыновлять российских детей.
8 декабря 2012 года закон был подписан Президентом РФ В. В. Путиным и вступил в действие с 1 января 2013 года.
Стоит добавить, что этот закон, как отмечает в своей работе Е. Б. Ходырева [17], стал продуктом мировой политической обстановки. Случившаяся трагедия и несостоятельность правового решения этого дела, на наш взгляд, стали катализатором и побудили законодателя разработать более строгие требования к процессу усыновления.
Однако, не только запрет усыновления гражданами США стал причиной снижения количества международного усыновления. По официальным данным, за последние годы общее количество детей — сирот уменьшилось. Так, по данным Генпрокуратуры [18], в 2014 году их количество составляло 87 604, а в 2019–44 429, мы видим сокращение почти в два раза.
Такие изменения стали результатом работы по предотвращению отказов от новорожденных и целенаправленной политики государства по развитию форм семейного устройства детей. Это помогло улучшить жизнь детей — сирот, а также сократить финансовые затраты на их содержание.
Однако, такая статистика не учитывает детей, родители которых не лишены родительских прав, но имеют трудности и поэтому оставляют своих детей в детских домах на время [19], регулярно это «время» продляя. Такие дети не учитываются в официальной статистике, однако в некоторых субъектах их количество доходит до 70 процентов от общего числа детей в детских домах.
Еще одной важной причиной стал демографический фактор, а именно постоянный с 2014 года отрицательный прирост населения [20].
В 2020 году остро встал эпидемиологический вопрос, меры, направленные на противодействие распространению на территории РФ коронавирусной инфекции, стали причиной приостановления многих дел в связи с усложнением процесса сбора документов и въезда в страну [13].
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что мнения в среде ученых, социологов и представителей общественности по вопросу международного усыновления и причин снижения его показателей разнятся. Однако, на наш взгляд, современное состояние международного усыновления в России стало результатом новой политики государства в отношении сирот и сиротских домов, а также крайне напряженных отношений с зарубежными странами. Все это в совокупности усложнило процесс усыновления, что в свою очередь приводит к медленной смерти российской практики международного усыновления.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559–1 // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи.
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства // «Российская газета» от 13 апреля 2000 г., N 72.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ. // «Российская газета» от 27 января 1996 г. N 17.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). –Ч. 2 Ст. 61 // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 27.09.2021) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // «Российская газета» от 13 апреля 2000 г., N 72.
- Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. N 1396 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150014 // 2020 г.
- Чуркина Л. М. К вопросу о правом регулировании международного усыновления // Сибирское юридическое обозрение, 2019. Том 16, № 3. С. 287 // URL:. https :// cyberleninka . ru / article / n / k - voprosu - o - pravovom - regulirovanii - mezhdunarodnogo - usynovleniya / viewer
- Григорьева А. Г. Проблемы обеспечения тайны усыновления // Экономика. Право. Вестник Кубанского социально-экономического института. 2014. № 1 (61). С. 37–43.
- Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации. Правовые проблемы. М.: ВолтерсКлувер, 2006. С. 106.
- Антокольская М. В. Семейное право: учеб. 5-е изд-е, перераб. и доп. М.: Норма:Инфра-М, 2010. С. 301
- Аграшева О. Е. «Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами» // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9.
- Обзор верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными м судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // Сайт Верховного суда Российской Федерации // 2012 // URL: https://www.vsrf.ru/files/13971/
- Обзор практики рассмотрения в 2020 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации // Сайт Верховного суда Российской Федерации // 2021 // URL: https://www.vsrf.ru/documents/all/30064/
- Государственный департамент США — бюро консульских дел // URL:.https://travel.state.gov/content/travel/en/Intercountry-Adoption/adopt_ref/adoption-statistics-esri.html?wcmmode=disabled
- Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28.12.2012 N 272-ФЗ // «Российская газета» от 29 декабря 2012 г. N 302.
- Ходырева Е. Б. Кандидатская диссертация на тему: Международное усыновление как конструирование социального родства // Диссертационные советы ННГУ // 2019 г.
- О результатах исследований, проведенных в Университете прокуратуры Российской Федерации по вопросам защиты прокурорами прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сайт генеральной прокуратуры РФ. — URL:https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/massmedia/news/archive?item=50434478
- Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 227–229. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56592/
- Федеральная служба государственной статистики // Общий прирост постоянного населения 2014–2020 // Витрина статистических данных. — URL:https://showdata.gks.ru/report/278934/.