Стратегические решения — это управленческие решения (УР), которым присущи следующие характеристики:
– разрабатываются в долгосрочной перспективе, т. е. ориентированы на будущее, являются базой для оперативных решений и тактики;
– сопряжены со значительной неопределенностью, так как учитывают неконтролируемые факторы внутренней и внешней среды фирмы;
– требуют привлечения большого количества ресурсов — инвестиционных, трудовых, материальных;
– имеют инновационный характер.
Как отмечал И. Ансофф, стратегические решения направлены на решение такой проблемы, как выбор товаров и рынков, оптимизирующих возврат инвестиций фирмы, т. е. другими словами вкладывая капитал в будущее фирмы, она получит со временем полезный результат [1, с. 65].
При стратегическом управлении используется системный подход принятия стратегических решений, который включает стандартную последовательность действий, представленную на рисунке 1.
Рис. 1. Системный подход принятия стратегических решений
Процесс принятия любого решения должен начинаться с анализа необходимости принятия данного решения. Исходный момент действий — сбор и накопление первичной информации о сложившейся ситуации.
Важно правильно поставить цель для решения проблемы, она должна быть ясна и конкретна. Управленческие задачи делегируются вниз по иерархической лестнице, поэтому некоторые сотрудники попросту не поймут, что нужно делать. Также необходимо выявить ограничения, которые могут быть временными, трудовыми, материальными.
Очень важен этап определения критериев выбора, которые могут быть представлены показателями эффективности. С математической точки зрения необходимо выбрать такую альтернативу, которая будет достигать экстремума (максимума или минимума, в зависимости от выбранных показателей). Также при выборе альтернативы необходимо учитывать ограничения, выявленные ранее. При генерации альтернатив допускается использование любых методов выработки стратегических решений.
Рис. 2. Методы разработки решений
Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии организации реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т. е. ценность стратегического решения состоит в том, что оно реализовано. Решения могут приниматься как коллективно, так и индивидуально. В любом случае стандартный набор организационно — распорядительных мероприятий включает в себя последовательность действий, представленных на рис. 3.
Рис. 3. Организационно-распорядительные мероприятия принятия УР
Также, к формам реализации УР относятся: предписание, принуждение, наставление, сообщение, совещание, деловая беседа, совет, деловая игра, совещание, заседание, отчет. Для таких форм, как совещание, деловая беседа и деловая игра, необходимо место для проведения переговоров (кабинет, зал). В своей практической деятельности руководитель может использовать для выполнения решения несколько форм реализации.
В процессе контроля осуществляется мониторинг хода выполнения УР, выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается обратная связь между управляющей и управляемой системами.
На седьмом этапе, по истечении некоторого времени с момента принятия решения анализируется соотношение текущих показателей c запланированными.
Рассмотрим подробно основные методы выработки стратегических решений.
Формальные (коллективные) методы делятся на:
– статистические;
– математические.
Статистические методы обработки количественной информации позволяют выявить закономерности развития и взаимосвязи характеристик исследуемых объектов с помощью аппарата математической статистики. Использование статистических методов допускается при принятии решений на период, не превышающий длительности эволюционного цикла того или иного объекта анализа.
Принято считать, что статистические методы могут использоваться главным образом в краткосрочном (1 год) и среднесрочном (3–5 лет) интервале времени, но изредка для крупномасштабных объектов они могут применяться и в более длительном (10–15 лет) периоде.
Математические модели, в основном оптимизационные, базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся стандартных принятий стратегических решений.
Эвристические (неформальные) методы включают:
– методы аналогий;
– методы имитационного моделирования.
Методы аналогий направлены на то, чтобы выявить сходство в закономерностях развития различных процессов и на этом основании строить прогнозы. Все более важное место среди методов анализа перспектив развития социально-экономических объектов занимают методы имитационного моделирования.
Имитационное моделирование заключается в построении модели, описывающей процессы так, как они проходили бы в действительности, но она не включает все признаки объекта: например, по времени работы, интенсивности, экономическим затратам. Именно неполнота описания объекта делает имитационную модель принципиально отличной от математической. Далее происходит перебор большого числа альтернатив и выбор наиболее подходящей с точки зрения менеджера.
В теории игр принимают участие несколько человек, которые с помощью математического аппарата пытаются разрешить ситуацию. Они борются за реализацию своих интересов [2, с. 45]. Игроки оперируют многими доступными стратегиями действий, однако данный метод не подходит для решения многих задач, т. к. он неочевиден.
Методы экспертных оценок — это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений специалистов, выраженных в количественной или качественной форме, с целью подготовки информации для выработки решений.
Стратегические управленческие решения — это решения о реконструкции фирмы, внедрении нового продукта, выходе на новые рынки, приобретении и слиянии компаний, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры фирмы и т. д.). К ним относятся все решения, затрагивающие основные стороны деятельности организации, ориентированные на перспективу и принимаемые в условиях неопределенности и риска.
Литература:
- Стратегический менеджмент: классическое издание / Игорь Ансофф; [пер. с англ. О. Литун]. — Москва [и др.]: Питер, 2009. — 342, [1] с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978–5–388–00077–4 (в пер.)
- Демин Г. А. Методы принятия управленческих решений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г. А. Демин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т.– Пермь, 2019. — 1,58 Мб; 88 с. — Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/uchebnie-posobiya/demin-metody-prinyatiya-upravlencheskikh-reshenij.pdf. — Загл.с экрана.