В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная грамотность, способность, когнитивный интеллект, эмоциональное состояние.
Эмоциональное развитие, является неотъемлемой частью человеческой жизни, представляет собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Необходимо отметить, что в современной психологии отношение к проблеме эмоционального развития детей крайне неоднозначно.
На протяжении долгого времени считалось, что только когнитивный интеллект является наилучшей предпосылкой успешности человека. Однако, последние исследования показывают, что наряду с когнитивным интеллектом не менее важным является эмоциональный интеллект [1].
Впервые обозначение EQ– emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта, введено в 1985 году клиническим физиологом Рувеном Бар-Он [3].
Автор определял его как «все некогнитивные способности, компетенции и навыки, которые влияют на способность человека совладать с требованиями окружающего мира».
К 1997 году Дж. Мэйер и П. Сэловей доработали и расширили модель эмоционального интеллекта, сделав новый акцент на когнитивной составляющей, связанной с личностным и эмоциональным ростом.
Д. Гоулман, А. Бечара и другие рассматривают эмоциональный интеллект как совокупность эмоциональных способностей, составляющих некую форму интеллекта, которая имеет отличия от когнитивного интеллекта или от IQ [4].
М. О’Брайен считает, что люди с высоким коэффициентом EQ характеризуются способностью к «отложенному удовольствию», то есть превосходством рациональности над импульсивностью, умением понимать собственные эмоциональные состояния, эмпатическим отношением к чувствам других.
В своей работе «Модель эмоционально-социального интеллекта» Р. Бар–Он высказывает мысль о том, что эмоциональный интеллект связан с пониманием себя самого, а также других людей, хорошим отношением к людям, приспособлению к окружающим для того, чтобы успешно справляться с требованиями, предъявляемыми внешней средой.
Автор отмечает пять компонентов эмоционального интеллекта, связанных со способностями:
1) опознавать, понимать и выражать эмоции;
2) понимать эмоции других людей;
3) управлять эмоциями и контролировать их;
4) адаптировать и решать проблемы личного и межличностного характера;
5) производить позитивное впечатление и обладать самомотивацией. Бар–Он в своей работе выдвигает предположение о том, что люди с высоким коэффициентом эмоционального интеллекта более устойчивы к различным изменениям в окружающей их действительности, а также более успешны в решении различных проблем, появляющихся в их жизни.
Таким образом, в зарубежной психологии можно выделить три ведущих модели эмоционального интеллекта: модель, основывающаяся на эмоционально-интеллектуальных способностях человека, смешанная модель и модель, основанная на личностных чертах.
В отечественной психологии наиболее известна модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина. Эмоциональный интеллект определяется автором как способность к пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей, а также управления этим эмоциональным состоянием. Модель, разработанная автором, включает 3 компонента: когнитивные способности, представления об эмоциональном состоянии и особенности эмоциональности.
Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.
С точки зрения А. В. Брушлинского, эмоциональный интеллект является интерпроцессуальным понятием, которое объективирует и описывает отношения в структуре психической деятельности.
Позже, в 1979 году Клод Штайнер впервые использовал термин «эмоциональная грамотность» в книге «Лечение алкоголизма». Штайнер описывает разницу между эмоциональным интеллектом и эмоциональной грамотностью: эмоциональная грамотность — это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце.
В позитивной психотерапии есть понятие двух базовых способностей, с которыми рождается каждый человек: это способность знать (познавать мир, быть логичным и рациональным) и любить (чувствовать сердцем). Со временем развития человека, под влиянием родителей и общества, базовые способности дифференцируются, раскрываются и переходят в 30 актуальных способностей, которые присущи каждому человеку. Половина из них называются первичными, они «родились» из базовой способности любить (это любовь-принятие, доверие, целостность, нежность, контакт и др.). Вторая половина называется вторичными, и они произошли из способности знать (аккуратность, целеустремленность, точность, пунктуальность, терпение и т. д.).
