Статья посвящена развитию профессионального мастерства педагога МКШ в условиях обновления содержания образования. Раскрываются проблемы малокомплектных школ. Акцентируется внимание на системе повышения квалификации, которой принадлежит ведущая роль решения задач непрерывного образования педагогических работников МКШ по направлениям: курсовое, научно-методическое, научно-исследовательское, психолого-педагогическое сопровождение. Научно-методическое сопровождение предполагает комплексную методическую поддержку: проведение методических десантов; организация конференций, форумов, обучающих семинаров; обобщение педагогического опыта, методическое сопровождение общественно-активных школ и т. д.
Ключевые слова: непрерывное образование, педагог, малокомплектная школа, психолого-педагогическое сопровождение, профессионально-личностное становление и развитие учителя, мотивация успеха.
ВГосударственной программе развития образования и науки на 2020–2021 годы [1] в Республике Казахстан среди других важных задач значится повышение престижа профессии педагога, повышение качественного состава педагогических кадров и обеспечение их качественной подготовки. Эти задачи выдвигают новые требования к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров в контексте тенденций.
Обновление содержания среднего образования предполагает подготовку педагогов к внедрению реформ на уровне средней школы. Тем более пристальное внимание для его реализации уделяется в связи с тем, что 68,3 % школ области являются малокомплектными, и качественно подготовить сельского учителя к внедрению инноваций — дело особой важности [2].
Большая территория, низкая плотность населения, достаточно высокая доля сельского населения, миграция прямо отражается на функционировании системы образования в Акмолинской области [3]. В нашей области сельское население превышает 50 %. Как видим, это весьма существенно. Большое количество небольших населенных пунктов, неразвитая инфраструктура сельских поселений, территориальная отдаленность организаций образования друг от друга, усиление миграции населения в города — все эти факторы создают препятствия для обеспечения качественных образовательных услуг в сельской местности.
На сегодняшний день вопросы повышения профессиональной компетентности педагога являются одной из основных проблем развития МКШ в Казахстане.
Анализ проблем МКШ показал, что сегодня малокомплектная школа нуждается в творчески мыслящих педагогических работниках нового типа, работающих в специфических условиях, способных обеспечивать развитие школы как инновационный процесс в условиях обновления содержания образования [2].
В процессе непрерывного образования педагогических работников МКШ ведущая роль принадлежит системе повышения квалификации, решающей организационно-педагогические и научно-методические вопросы содержания и методов обучения педагогических работников.
В связи с этим в области осуществляется непрерывное сопровождение педагогов МКШ:
– курсовое сопровождение;
– научно-методическое сопровождение;
– научно-исследовательское сопровождение;
– психолого-педагогическое сопровождение.
Курсовое сопровождение педагогов МКШ
Курсовое сопровождение для учителей МКШ строится на краткосрочных курсах, курсах эффективного обучения, по программам обновления содержания образования, Blended learning (смешанное обучение),
предметно-языковые). При их организации учитываем проблемы учителей, работающих в МКШ, запросы, потребности. Надо отметить, что новая система повышения квалификации, которая в текущем году отмечает свое 5-летие, постоянно совершенствуется, внедряя инновационные проекты, реализуя прогрессивные идеи, современные подходы к организации курсовой подготовки [3].
Отдаленность МКШ от центра, загруженность в школе, преподавание нескольких дисциплин и другие причины — сложность выезда учителей на очные курсы. Решением данной проблемы стали актуальные и доступные для педагогов МКШ курсы нового виртуального формата Blended Learning. Главное преимущество новшества — возможность учиться в независимости от времени и места — можно работать дома, на работе или в Интернет-кафе, а также можно просто скачать необходимые материалы и работать в режиме offline.
Из опыта зарубежных стран ясно, что особенности МКШ (смешанные разновозрастные классы) требуют принципиально иного подхода в обучении, чем в обычных школах с горизонтальной одновозрастной практикой обучения. Но здесь следует отметить, что зарубежный опыт в полной мере не может быть использован в Казахстане в силу ряда факторов: слабая материально-техническая база, устаревшая инфраструктура телекоммуникаций, отсутствие специальных лабораторий и мастерских и т. д.
Основной упор в нашей стране делается на самообучении с применением различных подходов: активное, групповое, исследовательское, практико-ориентированное, дифференцированное обучения. Анализ опыта этих стран в вопросе организации образовательного процесса в МКШ дает необходимые ориентиры для модернизации образовательной системы нашего государства.
Известно, что в обычной МКШ только один учитель английского языка. Это отрицательно влияет на развитие его языковых компетенций, и, как следствие, учащихся тоже. В режиме трёхъязычного образования эту проблему МКШ позволяет решить сотрудничество преподавателя английского языка и учителей естественно-научного цикла.
