В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прокуратуры имеют широкие полномочия в сфере природоохранной деятельности, что позволяет обеспечить эффективную защиту окружающей среды от различных противоправных деяний.
Ключевые слова: прокурорский надзор, окружающая среда, правонарушение, сфера природопользования, природоохранная деятельность.
Одним из важнейших направлений деятельности государства является охрана окружающей среды. Кроме того, особой значимостью из направлений экологического государственного управления выделяется надзор за значимым в данной сфере поведением людей и соблюдением требований экологического законодательства. В связи с этим в системе контролирующих и надзорных органов важнейшее значение имеют органы прокуратуры в силу наличия у них специальных полномочий. Это также подтверждается и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере”, в котором надзор в сфере экологической безопасности отнесен к основным направлениям деятельности органов прокуратуры.
В связи с этим для наиболее полного изучения направлений деятельности органов прокуратуры в сфере природной охраны необходимо выяснить, какими полномочиями в этой сфере обладает данный орган, каким образом он осуществляет их.
В последние годы роль Прокуратуры в природоохранной деятельности значительно возрастает, что позволяет говорить об активной и эффективной деятельности прокуроров и сотрудников прокуратуры в данной сфере. Возрастание роли органов прокуратуры в защите окружающей среды подтверждается и указанным нами выше Приказом Генеральной прокуратуры РФ № 198, который был принят достаточно недавно — 15 апреля 2021 г.
Значение органов прокуратуры в указанной сфере подтверждаются и статистическими данными Генеральной Прокуратуры РФ о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в соответствии с которыми по состоянию на сентябрь 2021 год выявлено 228 664 нарушения закона (на сентябрь 2020 г. — на 2,9 % меньше). Количество принесенных протестов в указанной сфере увеличилось за указанный период на 13,8 % и составило 10171 по состоянию на сентябрь 2021 года. Также в рассматриваемой сфере за указанный период увеличилось количество внесенных представлений (на 3 %) и количество лиц, привлеченных к административной ответственности по постановлению прокурора (на 8,2 %) [8]. Данные статистические данные позволяют нам сделать вывод о том, что роль органов прокуратуры в природоохранной деятельности действительно растет с каждым днем. Именно поэтому данная тема довольно актуальна для исследования на сегодняшний день.
Исходя из анализа Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» можно выделить следующие направления природоохранной деятельности прокуратуры [3]:
– надзор за исполнением нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Надзор осуществляется и за исполнением законов уполномоченными правоохранительными органами при расследовании ими экологических преступлений. Так, в случае обнаружения признаков злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов, прокурор вправе начать уголовное преследование в отношении данных сотрудников;
– уголовное преследование за совершение экологических преступлений в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 37 УПК РФ основными задачами прокурора в уголовном процессе являются осуществление от имени государства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводств. Так, например, Прокуратура Чувашской Республики утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашии. Он обвиняется в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По версии следствия, обвиняемый в период с 20.12.2016 по 09.03.2017 явно превышая свои должностные полномочия, подготовил, согласовал и передал ресурсодобывающей организации документы, предоставляющие право на проведении сплошной рубки лесных насаждений на участке, размером 3,63 га, расположенном на территории Шемуршинского лесничества. При этом указанный земельный участок относился к категории защитных, противоэрозионных лесов, сплошная рубка на которых запрещена. Указанные действия привели к незаконной рубке лесных насаждений объемом более 930 куб.м. Общий ущерб государственному лесному фонду составил более 15,6 млн рублей [8]. Таким образом, мы наблюдаем, что прокурор в рассматриваемом случае реализовав свои полномочия по уголовному преследованию, взаимодействуя с иными правоохранительными органами, пресек преступную деятельность первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашии, а также добился привлечения его к уголовной ответственности за совершение преступления, непосредственного связано с причинением вреда природным ресурсам;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе и с экологической преступностью. Именно органы прокуратуры выступают в качестве координатора деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуроры созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию. Так, к примеру, Прокуратура Москвы каждый год истребуют статистическую информацию от окружных и иных прокуратур о проделанной работе в природоохранной сфере для последующего подведения итогов за предыдущий год;
– возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами. Ст. 25.11 КоАП РФ наделяет прокурора правом возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, а также совершать иные действия. Так, к примеру, если в ходе проведения прокурорской проверки сотрудниками прокуратуры будут выявлены признаки административного правонарушения главы 8 КоАП — «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», то ими будет возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
– участие в гражданском и арбитражном судопроизводстве, вынесение протеста на противоречащие закону решения, определения и постановления судов (ст. 45 ГПК РФ).
– участие в правотворческой деятельности при подготовке законопроектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды [5].
