В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской деятельности, а также увеличение ее роли в государственной экономике является одной из главенствующих задач для усовершенствования экономики Казахстана. Предпринимательская деятельность способствует гибкости рыночной экономики, привлечению инвестиционных ресурсов, пополнению бюджета, развитию технического прогресса, и что немаловажно на нынешний момент, решает проблемы безработицы.
Ключевые слова: предпринимательство, развитие, перспективы, государственная поддержка, стимулирование.
Развитие предпринимательства является одной из важнейших задач экономической политики любой страны, так как этому способствует экономический рост что повышает благосостояния населения, повышает конкурентоспособность страны на мировой арене. Малый и средний бизнес является одним из ключевых факторов экономического роста. Роль малого и среднего бизнеса незаменима при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, установлению рыночного равновесия, созданию новых рабочих мест, формированию среднего класса, удовлетворению различных потребностей населения, что в конечном итоге приводит к обеспечению устойчивого экономического роста. Но на важном этапе развитии малого и среднего бизнеса, Казахстан, как и другие страны мира столкнулся с новыми трудностями, это кризис, возникший из-за пандемии коронавируса.
В начале 30 марта 2020 года для борьбы с пандемией COVID-19 правительство Казахстана ввела строгую изоляцию в своих основных городах. Как следствие, вся бизнес-деятельность была приостановлена, за исключением центральных государственных органов, правоохранительных органов, организаций здравоохранения, СМИ, продуктовых магазинов, аптек и организации жизнеобеспечения. Блокировка привела к резкому сокращению продаж, разрывам в цепочках поставок и отмены рейсов, а также ограничения на свободное передвижение граждан, что привело к значительному сокращению прибыли бизнеса в различных отраслях. Согласно опросу, проведенному в марте 2020 г. Палата предпринимателей (НПП), 56 % респондентов указали на риск сокращения количества клиентов и уменьшили доход из-за распространения COVID-19. Около 33 % респонденты указали на трудности с доступом к сырью и на компоненты.
На фоне спада внутренней торговли электронная коммерция набирает обороты. Только за первый квартал 2020 года объем онлайн-покупок составил 89 миллиардов тенге. В Алматы, крупнейшем городе Казахстана, онлайн-продажи возросли в четыре раза, и более 50 000 клиентов смогли получить товары первой необходимости без нарушения режима самоизоляции во время карантина. С января по апрель 2020 года объем безналичной транзакции в стране увеличилась более чем в 2,5 раза. Пандемия COVID-19 заставила большинство компаний пересмотреть планы стратегического развития. Сектор розничной торговли начал активно развивать интернет-магазины по заказу товаров. Финансовые организации сместили свое внимание на ускоренное создание и развитие цифровых продуктов. В авиационном секторе авиакомпании увеличили долю грузовых перевозок, частично компенсируя значительные убытки в результате блокировок на полеты внутри страны и за ее пределами.
Меры налогового стимулирования предоставили всем МСП план отсрочки был предоставлен по всем налогам и социальным выплатам. В большинстве уязвимых секторов экономики, ставка налога на имущество было сокращено как минимум до конца 2020 года. Для сельхозпроизводителей на сельскохозяйственных угодьях установлена ставка земельного налога. Была снижена до нуля до конца 2020 года. Ставка НДС была снижена с 12 % до 8 % на продажу социально значимых товаров. На значимые продукты питания до 1 октября 2020 года. В целом предлагаемые льготы охватывали 29 видов МСП [1].
Согласно отчету по результатам опроса МСБ, проведенного EY в июне 2020, пандемия оказала значительное негативное влияние на МСБ в Казахстане, особенно на представителей микробизнеса с численностью сотрудников менее 10 человек;
МСБ в Казахстане характеризуется высокой концентрацией в двух наиболее крупных городах, низкой долей средних предприятий с численностью от 100 до 250 человек и концентрацией в отраслях с низким уровнем производительности труда;
Среди представленных государством мер большинство субъектов МСБ воспользовались (1) отсрочкой по уплате налога, (2) освобождением от уплаты налогов и взносов от ФОТ, а также (3) приостановлением платежей по займам в финансовых учреждениям, что обусловлено испытываемыми проблемами с ликвидностью.