Для реализации обновления содержания образования, в первую очередь, требуется готовность педагога МКШ к преобразованиям, его профессиональная подготовка. Безусловно, большая роль в процессе развития, совершенствования профессиональной компетентности учителя принадлежит системе повышения квалификации. Умелая организация и качественное содержание творческой межкурсовой деятельности стимулирует развитие профессионального мастерства учителя МКШ, способствует тому, чтобы он был более восприимчивым к новшествам, мог реализовать свой потенциал, решать профессиональные и личные проблемы и получал большее удовлетворение от этого [4].
Комплексной методической поддержкой в реализации деятельности по определенной проблеме стало проведение методических десантов. Главное преимущество — встреча единомышленников, готовых к совместной деятельности и решению проблем. Методический десант «Проблемы внедрения программ обновления образовательного контента в общеобразовательных и малокомплектных школах и пути их решения» организован преподавателями.
Одним из направлений является работа с общественно-активными малокомплектными школами, которые выполняют роль гражданского, культурного, общественного ресурсного центра микрорайона, поселка, села, города.
Как известно, посткурсовая деятельность международного, республиканского, областного уровней продолжается согласно утвержденному Операционному плану (конференции, педагогические чтения, конкурсы, форумы, мастер-классы и другие формы организации).
Проведение межкурсовых мероприятий не только способствует обмену опытом, идеями и методическими решениями по актуальным вопросам образования и повышению уровня профессионального развития педагогов, но и стимулирует педагогическую инициативу и позволяет выявить талантливых педагогических работников МКШ.
Психолого-педагогическ ое сопровождение . Исследователи считают, что многие педагоги психологически не готовы к тем изменениям и тем дополнительным профессиональным нагрузкам, которая предъявляет профессия на современном этапе. Новая профессиональная ситуация, складывающаяся в организациях образования, требует дополнительных усилий для адаптации к измененной среде [5]. Поэтому основу исследовательского проекта составляет психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога малокомплектной школы в системе повышения квалификации.
В рамках проекта разработана программа, внедрение которой дает возможность для устранения проблем, существующих в условиях работы в малокомплектной школе, позволяет подготовить педагога к внедрению обновленного содержания образования и профессионально, и морально, оптимизировать профессиональные компетентности всего педагогического коллектива и поддержать позитивный морально-психологический климат.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога в программе понимается как развитие, саморазвитие личности в процессе курсовой подготовки и в межкурсовой период. Этот процесс предусматривает последовательную реализацию теоретического, практико-действенного, аналитического этапов, составляющего сущность содержания учебно-методического обеспечения профессионального развития педагога МКШ [6].
Ожидаемые результаты для педагогов МКШ:
–повышение профессиональной, психологической, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей;
–увеличение количества учителей, защитивших первую, высшую квалифицированные категории;
–увеличение количества педагогов, принимающих участие в областных, республиканских мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах и т. д.);
–увеличение количества педагогов, победителей различных конкурсов;
–сформированы умения и навыки проектирования своего профессионального развития, потребности к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.
В ходе реализации проекта учитель должен осознать необходимость восхождения личности к более высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству, которое становится возможным с использованием педагогической акмеологии, науки, имеющей своим предметом стороны и уровни профессионализма педагога, условия и закономерности достижения вершин профессиональной зрелости и личности педагога [7].
Хотеть перемен — первый шаг. Второй — добиваться их. Сейчас мы на пути второго шага. Изучаем зарубежный опыт и готовы его адаптировать. Сегодня это преимущества STEM образования.
В ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане, будет резко не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов высоко технологичных производств и др.
В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологичным производством на стыке с естественными науками. Особенно будут востребованы специалисты био- и нано-технологий [7]. Чтобы выпускники МКШ стали такими специалистами, учитель должен быть подготовлен, и это наша главная задача.
Считаем, что данное обучение хорошо подходит именно для МКШ. Так как предполагается использование не только интернет — ресурсов и дорогостоящего оборудования, но и работа с доступными материалами и средствами (Например: шерсть, шкуры, зерно и т. п.).
Вся система работы по усовершенствованию профессионального мастерства педагогов малокомплектной школы направлена на реализацию целей и задач, обозначенных государством. Мы готовим учителей, способных создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ученик МКШ мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию. Очень важно обеспечить этих детей современными образовательными методиками. Для МКШ необходимо улучшить стандарты преподавания во всех школах до уровня Назарбаев Интеллектуальные школы. Таким образом, результатом преподавания будет овладение навыками критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации. Достичь этого способен педагог новой формации.
Литература:
- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2021 годы.
- Методическое обеспечение повышения качества образования сельских школ: Методическое пособие. — Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2014. — 36 с.
- Анализ нормативно-правовой базы и особенностей организации обучения в малокомплектных школах. — Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2015. — 22 с.
- Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». Ч.1 — Челябинск, 2003. — С.3–7.
- Шерьязданова Х. Т., Марданова Ш. С. К исследованию эмоционального выгорания в педагогической деятельности // Педагогика и психология. — 2017. — № 3(23) — с.45–55.
- Социально-педагогические и психологические вопросы повышения квалификации педагогических кадров./ Сост. С. Г. Вершловский. — Л., 1984. — 50 с.;
- Зимняя Н. А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 1997. — 480 с.