Ключевые слова: дифференцированный подход, обучение, ученик, ближайшее развитие, дидактическая позиция, индивидуальный подход.
В педагогической литературе рассуждения о дифференцированном подходе часто связывают с дифференциацией обучения. Различия в этих условиях заключаются в следующем. Дифференцированный подход определяется интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения; это специфический показатель его педагогического мастерства. Рассмотрим концепцию «дифференцированного подхода», сформулированную учеными.
И. Д. Бутузов считает: «Главный смысл дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учеников, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы на уроках» [4, с. 18].
Ю. К. Бабанский писал: «Дифференцированный подход — это способ оптимизации, который предполагает оптимальное сочетание общеклассовой и групповой индивидуальной форм обучения» [3, с. 21].
По мнению А. А. Кирсанова: «Дифференцированный подход — это особый подход учителя к разным группам учащихся, заключающийся в организации учебной работы методами и приемами, различающимися по содержанию, объему, сложности» [8, с. 35].
Дети по-разному приобретают знания, навыки и умения. Эта разница в усвоении знаний зависит от того, что каждый ученик в силу отличительных для него внешних и внутренних условий развития имеет характерные особенности. Любой ученик индивидуален. По этой причине, чтобы управление познавательными процессами учеников и их развитие было эффективным и успешным, к ним следует применять дифференцированный подход в образовательном процессе [2].
Педагоги и психологи разработали программы педагогического исследования школьников. Однако, какими бы разными ни были программы, их основное содержание сводится к следующему: необходимо получить данные о семье ребенка, узнать условия его жизни в семье, изучить особенности физического развития, то есть познакомиться с состоянием здоровья ребенка, изучить индивидуальные особенности психического и общего развития ребенка — его готовность учиться в данном классе, уровень познавательных способностей — память, наблюдение, мыслительные процессы, речь, внимание, качество знаний по каждому предмету (в каком ученик сильнее, в чем меньше), изучать морально-волевые качества ученика — усвоение правил поведения, ориентация интересов (например: какой учебный предмет больше всего интересует ребенка), отношение к учебной деятельности — к его успехам и неудачам, навыки самостоятельности и темп работы, настойчивость, уравновешенность, умение преодолевать трудности, чувство ответственности за поставленную задачу, интерес к общественной классной жизни и участие в ней [7].
В целях изучения ученика педагог наблюдает за работой учеников во время урока и во внеурочное время, ведет беседу с учеником, с его родителями и товарищами, изучает работу детей, при необходимости, проводит педагогический эксперимент.
Педагог отмечает следующие педагогические задачи в работе с каждым ребенком, исходя из данных, полученных в результате изучения учеников. Например, работая с одним учеником, сосредоточьтесь на воспитании интереса к учебе, в работе с другим, на преодолении застенчивости и нерешительности. Педагог выбирает, а затем применяет к ученикам наиболее эффективные средства дифференцированного подхода, вырабатывает систему индивидуальной работы с каждым из них [1].
Итак, основным преимуществом дифференцированного подхода является то, что он позволяет полностью индивидуализировать содержание, темп и методы учебной деятельности ребенка, наблюдать за его продвижением от незнания к знаниям, своевременно вносить необходимые коррективы; наблюдать за каждым его действием и действием при решении тех или иных задач [11].
В этой статье мы будем использовать концепцию «Дифференцированный подход к обучению» в следующем смысле:
«Дифференцированный подход к обучению — это дидактическая позиция, которая предполагает разделение класса на группы, например, по успеваемости, интересам и так далее. Мы понимаем дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода».
В методической литературе имеется множество рекомендаций и указаний, касающихся организации дифференцированной работы в учебном процессе.
Это кропотливая и сложная работа, требующая постоянного контроля, анализа и учета результатов. Обычно он включает три этапа:
- Распределение учеников по разным группам, различающихся: а) разным уровнем усвоения материала, б) уровнем эффективности и темпом работы, в) характеристиками восприятия, мышления, памяти.
- Подбор или составление дифференцированных заданий, содержащих различные приемы, помогающие учащимся справиться с заданием самостоятельно или связанных с увеличением объема и сложности задания.
- Постоянный мониторинг результатов работы учеников, в соответствии с которым меняется характер дифференцированных заданий [4].
По словам И. М. Осмоловской, «если результаты этой работы не будут постоянно отслеживаться, то дифференцированные задания, предлагаемые ученикам, будут формальными. Главное в таком подходе — это умение, с одной стороны, опираться на текущий уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, открывая «зону их ближайшего развития», постепенно переводить каждого в более совершенное овладение знаниями и методами их получения» [9, с. 58].
Сложность такого подхода заключается в том, что каждый должен овладеть программой знаний, навыков и умений в любой предметной области, а уровень этого развития должен быть оптимальным для учеников разных категорий (слабых, средних и сильных). При этом необходимо способствовать тому, чтобы все категории учащихся в образовательном процессе находились в постоянном поступательном движении и постепенно переходили в более высокую категорию учащихся по знаниям и умениям.
