В статье автор пытается определить актуальность саморегуляции учащихся младшего школьного возраста.
Ключевые слова: личностная саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная саморегуляция, школьник.
Формирование личностного саморегулирования в настоящее время приобретает особое значение в отношении младших школьников. Проблема недостаточного развития личностной саморегуляции стоит за многими образовательными трудностями детей.
Проанализировав современную научную литературу по данному вопросу, мы пришли к тому, что данное понятие рассматривается в двух аспектах. Согласно первой точке зрения, саморегуляция обеспечивает формирование навыков управления различными видами и формами деятельности личности.
Процесс саморегуляции у младших школьников Е. С. Федосеева представлен в этой модели как система, состоящая из отдельных функциональных единиц, в основе выделения которых лежит специфика их регулирующих функций. Сознательная саморегуляция раскрывается как системная и универсальная форма психической деятельности и является результатом и критерием психического развития человека как субъекта деятельности, общения, самосознания, поведения в целом (Г. С. Беляев, А. Б. Леонов, М. М. Решетников) [2].
Согласно второй точке зрения, это понятие используется для объяснения того факта, что человек регулирует свою деятельность, поведение, состояние, психические процессы (А. А. Вербицкий, О. А. Конопкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сеченов).
В рамках данного направления представлено естественнонаучное обоснование саморегуляции, которая определяется сознанием человека и регулируется функционированием определенных нервных центров. Причина поступков человека кроется в чувственном возбуждении, мыслях и моральных чувствах, которые придают действию определенный смысл. В частности, исследования О. А. Конопкин показал, что результаты действий испытуемых резко меняются в соответствии с изменением их сознательных представлений о выполняемой работе. Это позволило сформулировать положения концепции сознательной саморегуляции и доказать, что основными звеньями, определяющими ее особенности, являются субъективно принятая цель, модель значимых условий, программа действий, оценка результатов и их коррекция. Эти теоретические положения послужили основой для разработки концепции саморегуляции личности.
В нашем исследовании саморегуляция деятельности — это базовое образование, на основе которого формируется саморегуляция личности. Осваивая различные аспекты саморегуляции деятельности и саморегуляции своих действий, человек не ограничивается объединяющей ролью субъекта исполнения, а переходит к роли субъекта деятельности, которая постепенно включается во все виды его деятельности. Приобретенные навыки становятся личностными характеристиками, определяющими психологические особенности действий человека.
Исходя из взглядов отечественных исследователей (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин), отмечающих формирование системы произвольной регуляции как важнейшего направления психического развития ребенка младшего школьного возраста, мы считаем, что этот возраст является наиболее актуальным. чувствительна в формировании этой личностной характеристики.
Саморегулирование личности осуществлялось постепенно на протяжении всего младшего школьного возраста. Наблюдения за учебной деятельностью детей показали, что проблема недостаточного развития воли и саморегуляции стоит за многими актуальными учебными трудностями детей, плохой дисциплиной на уроке. Требования к школьникам 1 класса предполагают достаточно высокий уровень развития саморегуляции. Не исключая возможного влияния других факторов, препятствующих обучению и развитию ребенка, мы придерживаемся точки зрения Н. С. Лысенковой, которая считает, что основной причиной студенческой неуспеваемости является недостаточная сформированность личностной саморегуляции младших школьников [1].
Л. М. Фридман утверждает, что в младшем школьном возрасте ученик охотно и охотно принимает цели, предложенные учителем, но в будущем у него возникает потребность стать субъектом своей деятельности, то есть иметь право ставить определенные цели для его конкретной деятельности.
Мы считаем, что для того, чтобы цель была реализована и принята учеником, школьникам необходимо участвовать не только в ее постановке, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения (повторить задание, наметить план), он должен быть подкреплен положительным мотивом в виде внутренней личной мотивации к действию, сознательной заинтересованности в его завершении. Необходимость положительной мотивации отмечал В. В. Давыдов. Он считал, что ребенок должен получать удовольствие от обучения. Если в младшем школьном возрасте такое желание не формируется, то впоследствии ни трудолюбие, ни добросовестность не могут стать психическим источником радостного и эффективного обучения.
Проведенный нами анализ показал, что планировочные особенности младших школьников выражаются в неумении придерживаться первоначального плана. Еще одна особенность — схематичность целей, когда ребенок намечает только основные этапы работы, но не способы ее выполнения. В связи с этим возрастает роль формирования эмоциональной устойчивости и волевой регуляции детей. Нарушение эмоционально-волевой составляющей личностной саморегуляции негативно сказывается на обучении младших школьников.
По наблюдениям, на практике педагоги редко учитывают эмоциональное отношение ребенка к процессу обучения, его результатам и к себе. Однако мы придерживаемся мнения, что эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от успешности задания. Для вовлечения ученика в активную работу важно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в процессе обучения, были не только поняты, но и приняты, то есть обретали значимость и находили отклик и ориентир в его опыты. Лучший педагогический инструмент, поощряющий усилия ребенка, его попытку подняться на новую ступень своего развития, — поддержать проявление интереса ребенка, его настойчивость в достижении цели.
Саморегуляция — это не только способность, результатом которой является присвоение опыта, но и целенаправленная деятельность самого субъекта, его самодвижение, саморазвитие, во многом зависящее от формирования самоконтроля и саморегулирования. почитать. Учителю важно понимать, что от степени их сформированности зависит уровень саморегуляции личности.
В психолого-педагогической литературе под самоконтролем понимается осознание и оценка субъектом собственных действий, психических состояний; процесс, который предполагает наличие стандарта и возможность получать информацию о контролируемых действиях и состояниях.
Литература:
- Королева Н. Н. Психосемантические методы диагностики личности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Королева Н. Н.— Электрон. текстовые данные. — СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012.— 63 c.
- Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова. — М.: Институт психологии РАН, 2017. — 214 c.