Автором рассматриваются предпринятые Правительством Российской Федерации меры по недопущению необоснованного роста цен на социально значимые товары первой необходимости в период эпидемии COVID-19. Автором отмечается, что эпидемия COVID-19 вызвала взрывной рост потребительских цен на товары первой необходимости, в связи с чем, несмотря на общий принцип невмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, Правительством Российской Федерации был издан ряд нормативных правовых актов, направленных, в том числе на ограничение роста цен на потребительские товары в целях защиты прав и интересов граждан. По итогам проведенного анализа автор приходит к выводу о высокой эффективности предпринятых Правительством Российской Федерации мер и целесообразности продолжения реализации данной практики до окончания эпидемии COVID-19.
Ключевые слова: правовой механизм, ценообразование, товары первой необходимости, эпидемия, коронавирусная инфекция.
Часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности на всей территории страны [1].
В тоже время в силу пункта 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2] (далее — Закон о торговле) хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением ряда частных случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
Приведенные положения Конституции РФ и Закона о торговле соответствуют принципам рыночной экономики и свободы экономической деятельности, однако действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность введения государственного регулирования цен на важнейшие потребительские товары.
Как отмечает Отческая Т. И., свобода экономической деятельности не означает предоставление бизнесу неограниченных возможностей, так как интересы предпринимательского корпуса должны быть согласованы с интересами государства, которое в свою очередь реализует общий интерес [14, с. 70].
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530 утвержден Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены (далее — Перечень).
В Перечень вошли продукты питания, имеющие важнейшее значение для жизнедеятельности человека, а именно:
- Говядина (кроме бескостного мяса);
- Свинина (кроме бескостного мяса);
- Баранина (кроме бескостного мяса);
- Куры (кроме куриных окорочков);
- Рыба мороженая неразделанная;
- Масло сливочное;
- Масло подсолнечное;
- Молоко питьевое;
- Яйца куриные;
- Сахар-песок;
- Соль поваренная пищевая;
- Чай черный байховый;
- Мука пшеничная;
- Хлеб ржаной, ржано-пшеничный;
- Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки;
- Рис шлифованный;
- Пшено;
- Крупа гречневая — ядрица;
- Вермишель;
- Картофель;
- Капуста белокочанная свежая;
- Лук репчатый;
- Морковь;
- Яблоки.
Поскольку без снабжения продуктами питания в принципе невозможна жизнь человека, в период эпидемии COVID-19 Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер по сдерживанию роста цен именно на продовольственные товары.
Стоит отметить, что в связи с необходимостью обеспечения населения продуктами питания, на продовольственные магазины не распространялись ограничения, которые были установлены для большинства организаций в период эпидемии (подпункт «а» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [3]).
Учитывая высокую социальную значимость обеспечения населения продуктами питания, в настоящей статье предлагается рассмотреть меры, которые были предприняты Правительством Российской Федерации в период эпидемии COVID-19 в целях поддержки граждан.
Согласно данным с сайта Росстата, в первом полугодии 2020 года произошел рост розничных цен на масло подсолнечное в среднем на 3,5 %, при этом рост розничных цен на сахар-песок составил за аналогичный период 15,7 % [13].
В связи с ростом цен на сахар-песок и масло подсолнечное Правительством Российской Федерации было принято постановление от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» [4] (далее — Постановление № 2094), которым предусматривалось заключение соглашений между федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами по вопросу снижения цен на сахар-песок и масло подсолнечное соответственно.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 № 455 срок действия соглашений, заключенных на основании Постановления № 2094, был установлен до 01.06.2021 (соглашение по сахару-песку) и 01.10.2021 (соглашение по маслу подсолнечному) соответственно [5].
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Правительства Российской Федерации, Минпромторгом и Минсельхозом с отраслевыми ассоциациями, а также с производителями товаров, поставщиками и торговыми сетями были заключены соглашения, которыми установлены максимальные розничные цены на сахар-песок — 46 рублей за 1 кг., и на подсолнечное масло — 110 рублей за 1 л. [12].
Кроме того, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 06.04.2021 № 544 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или) сахара белого в организации розничной торговли» [6].
