В статье обосновывается актуальность проблемы преемственности в преподавании русского языка в 4–5 классах. Автором отмечается тот факт, что происходящие в современном образовании изменения оказывают как положительное влияние, так и порождают ряд проблем. Автор раскрывает особенности сохранения преемственности в преподавании русского языка, а также предлагает методические рекомендации по преемственности преподавания русского языка в 4–5 классах.
Ключевые слова: преемственность, преемственность в обучении, преемственность преподавания, русский язык, учащиеся 4–5 классов.
В настоящее время одной из актуальных проблем остается проблема непрерывности и преемственности образования. Перед педагогами образовательных организаций стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования. Переход учащихся из начального в среднее звено является одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе — один из труднейших периодов школьного обучения.
Изменения, происходящие в школьном образовании, приводят к нарушению взаимосвязи между начальной и средней ступенями школы, преемственности учебных программ и учебников, появлению разнообразных новых программ по общеобразовательным дисциплинам. Следует отметить, что такие изменения одновременно оказывают как положительное влияние, так и порождают ряд проблем. Частым явлением выступает отсутствие связи между вводимым новым предметов и других курсов, не рассматривая его значение в формировании ключевых умений и навыков, которые необходимы школьнику для обучения. Поэтому вопрос преемственности в преподавании школьных предметов является важным в современной действительности.
Преемственность в обучении представляет собой установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения [1].
Основная цель работы по преемственности заключается в объединении усилий педагогического коллектива образовательной организации с целью снижения признаков дезадаптации у учащихся, повышения их эмоционального благополучия, сохранения их здоровья и, как следствие, — повышение уровня качества образования [2].
Особое место среди других учебных предметов занимается русский язык, который представляют собой базу не только для освоения других дисциплин, но и для процесса социализации школьников в целом.
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе связана с его главными функциями: язык служит человеку средством, с помощью которого он оформляет и выражает мысли; коммуникативным средством, позволяющим общаться членам общества между собой; средством, с помощью которого человек может выражать чувства и настроение [3].
Можно выделить ряд единых требований к осуществлению преемственности в преподавании русского языка в 4–5 классах:
– ознакомление учителей начальных классов с программой 5 класса, учителей русского языка с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов;
– посещение учителями 4 классов I полугодии уроков учителей русского языка в 5 классах с целью изучения организации учебной деятельности;
– посещение по II полугодии учителями русского языка, принимающими 5 класс, уроков учителей 4 классов для ознакомления с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста;
– включение элементов опережающего обучения в тематическое планирование 4 классов;
– поддержание контакта учителями, выпустившими 4 класс, с классным руководителем и учителем русского языка с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях;
– проведение последнего родительного собрания в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.
Сохранение преемственности в преподавании русского языка между 4 и 5 классами должно выражаться:
– в таком отборе материала для изучения, при котором осуществлялся бы учет общего развития учеников, их подготовленности по предмету в целом и конкретных знаний, умений и навыков по отдельным частным вопросам программы, доступности данного материала для сознательного усвоения его обучающимися;
– в таком построении уроков по русскому языку в методическом отношении, чтобы совокупность форм, методов, примеров, упражнений, языка учителя, способов объяснения нового не резко расходились (особенно на первых порах) с теми, к которым привыкли ученики начальной школы, а также обеспечивалась постепенность перехода к новым, более сложным для школьников формам работы.
Проанализировав программы и учебники по русскому языку 4 и 5 класса, предлагаем учителям методические рекомендации по преемственности преподавания.
В 4 классе при изучении простого предложения учащиеся разбирают его без второстепенных членов. В 5 классе учителя должны иметь в виду, что в 4 классе разбор простого предложения осуществляется без выделения второстепенных членов; расстановка знаков препинания при обращениях в начальной школе проводится в ознакомительном порядке.
Рекомендуется в 4 классе работать с однородными членами предложения при использовании терминологии. В 5 классе следует учитывать, что изучение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений проводится в начальной школе на уровне ознакомления.
В 4 классе необходимым является ознакомление учащихся с записью звуко-буквенного анализа слов, которая дается в 5 классе. В 5 классе учитель должен понимать, что в начальной школе для разбора слов по составу не берутся слова типа «основание, лисий, взялся, быстрее».
В 4 классе учителю необходимо научить школьников единому со средней школой морфологическому разбору частей речи. В 5 классе дается следующая схема разбора частей речи: 1. Часть речи — значение, вопросы. 2. Морфологические признаки: начальная форма; постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные признаки: падеж, число. 3. Синтаксическая роль.
В 5 классе учителя должны учитывать то, что графически орфограммы изображаются по учебникам начальной школы.
Учителям начальных классов можно предложить рекомендации, отражающие реализацию работы по преемственности преподавания, в том числе русского языка, которые обеспечат успешность в среднем звене, в целом:
– приучение школьников начинать работу на уроке по звонку, быстро включаясь в выполнение заданий, не давая отдельным учащимся дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, окончание урока со звонком;
– использование форм и методов организации уроков, которые требуют от всех учащихся активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы;
– осуществление работы со справочниками и словарями, приучение готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам;
– реализация работы по формированию у школьников навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
Таким образом, проблема преемственности в преподавании в целом, русского языка в частности, на сегодняшний день является актуальной. Можно с уверенностью утверждать о том, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но решить вопросы преемственности можно только при условии того, что над ними будут работать как начальная, так и средняя школа, осуществляя тесное сотрудничество.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. –213 с.
- Преемственность в образовании // Педагогическое обозрение. — 2011. — № 9. — С. 2.
- Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. Пособие. — М., Просвещение, 1979. — 431 с.