Проблема сохранения здоровья студенческой молодёжи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (391) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 03.12.2021

Статья просмотрена: 957 раз

Библиографическое описание:

Писарев, Д. В. Проблема сохранения здоровья студенческой молодёжи / Д. В. Писарев, А. А. Фильштинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86334/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы анализируют проблему физического и психического здоровья современной студенческой молодежи, способы укрепления здоровья, связь здоровья с характеристиками темперамента.

Ключевые слова : здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, хронические заболевания, темперамент, студенческая молодежь.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [5]. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций. ВОЗ выделяет следующие факторы, негативно влияющие на здоровье человека: нерациональное питание, частые стрессы, плохие материально-бытовые условия, не отвечающие нормам, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, бесконтрольное употребление лекарств, дисфункциональность семьи, одиночество [9; 7].

Как отмечал В. В. Путин: «Именно молодые люди во все времена были и остаются двигателями ключевых проектов развития» [6]. Поэтому сохранение здоровья подрастающего поколения в современном мире является решающим фактором экономического, политического и социального развития страны. Подготовка опытных специалистов также непосредственно связана с сохранением и укреплением здоровья студентов. Вопросы оказания качественной медицинской помощи студентам обозревались в ряде исследований за рубежом и в нашей стране [2; 7; 10; 11].

Все возрастающие требования к уровню подготовки, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [1; 3].

Ценностные ориентации по соблюдению здорового образа жизни еще не получили должного места в системе ценностей студента, здоровый образ жизни не является нормой [8]. Большая часть студентов неправильно питается, не проявляет необходимую в их возрасте двигательную активность, не соблюдает режим дня, не использует элементы закаливания, чаще всего снимает стрессы посредством вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания). Плохое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях профессии [4].

Недавние исследования показали, что процент студентов с нарушениями психического здоровья выше, чем среди населения в целом, и это значительно коррелирует с их успеваемостью, общим здоровьем и благополучием. Частота, проявление и течение психических проблем у студентов университетов, по-видимому, определяется множеством факторов, включая стрессовые жизненные события, социально-демографические факторы, учебную нагрузку и т. д. [12].

Целью данного исследования стало изучение физического и психического здоровья студентов. В исследовании принял участие 71 студент 1–5 курсов университетов в возрасте от 17 до 23 лет. Распределение по полу составило 70,4 % женщин и 29,6 % мужчин. По профилю обучения наибольший процент составляют студенты информационно-технологического направления (31 %), затем студенты химико-биологического (29,6 %) и физико-математического профиля (21,1 %).

Исследование проводилось при помощи анкетирования. Авторская анкета включала 23 вопроса, из них 4 вопроса паспортной части и 19 вопросов, касающихся функционального психического и физического состояния здоровья респондентов.

Результаты самооценки физического здоровья молодежи по 10-бальной шкале показали, что оценивают свое здоровье как очень слабое 11,2 % респондентов, 66,2 % оценивают свое здоровье как крепкое. Более половины респондентов (59,2 %) не имеет хронических заболеваний, 26,8 % страдает теми или иными патологиями. Среди хронических заболеваний на первом месте стоят болезни органов дыхания (35 %), на втором месте — заболевания органов пищеварения и кровообращения (15 %), третье место занимают болезни кожи, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата (10 %). При этом потребность в получении регулярной квалифицированной медицинской помощи испытывают только 16,9 % респондентов, но аптечку с набором необходимых лекарств регулярно носят с собой 35,2 % опрошенных.

На вопрос «Была ли у Вас головная боль или головокружение за последние 3 месяца» утвердительно ответило 43,7 % опрошенных, отрицательно 56,3 %; 8,5 % респондентов отмечали чрезвычайно частые головные боли. Повышение или понижение артериального давления наблюдали 33,8 % студентов, а учащенное сердцебиение или дыхание без физической нагрузки — 59,2 %.

Со стороны заболеваний пищеварения боли в области желудка, тошноту, изжогу или рвоту за последние 3 месяца наблюдали 71,8 % опрошенных, проблемы со стороны кишечника отмечали 63,3 % респондентов, а проблемы с аппетитом — 38 % студентов, при этом более половины людей испытывали диспепсические явления довольно редко (52,1 %). Подавляющее большинство студентов (78,8 %) отмечали у себя боли в спине, суставах, напряжение мышц.

Простудными заболеваниями в течение года страдали 94,4 % опрошенных. При этом наибольшее количество человек болело раз или два-три раза в год (40,8 % и 46,5 % соотв.).

