В статье анализируются различные аспекты коммуникационной кампании современной организации. В частности, затрагивается вопрос планирования, разработки и реализации коммуникационной кампании.
Ключевые слова: коммуникационная кампания, реклама, маркетинг, коммуникационная политика, каналы коммуникации.
The article analyzes various aspects of the communication campaign of a modern organization. In particular, the issue of planning, development and implementation of a communication campaign is touched upon.
Keywords: communication campaign, advertising, marketing, communication policy, communication channels.
Разработка эффективных форм и методов коммуникационной политики обеспечивает достижение коммерческих целей организации. В связи с этим становятся своевременными вопросы организации маркетинговой деятельности и разработки эффективной коммуникационной политики организации в комплексе со стратегией ее развития.
Коммуникация представляет собой важную часть процесса управления. В качестве управленческой функции коммуникация в настоящее время играет роль стратегического ресурса, который определяет эффективность и качественный рост организации 4, с. 52. Информация на данном этапе становится определяющим фактором деятельности организации при изменении внешней среды и при достижении максимальной эффективности развития. Управление может быть успешным только тогда, когда оно строится на основе определенного коммуникативного пространства. Коммуникация представляет собой средство, обеспечивающее эффективность при достижении запланированных целей 3, с. 79.
Коммуникационная кампания — это комплекс мероприятий, целью которых является создание и поддержание общественного мнения об организации. Коммуникационная кампания — это комплекс взаимосвязанных, скоординированных действий, разрабатываемых для достижения стратегических целей и решения проблем предприятия, и являющихся результатом общего рекламного плана для различных, но связанных друг с другом рекламных обращений, размещенных в различных рекламных носителях в течение определенного периода времени.
Цель любой коммуникационной кампании — это определенное влияние на потребителей товара и услуги для разных целевых аудиторий. Для того, чтобы добиться этого, необходимо правильно донести информацию до аудитории в нужные сроки и определенные объемы.
Общая схема разработки и реализации коммуникационной кампании представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Общая схема разработки и реализации коммуникационной кампании 2, с. 66
В основе организации коммуникационной кампании лежит ее планирование. Осуществляется оно поэтапно, начиная от постановки целей и заканчивая формированием бюджета затрат. Основными этапами разработки проекта коммуникационной кампании выступают:
— анализ ситуации; целеполагание;
— разработка коммуникационной стратегии;
— составление плана проведение коммуникационной кампании;
— бюджетирование затрат.
Правильно спланированная коммуникационная кампания позволяет:
— минимизировать риски коммерческой деятельности предприятия,
— определять успех в реализации производимых товаров и услуг,
— определять рост предприятия,
— самостоятельно формировать свою прибыль и находиться на полной самоокупаемости. Во время организации коммуникационной кампании необходимо решить: что и кому сказать и/или показать, каким способом это лучше всего сделать.
Оценка эффективности и контроль коммуникационной кампании являются важнейшими стадиями процесса планирования коммуникационных мероприятий. Следует отметить, что нельзя точно оценить эффективность коммуникационной кампании, поскольку результаты ее использования в большинстве случаев не бывают явными, и проблематично точно измерить, насколько увеличился сбыт продукции. Более того, коммуникационные кампании могут повлечь за собой также уменьшение сбыта продукции, если данный процесс не будет полностью контролироваться руководством компании 1, с. 141.
Каждый из этапов имеет свои особенности, цели и задачи. Организация коммуникационного процесса на разных предприятиях различна: в небольших фирмах коммуникационной деятельностью занимается один человек, контактирующий с коммуникационными агентствами, на крупных предприятиях имеются собственные маркетинговые службы, привлекающие сторонние агентства только при проведении масштабных коммуникационных кампаний.
Любая организация разрабатывает собственную стратегию коммуникационной политики, имеющая отправную точку в виде анализа внешней среды. Разработка коммуникационной политики и выбор эффективных каналов коммуникации опирается на ряд принципов, в общем виде представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Базовые принципы выбора эффективных каналов коммуникации [1, с. 142]
В настоящее время наиболее эффективно, по опыту многих стран, с задачей постоянного развития справляются те организации, которые в своей деятельности руководствуются принципами стратегического управления, среди которых важнейшими являются такие, как его целенаправленность, гибкость, создание необходимых условий для реализации стратегии. Эффективность деятельности организации в долгосрочной перспективе напрямую зависит от эффективности выбранной стратегии.
Выделяют несколько этапов разработки эффективной коммуникационной политики в организации. В общем виде они представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Базовые этапы коммуникационной политики [2, с. 83]
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод, что под коммуникационной кампанией в наиболее общем виде понимается комплекс маркетинговых мероприятий по увеличению объема продаж, увеличению доли рынка, выводу товара на рынок с целью обеспечения стабильных объемов реализации, повышение узнаваемости бренда и достижение некоторых других целей.
Литература:
- Гришанов Г. М. Механизм принятия решений по выбору инструментов рекламы / Г. М. Гришанов, Д. Г. Гришанов, Л. С. Клентак // Вопросы экономики и права. — 2019. — № 1. — С. 140–142.
- Коровина Е. В. Организация и проведение коммуникационных кампаний / Е. В. Коровина. Учебное пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2020. — 110с.
- Рожков И. В. Управление факторами и рисками внешней маркетинговой среды организации в условиях кризиса / И. В. Рожков // Самоуправление. — 2021. — № 1 (123). — С. 78–82.
- Шевченко Д. А. Интегрированные коммуникации. Энциклопедия / Д. А. Шевченко. — М.: Дашков и К, 2020. — 298с.