В статье автор раскрывает значимость государственного и муниципального аудита, детально рассматривает методологию проведения государственного аудита в Российской Федерации и определяет эффективность использования каждого метода
Ключевые слова: государственный аудит, методология, проверка, ревизия, обследование, нарушения
Современный процесс государственного управления неразрывно связан с осуществлением всестороннего контроля за расходованием бюджетных средств. Важность и необходимость контроля возрастает пропорционально росту числа социальных программ, реализующихся за счет бюджетных средств как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Данный факт значительно увеличивает число объектов государственного аудита, а в условиях пандемии количество социальных программ возросло в разы, что требует новых подходов и методов к организации государственного и муниципального аудита. Стоит отметить отсутствие в Российской Федерации единой актуальной методологической базы проведения государственного аудита, которая бы учитывала специфику бюджетного процесса страны и позволит осуществлять более эффективный и углубленный контроль за расходованием бюджетных средств [3].
В Российской Федерации применяются четыре метода государственного аудита, которые определены статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (рис. 1) [2].
Рис. 1. Методы государственного (муниципального) аудита в Российской Федерации согласно Бюджетного кодекса
Под проверкой в Бюджетном кодексе понимается совершение контрольных действий по изучению законности определенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности ведения бухгалтерского учета и отчётности в отношении определенного объекта контроля за определенный период времени [1]. Проверка является наиболее используемым методом осуществления государственного аудита в Российской Федерации и достаточно эффективным, о чем свидетельствуют данные представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели проведения проверок, как метода государственного аудита [4, с. 25]
Согласно приведенным данным, наблюдается достаточно большое количество проверок, осуществляемых соответствующими органами. В 2018 и 2019 года Счётной палатой было проведено наибольшее за анализируемый период число проверок, в ходе которых так же было выявлено наибольшее число нарушений. Ревизия представляет собой процесс более обширных контрольных действий, а именно комплексную проверку деятельности объекта контроля. Ревизии проводятся достаточно редко, а их результатом, как правило является акт о проведенной ревизии с прикрепленным предписанием на устранение или чаще всего штрафной санкцией [2]. На рисунке 3 представлены основные показатели использования данного метода государственного аудита.
Рис. 3. Показатели проведения ревизий, как метода государственного аудита [4, с. 27]
По рисунку 3 видно, что число ревизий, проведённых Счетной палатой РФ в 2018–2019 гг. так же была наибольшим за анализируемый период. Стоит отметить, что среднее число выявленных в ходе ревизии нарушений меньше, чем в ходе проверок. Обследование является наоборот, самым небольшим по объему контрольным мероприятием, в ходе которого изучается и анализируется лишь определенная сфера деятельности объекта контроля (рис. 4).
Рис. 4. Показатели проведения обследований, как метода государственного аудита [4, с. 29]
Согласно приведенной информации о сути и показателях реализации существующих методов государственного (муниципального) аудита в Российской Федерации согласно Бюджетного кодекса можно привести их сравнительную характеристику, показывающую отличия того или иного метода от других (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика методов государственного (муниципального) аудита в Российской Федерации
Признак сравнения |
Проверка |
Ревизия |
Обследование |
Цель |
Выявление недостатков и выдача предписаний для их устранения |
Выявление недостатков и определение штрафных санкций |
Выявление недостатков и оказание консультативной помощи по их устранению |
Масштаб контроля (объем проверяемой информации) |
Средний |
Большой |
Небольшой |
Объект контроля |
Отдельные финансовые и хозяйственные операции |
Вся совокупность финансовых и хозяйственных операций |
Отдельные финансовые и хозяйственные операции в определенной сфере |
Результат |
Акт о проведенной проверке |
Акт о проведенной ревизии |
Заключение об обследовании |
Частота использования метода |
Часто |
Не часто |
Не часто |
Эффективность |
Эффективны |
Эффективны |
Эффективны |
Таким образом, подводя итоги анализа методологических основ государственного и муниципального аудита в Российской Федерации можно сказать, что количество методов проведения аудита достаточно мало, всего 3 закрепленных в законодательстве метода, в то время как в западных странах числом методов насчитывает до 8–10 активно используемых. Говоря об эффективности методов финансового контроля, стоит отметить высокий уровень по всем рассмотренным методам, однако можно предположить, что комплексное проведение проверок и ревизий может принести более высокие показатели эффективности. Также необходимо отметить, что наиболее используемым является метод государственного финансового контроля — проверка, который проводится в 6 раз чаще остальных методов финансового контроля.
Литература:
- Аудит: учебник для СПО / под общ. ред. Н. А. Казаковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 409 с.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Инфра-М, Норма, 2021. — 224 c.
- Государственный и муниципальный аудит: учебное пособие / В. А. Андреев, А. Л. Чернышова, Э. В. Королева; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. — 96 с.
- Отчёт о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году / Счетная палата РФ, 2021. — 110.