Так, например, Прокуратурой Чувашии по результатам анализа состояния пожарной безопасности в республике разработан и одобрен Государственным Советом Чувашской Республики проект регионального закона, согласно которому предусматривается административная ответственность за незаконное выжигание сухой травянистой растительности, сжигание мусора, кроме мест или способов, специально установленных органами местного самоуправления для указанных целей, предусматривающая следующие виды наказания: для граждан — предупреждение или штраф до 3000 рублей, для должностных лиц — штраф до 15000 рублей, для юридических лиц — штраф до 200 тыс. рублей.
Полномочиями по составлению протоколов за указанное нарушение предлагается наделить должностных лиц органов местного самоуправления, что, в свою очередь, расширяет круг лиц, задействованных в обеспечении пожарной безопасности [6].
Таким образом, посредством реализации предоставленных полномочий Прокуратура Чувашской Республики способствует принятию мер, направленных на защиту лесных массивов региона от уничтожения огнем. Ведь по данным Главного управления МЧС России по Чувашской Республике с начала 2021 года на территории Чувашии зарегистрированы 139 неконтролируемых палов сухой травы, а общая площадь возгораний составила почти 2029,7 га. При этом почти все пожары произошли по вине человека. В одних случаях сухостой и стерню на полях жгут умышленно для сельскохозяйственных целей, в других — причиной происшествий становится нарушение правил безопасности, к примеру, брошенная в траву непотушенная сигарета или забытый костёр [7].
Также необходимо отметить функционирование специализированной природоохранной прокуратуры в Российской Федерации. Ее деятельность основывается на Приказе Генеральной Прокуратуры [4]. В п. 2.3 данного приказа установлено:
«Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять:
– надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан органами власти, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
– надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными правоохранительными органами по преступлениям указанной категории».
Можно рассмотреть следующий пример осуществления органами прокуратуры природоохранной деятельности. Так, в 2021 году Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ в отношении министра Минприроды Чувашии, по результатам рассмотрения которого мировой суд признал министра виновным в совершении указанного правонарушения. Чиновник нарушил порядок предоставления государственной услуги по выдаче в пользование акватории Чебоксарского водохранилища. В июне 2021 года в министерство обратился предприниматель с заявлением на заключение договора водопользования. В ведомстве сослались на то, что такие документы подписываются только после аукциона, который там запланировали провести. Но в итоге аукцион так и не объявили, предприниматель остался ни с чем. Состав правонарушения, по мнению прокурора, выражен в пренебрежительном отношении должностного лица органа исполнительной власти к конституционному праву лиц и организаций на обращение в орган государственной власти за получением государственной услуги. Так, на данном примере мы видим, что должностные лица Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры обратились в суд для привлечения к ответственности министра Минприроды Чувашии, который нарушил своими действиями положениями законодательства о природопользовании.
Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве природоохранная деятельность органов прокуратуры осуществляется весьма активно и эффективно. Должностные лица органов прокуратуры имеют широкий набор полномочий в данной сфере и поэтому могут действенно работать в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Одним из наиболее важных преимуществ в осуществления прокурорами природоохранной деятельности является возможность применения всех мер прокурорского реагирования. К таковым относятся: протест на противоречащий закону правовой акт, представление прокурора об устранении нарушений закона, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и предостережение о недопустимости нарушения закона.
Несмотря на это, в рассматриваемой сфере есть и проблемы. Так, по нашему мнению, необходимо уделить повышенное внимание вопросам своевременного и правильного обращения к исполнению приговоров по делам об экологических преступлениях, связанных, в том числе со взысканием с осужденных штрафов и причиненного ими материального ущерба, и с другими видами наказаний, не связанных с лишением свободы.
Помимо этого, стоит отметить, что для повышения эффективности деятельности органов прокуратуры в природоохранной деятельности играет специализация прокуроров на экологическом законодательстве.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ»
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1;
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
- Демичев, А. А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры / А. А. Демичев. — Текст: непосредственный // Экологическое право. — 2018. — № 3. — С. 120–122.
- Данные, представленные согласно информации, размещенной на официальном портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1837586/.
- Статистические данные, представленные согласно информации, размещенной на официальном портале ГУ МЧС России по Чувашской Республике. [Электронный ресурс] // URL: https://gkchs.cap.ru/news/2021/10/19/gkchs-chuvashii-bjet-trevogu-v-respublike-vnovj-uc.
- Данные, представленные согласно информации, размещенной на официальном портале Прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https://procrf.ru/news/2148772-prokuraturoy-chuvashii-napravleno-v.html
- Статистические данные, представленные на официальном портале Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=66393596