Все что первично — это о чувстве любви, а все что вторично — о нашей рациональности. Именно поэтому начинать личные осознания нужно с сердца, а точнее — с эмоциональной грамотности. А интеллект — это уже вторично, наше рациональное.
Эмоциональная грамотность состоит из способности понимать свои эмоции, слушать других и сопереживать их эмоциям, а также способности продуктивно выражать эмоции. Быть эмоционально грамотным — значит уметь справляться с эмоциями таким образом, чтобы повысить свою личную силу и улучшить качество жизни вокруг вас. Эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможности для любви между людьми, делает возможной совместную работу и способствует чувству общности.
Штайнер разбивает эмоциональную грамотность на пять частей:
- Зная твои чувства.
- Иметь чувство сопереживания.
- Учимся управлять своими эмоциями.
- Устранение эмоциональных проблем.
- Складывая все это вместе: эмоциональная интерактивность.
Имея свои корни в консультировании, это социальное определение, в основе которого лежит взаимодействие между людьми. Согласно Штайнеру, эмоциональная грамотность заключается в понимании ваших чувств и чувств других людей для облегчения отношений, включая использование диалога и самоконтроля, чтобы избежать негативных аргументов. Способность осознавать и читать чувства других людей позволяет эффективно взаимодействовать с ними, чтобы умело справляться с сильными эмоциональными ситуациями.
Штайнер называет это «эмоциональной интерактивностью». Таким образом, модель эмоциональной грамотности Штайнера в первую очередь направлена на конструктивное решение эмоциональных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, чтобы построить здоровое будущее. Он верит, что личная сила может быть увеличена, а отношения трансформированы. Акцент делается на личности и как таковой побуждает человека смотреть внутрь себя, а не в социальную среду, в которой он действует.
Мэтьюс (2006) выступает против концепции «эмоционального интеллекта» и за разработанное определение «эмоциональной грамотности». Его отправная точка заключается в том, что все социальные и эмоциональные взаимодействия происходят в культурном контексте и что, как правило, все эмоции ощущаются из-за взаимодействия с другими людьми. Он утверждает, что группа может, например, состоять из мужчин и женщин, а также представителей различных этнических групп [2].
Следовательно, по словам Мэтьюса, эмоциональная грамотность — это социальный процесс, который происходит в социальной среде, это то, чего на самом деле никогда не достигается, и его следует рассматривать в сочетании с другими. Это указывает на то, что ключевые компоненты эмоциональной грамотности, которая является непрерывным процессом, включают диалог, принятие двусмысленности и способность размышлять. Суждения делаются об индивидуальной эмоциональной грамотности человека в группе.
В отечественной психологии изучением эмоциональной сферы занимались такие исследователи, как Г. И. Батурина, Я. М. Веккер, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. Н. Мясищев,Я. З. Неверович,С. Л. Рубинштейн, Г. А. Фортунатов, Г. Ш. Шингаров,П. М. Якобсон и др.
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлета и падения — большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов в середине 20 века.
Признание роли эмоций в регуляции деятельности человека, а именно в адаптационных процессах, утверждение представлений о единстве аффекта и интеллекта (труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева) привели к поиску эквивалента IQ в эмоциональной сфере.
Изучение эмоциональной грамотности является не до конца раскрытой областью, однако результаты исследований последних лет свидетельствуют о важности этого вопроса. Следует отметить, что развитие эмоциональной грамотности играет важнейшую роль в жизни человека, особенно в детском возрасте.
Литература:
- Пиаже Ж. Психология интеллекта / Питер, 2003. 192 с.
- Серякова С. Б., Галакова О. В. Критерии оценки социальной компетентности дошкольников // Инновационные подходы в современном образовании, 2013, СПО, № 9, С. 19–21.
- Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
- Яфальян, А. Ф. Влияние эстетических чувств на развитие у ребенка эмоционального интеллекта: теоретический аспект / А. Ф. Яфальян // Детский сад: теория и практика. — № 4. — 2014. — С. 18–29.