Частые и очень частые проблемы со сном возникали у 22,5 и 25,4 % респондентов. Лишь 12,7 % опрошенных отмечали у себя отсутствие тревожности, беспокойства, раздражительности и агрессивности. 18,3 % студентов очень часто испытывают их, 45,1 % — часто, а 23,9 % — редко испытывали чувство тревоги и раздражительности. При этом потребность в получении регулярной квалифицированной психологической помощи испытывали 35,2 % опрошенных. 29,6 % опрошенных связывают своё состояние здоровья с обучением.

Результаты анкетирования были сопоставлены с ориентировочным типом темперамента обследуемых, определяемым по их самоописанию поведения в стрессовой ситуации. При помощи таблиц сопряженности, полученных при анализе данных в программе SPSS 21, типы темпераментов были соотнесены с частотой тех или иных болезненных проявлений. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение типов темперамента и клинических симптомов (%)

Тип темперамента

Симптомы

М

С

Ф

Х

Головная боль или головокружение

59,3

41,2

31,3

27,3

Повышение/понижение артериального давления

29,6

17,6

18,8

9,1

Учащенное сердцебиение и дыхание без нагрузки

25,9

5,9

31,3

9,1

Боли в желудке / изжога / тошнота / рвота

18,5

17,6

31,3

9,1

Проблемы со стороны кишечника (вздутие, боли, диарея, запоры)

14,8

17,6

43,8

18,2

Боли в спине, суставах, напряжение мышц

48,1

29,4

43,8

45,5

Простудные заболевания

55,6

29,4

75

54,5

Проблемы со сном (бессонница, сонливость, тревожные сны)

44,4

47,1

37,5

27,3

Чрезмерная тревожность, сниженное настроение, плаксивость, раздражительность, агрессивность

74,0

58,8

50,0

63,6

Проблемы с аппетитом (чрезмерный аппетит или его отсутствие)

37,0

52,9

31,3

27, 3

Связываете ли Вы ухудшение состояния здоровья с обучением?

51,9

35,3

31,3

27, 3

Потребность в получении регулярной квалифицированной медицинской помощи

14,8

11,8

25,0

18, 2

Потребность в получении регулярной квалифицированной психологической помощи

44,4

29,4

37,5

18, 2

Полученные данные свидетельствуют о том, что три четверти студентов со слабым типом нервной системы испытывают психический дискомфорт, более половины отмечают частые головные боли и головокружения, простудные заболевания и связывают эти симптомы с трудностями обучения. При этом только около 15 % считают, что нуждаются в медицинской помощи и менее половины испытывают потребность в психологической помощи.

Среди студентов с сильной, но неуравновешенной нервной системой только простудные заболевания и психический дискомфорт свойственны более 50 % опрошенных студентов. Студенты с уравновешенной ригидной нервной системой в 75 % случаев отмечают частые простудные заболевания и в 50 % случаев — состояния психического дискомфорта. Студенты с подвижной и уравновешенной нервной системой в половине случаев предъявляют жалобы на проблемы со сном и аппетитом и состояние психического дискомфорта. Получение регулярной медицинской и психологической помощи для них также не актуально.

Завершение изложения и анализа результатов анкетирования позволяет перейти к формулировке выводов:

  1. Большинство опрошенных студентов имеет те или иные психические или физические нарушения здоровья, проявлявшиеся в последние 3 месяца после начала учебного семестра эпизодически, часто или очень часто.
  2. Первое место среди хронических заболеваний, встречающихся у студентов, занимают болезни органов дыхания, на втором месте — заболевания органов пищеварения и системы кровообращения.
  3. Наименее благополучными с точки зрения соматического и психического здоровья являются представители слабого типа нервной системы, связывающие свои проблемы с трудностями процесса обучения.
  4. Большинство студентов, несмотря на наличие соматических и психических симптомов, не испытывает потребности в получении регулярной квалифицированной медицинской и психологической помощи

На основании полученных данных мы можем предложить ряд рекомендации по сохранению здоровья студенческой молодежи.

  1. Профилактическое информирование — приобретение необходимых знаний для укрепления психического здоровья и формирования мотивации здорового образа жизни.
  2. Оптимизация образа жизни с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей нервной системы: уровня двигательной активности, режима дня (деятельность, сон, отдых), питания и др.
  3. Закаливание с учетом принципов: системность, постепенность, учет возрастно-половых и индивидуальных особенностей человека.
  4. Повышение стрессоустойчивости через комплекс психологических, физических и медицинских способов, технологий (отработка алгоритмов поведения во время стресса; овладение методикой саморегуляции своего психоэмоционального состояния).
  5. Устранение факторов риска заболеваний, предупреждение их осложнений (ежегодные медосмотры, направление на консультации узких специалистов или в специализированные учреждения).

