В рамках статьи в качестве основных направлений государственной политики по обеспечению национальной экономической безопасности определены развитие системы госуправления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения современных технологий, развитие национальной финансовой системы, стимулирование инвестиционного развития и развитие человеческого потенциала. Главными задачами развития системы государственного управления авторы стратегии видят, в частности, улучшение инвестиционного климата, деофшоризацию национальной экономики и повышение привлекательности России для бизнеса. Автор приходит к выводу, что угрозы экономической безопасности, которые могут препятствовать осуществлению экономических интересов и влиять на экономические потребности — это внутренние и внешние факторы, связанные как с враждебными намерениями или действиями отдельных групп общества, так и с объективными предпосылками развития общества.
Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, стратегическое планирование, инвестиционное развитие, государственное управление
Within the framework of the article, the development of the system of public administration and strategic planning, the creation of conditions for the development and implementation of modern technologies, the development of the national financial system, stimulation of investment development and the development of human potential are identified as the main directions of state policy to ensure national economic security. The authors of the strategy see the main tasks of the development of the public administration system, in particular, as improving the investment climate, deoffshorization of the national economy and increasing the attractiveness of Russia for business. The author comes to the conclusion that threats to economic security that can hinder the implementation of economic interests and affect economic needs are internal and external factors associated with both hostile intentions or actions of certain groups of society, and with objective prerequisites for the development of society.
Keywords: economic security, shadow economy, strategic planning, investment development, public administration
В современной России, в связи со сложной политической и экономической ситуацией, вопрос экономической безопасности не теряет актуальности. Под давлением санкций экономика становится менее стабильной, что требует серьезных усилий для поддержания экономической безопасности. В сфере социально-экономического развития нашей страны и ее регионов на сегодняшний день существуют как внутренние, так и внешние угрозы национальной безопасности, минимизация которых является одной из ключевых задач внутренней и внешней политики современного государства. Несомненно, что и принятые в последние годы Указы Президента Российской Федерации 1 определяющие национальные цели и приоритеты являются важным шагом в формировании качественно нового уровня представлений по всем направлениям внутренней и внешней политики России. Принятие необходимых документов свидетельствует о том, что по обозначенному в них вектору полномочий и ответственности государства идет разработка необходимых инструментов их реализации.
Одной из приоритетных целей государства, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» 2, является сохранение населения, здоровье и благополучие людей (т. е. обеспечение роста качества жизни населения страны в целом и её регионов в частности). Президент Российской Федерации В. Путин указом от 2 июля 2021 г. утвердил обновленную редакцию Стратегии национальной безопасности России 1, в которой произошла перестановка пунктов по степени их значимости (См. Таблица 1).
Таблица 1
Стратегические национальные приоритеты России (согласно редакциям Стратегии национальной безопасности РФ 2021 г. и 2015 г.)
№ |
2021 г. |
2015 г. |
1 |
сбережение народа России и развитие человеческого потенциала |
оборона страны |
2 |
оборона страны |
государственная и общественная безопасность |
3 |
государственная и общественная безопасность |
повышение качества жизни российских граждан |
4 |
информационная безопасность |
экономический рост |
5 |
экономическая безопасность |
наука, технологии и образование; |
6 |
научно-технологическое развитие |
здравоохранение |
7 |
экологическая безопасность и рациональное природопользование |
культура |
8 |
защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти |
экология живых систем и рациональное природопользование |
9 |
стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество |
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство |
Отдельно можно выделить ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности в отдельных сферах экономики, а также на специфических объектах, в которых установлены правила, позволяющие минимизировать возникновение возможных аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций и других экстренных ситуаций, влияющих деятельность не только предприятий данной сферы, но и государства в целом. К таким нормативно-правовым актам относятся федеральные законы в области: транспортной безопасности, промышленной безопасности, безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и другие. [4]
К внешним угрозам можно отнести попытки других государств противодействовать укреплению России в качестве одного из влиятельных центров современного мира. Указанные попытки приобретают различные формы, среди которых — санкции, поток ложной информации относительно деятельности России и многое другое.
Среди внутренних факторов, влияющих на экономическую безопасность государства, можно выделить:
— экономические факторы — факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве условиями ведения национального хозяйства;
— организационные факторы — наличие данных факторов обусловлено управленческими условиями 5, с. 64];
— правовые факторы — определяются сложившимися в стране нормативно-правовыми рамками ведения и управления экономикой 3, с. 77];
— социальные факторы — сопровождаются социальными и социально-экономическими условиями функционирования.
В период перехода к рыночной экономике практически были ликвидированы отраслевые научно-исследовательские институты, а у государства на инновационно-инвестиционные нужды практически не было денежных средств. Объемы сомнительных операций в банковском секторе в первом полугодии 2021 года сократились на 11 %, рис. 1. По сравнению с первым полугодием 2020 года объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе снизились почти на 20 %. Основную часть в их структуре, как и в предыдущие периоды, составляли выдачи со счетов физических лиц (75 %) 7. Основной спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2021 года, как и в аналогичный период предыдущего года, формировался: 36 % — в строительном секторе; 24 % — в торговле, 21 % — в секторе услуг.
Рис. 1. Вывод денежных средств за рубеж в первом полугодии 2021 года (%) 7
Рис. 2. Взаимодействие России с международными организациями в области противодействия теневой экономике
Российская Федерация ведет активное взаимодействие с международными организациями в области противодействия теневой экономике по направлениям, представленным на рисунке 2.
Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от различных криминальных факторов, в том числе от всевозможных коррупционных проявлений и отношений. С января по июль 2021 года в России выявили 24,5 тыс. преступлений в сфере коррупции — это на 16,5 % больше относительно прошлого года и максимум за восемь лет.
Рис. 3. Расходы федерального бюджета 6
Наибольший объем расходов федерального бюджета РФ запланирован по расходам на социальную политику (4,4 % ВВП) с тенденцией к снижению (до 4,2 % ВВП — в 2024 году). Доля расходов на образование сохраняется на уровне 2021 года (0,9 % ВВП), на здравоохранение снизится с 1,1 % ВВП в 2021 году до 0,8 % ВВП в 2024 году, а на национальную экономику — с 2,9 % ВВП в 2021 году до 2,3 % ВВП в 2024 году 10.
Рис. 4. Меры для повышения уровня жизни
Таким образом, одним из главных факторов обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса и расширенного объема финансирования науки. Данные меры способны улучшить экономическую безопасность России путем исключения как внутренних, так и внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на экономику государства.
Литература:
- О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года Указ Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 13 мая 2017 года № 208 — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
- «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: Указ Президента РФ [Электронный ресурс]: от 21.07.2020 N 474 — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/
- Анищенко, В. Н. Противодействие криминально-коррупционным угрозам экономической безопасности России (теоретические, методологические и прикладные экономико-криминологические аспекты и обобщения): монография / В. Н. Анищенко. — Москва: Эдитус, 2020. — 275 с.
- Булатенко М. А. Основы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта: учебное пособие / М. А. Булатенко, В. Г. Николаев, В. А. Спановский. — М.: Издательство «Научный консультант», 2020.
- Головко, М. В. Теневая экономика в системе угроз национальной экономической безопасности: факторы, эволюция, направления противодействия: автореферат дис.... доктора экономических наук: 08.00.05 / М. В. Головко; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»]. — Санкт-Петербург, 2020.
- Заключение на проект бюджета–2022 URL: https://ach.gov.ru/audit/project-2022 (дата обращения: 18 10.2021)
- Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги URL: https://cbr.ru/today/resist/resist_sub/2021_1 (дата обращения: 11 10.2021)