Такой подход в условиях нашей действительности основан на гуманистической основе воспитания и обучения, на том, что каждый, кто учится в общеобразовательной школе, не имеет органических дефектов слуха, зрения, речи и патологических отклонений, имеет большие реальные и потенциальными возможностями и способна к познавательной деятельности высокого уровня [6].
При дифференцированном подходе к обучению необходимо обратить внимание на следующие особенности:
– в системе дифференцированного подхода формирование благоприятных условий для учебного процесса, подбор дополнительной интересной для учеников информации считается неотъемлемым условием общего развития, который не нужно запоминать, повторять на уроках и дома, но который позволяет развить общую культуру ребенка;
– дифференцированный подход основан на устранении причин, по которым возникают трудности в решении конкретных учебных задач, а не в обучении учеников;
– по результатам диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы, корректируя и развивающие тетради по учебной теме, что позволит своевременно устранить причины сформированных или допустимых ошибок;
– рациональное использование дифференцированного подхода в разнородном классе, состоящем из детей с разным умственным уровнем, это благоприятный фактор развития для детей;
– педагог должен иметь систему педагогической диагностики, которая позволит ему зафиксировать уровень интеллектуального развития ребенка, сформировать его способность к обучению [10].
Обучение с дифференцированным подходом осуществляется в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития характеризуется такими возможностями, которые ребенок проявляет в обучении, и такими задачами, которые он может выполнять с помощью взрослого.
Методы обучения должны быть соотнесены с уровнем познавательной активности детей. Они должны быть направлены на развитие активности и самостоятельности детей в познании [5].
Таким образом, дифференцированный подход возможен при соблюдении следующих условий:
- Знание индивидуально-типологических особенностей отдельных и групп учеников.
- Составление подробного плана урока, включающего вопросы для разных групп и отдельных учеников.
- Умение анализировать учебный материал, определять возможные трудности, с которыми сталкиваются разные группы учащихся.
- Составление подробного плана урока, включающего вопросы для разных групп и отдельных учеников.
- Умение «программировать» обучение разных групп учеников (а в идеале — каждого ученика).
- Соблюдение педагогического такта.
- Внедрение оперативной обратной связи.
- Организация обучения, в которой ученик активно участвует в процессе самостоятельного поиска новых знаний.
- Повышение интереса к воспитательной работе в связи с ее разнообразием [5].
Таким образом, проанализировав понятие «дифференцированный подход в обучении», мы пришли к выводу, что дифференцированный подход в обучении — это дидактическая позиция, которая подразумевает разделение класса на группы, например, по успеваемости, интересам, мотивации к обучению. обучение и др. мы понимаем дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода. При использовании дифференцированного подхода учителю важно иметь систему педагогической диагностики, чтобы правильно установить уровень умственного развития ученика и проводить дифференцированное обучение с целью повышения успеваемости младших школьников.
Таким образом, проанализировав понятие «дифференцированный подход в обучении», мы пришли к выводу, что дифференцированный подход в обучении — это дидактическая позиция, которая подразумевает разделение класса на группы, например, по успеваемости, интересам, мотивации к обучению. обучение и др. мы понимаем дифференцированный подход как необходимое условие успешной реализации индивидуального подхода. При дифференцированном подходе учителю важно иметь систему педагогической диагностики, чтобы правильно установить уровень умственного развития ученика и проводить дифференцированное обучение с целью повышения успеваемости младших школьников.
Литература:
1. Алиев, Н. Н. Дифференцированное обучение русскому языку / Н. Н. Алиев.- М.: Просвещение, 2000.- 80 с.
2. Арапов, А. И. Дифференциация обучения / А. И. Арапов.- М.: Просвещение, 2005.- 243 с.
3. Бабанский, Ю. Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. Б. Бабанский.- М.: Просвещение, 2000.- 210 с.
4. Бутузов, И. Д. Дифференцированный подход к обучению учащихся на совре- менном уроке / И. Д. Бутузов. — М: Просвещение, 2002. — 72 с.
5. Дик, Ю. И. Дифференциация обучения и работа с одаренными школьниками на современном этапе развития школы. Перспективы общего и среднего обра- зования / Ю. И. Дик, В. А. Орлов.- М: Просвещение, 2001. — 234 с.
6. Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. — 2007. — № 4 — С. 61–62.
7. Журова, Л. Е. Беседы с учителем / Л. Е. Журова. — М.: Просвещение, 2015.- 54 с.
8. Кирсанов, А. А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении / М: Просвещение, 2005.- C. 298–300.
9. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного подхода в совре- менной школе / И. М. Осмоловская.- М: Просвещение, 2004.- 160 с.
10. Тестов, В. А. Развитие познавательных способностей в условиях уровневой дифференциации / В. А. Тестов. — М.: Просвещение, 1999.- 97 с.
11. Тоцкий, П. С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. — М.: Просвещение, 1991.- 35 с.