Литература:

  1. Баклыкова, А. В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков / А. В. Баклыкова // Молодой ученый. — 2010. –Т. 2, № 5. — С. 205–207.
  2. Глыбочко, П. В. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования / П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попов. — Воронеж, 2017. — 324 с.
  3. Гребняк, Н. П. Здоровье и образ жизни студентов / Н. П. Гребняк, В. П. Гребняк, В. В. Машинистов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2007. — № 4. — С. 86–90
  4. Еремкин, A. И. Концепция здоровье сберегaющих технологий в университете / A. И. Еремкин, С. И. Егорев, В. В. Костыгинa. — Пензa: ПГУAС, 2006. — 32 с.
  5. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — 607 с.
  6. Путин считает, что молодежь является двигателем прорывных проектов. URL: https://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=197566 (дата обращения: 30.11.2021).
  7. Chizuru, N. et al. The Joint WHO/FAO Expert Consultation on diet, nutrition and the prevention of chronic diseases: Process, product and policy implications / N. Chizuru et al. // Public health nutrition. — 2004. — № 7. — Р. 245–250.
  8. Clemente, F.M. et al. Physical Activity Patterns in University Students: Do They Follow the Public Health Guidelines? / F. M. Clemente et al. // PLoS ONE. — 2016. — № 11. — Р. e0152516.
  9. Fats and fatty acids in human nutrition: report of an expert consultation. Food and Agricultural Organization of the United Nations // FAO Food and Nutrition. — Rome, Italy, 2010. — 180 р.
  10. Jackson, S. F. Graduate global public health education: activities and outcomes in relation to student prior experience / S. F. Jackson, D. C. Cole // Global Journal of Health Science — 2013. — № 5. — Р.54.
  11. Ribeiro, I.J. et al. Stress and Quality of Life Among University Students: A Systematic Literature Review // Health Professions Education. — 2018. — № 4. — Р. 70–77.
  12. University Student Mental Health Survey 2018. URL: https://uploads-ssl.webflow.com/561110743bc7e45e78292140/5c7d4b5d314d163 fecdc3706_ Mental %20Health %20Report %202018.pdf (дата обращения: 30.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, психический дискомфорт, студент, заболевание, здоровый образ жизни, нервная система, проблема, психологическая помощь, студенческая молодежь, артериальное давление.


Похожие статьи

Влияние физической культуры на развитие личности и формирование характера

Цель работы: Исследовать влияние занятий физической культурой на развитие личности и формирование характера, обосновать важность занятий спортом для психоэмоционального и физического здоровья.

Физическая культура как средство поддержания психологического здоровья

В данной статье авторы попытались рассмотреть роль физической культуры в решении проблем психологического здоровья. Определить актуальность проблемы отсутствия физической активности населения и выявлены несколько основных причин появления данной проб...

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Спорт для здоровья

В статье рассмотрены вопросы о состоянии физического здоровья современного общества, отмечена отрицательная динамика этих изменений. Указаны причины снижения качества жизни, а также предложены возможные пути по улучшению здоровья средствами физическо...

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Общая физическая подготовка как фактор укрепления здоровья

В статье автор исследует влияние общей физической подготовки на здоровье человека и необходимость занятия физическим воспитанием.

Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня

Результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Похожие статьи

Влияние физической культуры на развитие личности и формирование характера

Цель работы: Исследовать влияние занятий физической культурой на развитие личности и формирование характера, обосновать важность занятий спортом для психоэмоционального и физического здоровья.

Физическая культура как средство поддержания психологического здоровья

В данной статье авторы попытались рассмотреть роль физической культуры в решении проблем психологического здоровья. Определить актуальность проблемы отсутствия физической активности населения и выявлены несколько основных причин появления данной проб...

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Спорт для здоровья

В статье рассмотрены вопросы о состоянии физического здоровья современного общества, отмечена отрицательная динамика этих изменений. Указаны причины снижения качества жизни, а также предложены возможные пути по улучшению здоровья средствами физическо...

К вопросу о развитии самосознания подростков

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Общая физическая подготовка как фактор укрепления здоровья

В статье автор исследует влияние общей физической подготовки на здоровье человека и необходимость занятия физическим воспитанием.

Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня

Результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Задать вопрос