Указанным постановлением предусматривалось в период до 30.09.2021 предоставление субсидий на возмещение затрат производителям подсолнечного масла из расчета 10 рублей на 1 литр произведенного и реализованного в организации розничной торговли масла подсолнечного по цене, не превышающей 95 рублей за 1 литр, а также предоставление субсидий производителям сахара из расчета 5 рублей на 1 килограмм произведенного и реализованного в организации розничной торговли сахара белого по цене, не превышающей 36 рублей за 1 килограмм.
Необходимо отметить, что благодаря указанным мерам в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 удалось избежать необоснованного резкого роста цен на сахар-песок и подсолнечное масло.
Еще одним важнейшим продовольственным товаром, от которого зависит жизнедеятельность человека, является молоко, цены на которое по данным Росстата за первое полугодие 2020 годы выросли в среднем на 1,47 % [13].
Ряд мер, предпринятых Правительством Российской Федерации, также был направлен на недопущение необоснованных скачков цен на молоко.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.11.2020 № 1932 «О внесении изменений в приложения № 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», на основании которого предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на поддержку собственного производства молока [7].
Кроме того, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 830 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции» [8] производителям сухих молочных продуктов осуществляется компенсация части затрат на создание или обновление мощностей по переработке сельхозпродукции в размере до 25 % фактической стоимости объекта.
Также Правительством Российской Федерации предприняты меры по стабилизации цен на крупы. Как указано выше, в Перечень включены такие виды круп, как рис шлифованный, пшено и крупа гречневая — ядрица.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 117 «О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе» [9] применяется система экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу и ячмень, размер которых зависит от мировых цен на данные виды круп, благодаря чему влияние мировых цен на цены этих круп на территории Российской Федерации снижено, что обеспечивает защиту от скачков цен на данные товары.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы» производителям муки предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на закупку продовольственной пшеницы [10].
Также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2020 № 2140 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий» [11] предприятия хлебопекарной промышленности получают компенсацию части затрат на реализацию хлеба и хлебобулочных изделий, которые, как отмечалось выше, также входят в Перечень.
По итогам проведенного анализы можно сделать вывод о том, что, несмотря на конституционную гарантию свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в период эпидемии COVID-19 был предпринят ряд мер, направленных на ограничение роста цен на продовольствие, в том числе меры, прямо устанавливающие максимальные розничные цены на отдельные продукты питания, а также меры, направленные на поддержку производителей, что также приводило к ограничению роста розничных цен.
К указанным мерам следует относиться с одобрением и поддержкой, так как они помогли избежать резких скачков цен на важнейшие продукты питания в период эпидемии COVID-19, что имеет важное значение для населения Российской Федерации.
Поскольку рассмотренные в настоящей статье акты Правительства Российской Федерации показали высокую эффективность, полагаем целесообразным продолжать данную практику до окончания эпидемии COVID-19, что позволит защитить граждан Российской Федерации, особенно оказавшихся в данный период в сложной жизненной ситуации, от необоснованного роста цен на продукты питания.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2010, № 1, ст. 2.
- Указ Президента РФ от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // «Собрание законодательства РФ», 18.05.2020, № 20, ст. 3157.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.2020 № 2094 (ред. от 27.03.2021) «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.12.2020.
- Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 № 455 «О внесении изменения в пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 2094» // «Собрание законодательства РФ», 05.04.2021, № 14, ст. 2332.
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2021 № 544 (ред. от 04.05.2021) «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или) сахара белого в организации розничной торговли» // «Собрание законодательства РФ», 12.04.2021, № 15 (часть IV), ст. 2597.
- Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1932 «О внесении изменений в приложения № 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // «Собрание законодательства РФ», 07.12.2020, № 49, ст. 7907.
- Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 830 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции» // «Собрание законодательства РФ», 14.06.2021, № 24 (Часть II), ст. 4497.
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 № 117 (ред. от 29.06.2021) «О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе» // «Собрание законодательства РФ», 15.02.2021, № 7, ст. 1122.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.2020 № 2095 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.12.2020.
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2020 № 2140 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 18.12.2020.
- Официальный сайт Правительства Российской Федерации // http://government.ru/docs/41843/.
- Средние потребительские цены на продовольственные товары // http://bi.gks.ru/biportal/contourbi.jsp?allsol=1&solution=Dashboard&project= %2FDashboard %2FPrices_week.
- Отческая Т. И. Обеспечение прокуратурой и судами свободы экономической деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 6.