Около 15 % респондентов ответили, что они не смогли воспользоваться мерами государственной поддержки, так как они не распространяются на их сферу деятельности. Более половины (51 %) участников опроса отметили различные барьеры, с которыми они столкнулись при получении помощи, такие как отсутствие доступной информации, бюрократия, халатное отношение и отсутствие должных коммуникаций со стороны операторов господдержки.
В качестве наиболее востребованных дополнительных мер господдержки, которые сейчас особенно актуальны, предприниматели отметили:
– актуальность предоставления беспроцентного кредита, выделение прямых финансовых субсидий; возмещение расходов на аренду и коммунальные услуги в качестве мер прямой финансовой поддержки;
– предоставление госгарантий по займам; реструктуризацию займа в виде снижения процентной ставки или пролонгации займа; дополнительную отсрочку по выплатам в качестве мер по расширению доступа к ликвидности;
– упрощение импортных и экспортных процедур; отмену неустойки, пени и продление сроков исполнения по госконтрактам; оказание поддержки для включения в цепочки поставок крупных международных и отечественных компаний в качестве мер по расширению спроса на товары и услуги [2].
Для сравнения правительство ФРГ приняло беспрецедентный антикризисный пакет. Кабинет министров Германии одобрил обширный пакет мер для поддержки экономики, несущей потери в ходе пандемии коронавируса SARS-CoV-2. В ходе экстренного заседания в понедельник, 23 марта, правительство приняло ряд законопроектов, призванных спасти граждан страны и компании от потери средств к существованию в ходе кризиса, вызванного глобальной вспышкой коронавирусной инфекции. Беспрецедентный в истории ФРГ пакет помощи предусматривает финансирование различных мер посредством новой задолженности в объеме 156 миллиардов евро.
В частности, 50 миллиардов евро будут предоставлено на поддержку самозанятых граждан, а также малых и микропредприятий. Также принят пакет мер социальной поддержки населения. В частности, квартиросъемщики будут защищены от потери жилья даже при наличии задолженности по арендной плате. Упрощен и доступ к социальному пособию по безработице Hartz-IV, а также условия временного перехода на сокращенный график труда.
Отдельный законопроект касается финансовой помощи больницам. В закон о защите от инфекций предполагается внести изменения, расширяющие полномочия федеральных властей в борьбе с пандемиями.
Кроме того, будет создан Фонд экономической стабильности объемом 600 миллиардов евро. Он будет включать кредитные гарантии на общую сумму 400 миллиардов евро, которые откроют компаниям дополнительный доступ к капиталу в кризисные времена. Еще 100 миллиардов евро выделят на тот случай, если государству придется вступить в долю в находящихся на грани банкротства предприятиях. И еще 100 миллиардов евро будут предоставлены для специальных программ немецкого банка развития KfW [3].
Таким образом можно сделать выводы что государственная поддержка малого и среднего бизнеса Казахстана в период кризиса охватила не все сектора и не были учтены пожелания самих предпринимателей а также с целью недопущения подобного случая в очень важном для нас секторе экономики, необходимо провести тщательный анализ предприятий которые не смогли получить поддержку со стороны государства в этот тяжелый период, как в следствии по итогу 2020 года были закрыты предприятий, увеличилась доля безработных с 4.8 % 2019 года до 4.9 % 2020 года.
Литература:
- Глобальный отчет GEM: Диагностика воздействия COVID-19 на предпринимательство. — 2019/2020. — c. 132–133.
- Влияние коронакризиса на МСБ в Казахстане отчет EY [Электронный ресурс]. URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_kz/topics/advisory/ey-sme-resultst-and-recommendations.pdf
- [Электронный ресурс]. URL: Правительство ФРГ приняло беспрецедентный антикризисный пакет | Новости из Германии о Германии | DW | 23.03.2020