Медиация существует так же давно, как существуют споры и конфликты. Раньше для их разрешения прибегали к различным способам — это и переговоры конфликтующих сторон между собой, и привлечение беспристрастного лица, действия которого были направлены на урегулирование споров. С течением времени, безусловно, изменялись принципы и способы процедуры медиации, но неизменными оставались ее цели — найти путь к примирению и достичь соглашения и договоренности при уважении ко всем сторонам.
Медиация в ее современном понимании стала развиваться в странах англо-саксонского права лишь во второй половине 20 века. Впоследствии она постепенно стала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации касались, как правило, разрешения конфликтов в сфере семейных правоотношений. Однако, признавая со временем эффективность данной процедуры, ее стали использовать при разрешении широкого спектра конфликтов, начиная от споров в местных сообществах и заканчивая сложными конфликтами в коммерческой и публичной сферах. [1]
Процедура медиации представляет собой признанную и востребованную форму внесудебного разрешения споров с помощью третьей, беспристрастной стороны — медиатора, или же, говоря другими словами — посредника. [2] Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров, и на сегодняшний день институт медиации создан и активно функционирует в различных странах мира. В их число входят США, Великобритания, Германия, Корея, Австралия, Япония, Китай, Индия и др.
В настоящее время институт медиации приобрел такую востребованность во всем мире, что возникла необходимость обеспечения надлежащего его законодательного регулирования. Комиссией ООН по праву международной торговли в 2002 году был принят «Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре» [3] и охватывал вопросы согласительной процедуры. В 2018 году в него был включен новый раздел, посвященный международным мировым соглашениям и их приведению в исполнение. Тогда же было и изменено его название на «Типовой закон о международной коммерческой медиации и международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации». В данном акте рассматриваются важные аспекты процесса медиации: назначение медиаторов, начало и окончание процедуры медиации, ее проведение, связь между медиатором и другими сторонами и др.
Во многих странах Европы урегулирование конфликтов посредством использования посреднических услуг медиаторов, как уже было отмечено выше, является достаточно востребованной формой альтернативного разрешения споров. Создается нормативно-правовая база, регулирующая процедуру медиации, правила подготовки квалифицированных кадров в этой области.
В 2004 году в Австрии был принят первый в Европе закон, закрепляющий медиацию как особый способ урегулирования споров — Федеральный закон о медиации в гражданской сфере и принятый в соответствии с ним Регламент об образовании медиаторов в гражданской сфере. Согласно статье 1 Закона о медиации, медиация — это добровольная деятельность сторон, в которой профессионально обученный медиатор, используя признанные методы на систематической основе, улучшает коммуникацию между сторонами с целью помочь сторонам в самостоятельном принятии ими решения по спору. Медиация, согласно австрийскому законодательству, является полностью добровольной процедурой и не может применяться против воли конфликтующих сторон.
Достаточно популярной является процедура медиации в Великобритании. В Великобритании нет единого законодательного акта, регулирующего процедуру медиации. Институт медиации закрепляется отдельными частями нормативно-правовых актов и совершенствуется посредством судебной практики. Вследствие этого сложно сформировать целостное представление регулировании медиации в Соединенном Королевстве на законодательном уровне.
В 2004 году Королевская судебная служба открыла Национальную «горячую телефонную линию» по вопросам медиации. В октябре 2011 году она была переименована в «Гражданский каталог медиаторов». В эту телефонную службу можно позвонить с любого уголка страны, охарактеризовать конфликтную ситуацию, высказать свои предпочтения касательно личности предполагаемого медиатора и, соответственно, получить имеющиеся предложения по кандидатурам, подходящим по запрашиваемым требованиям.
Институт медиации как инструмент разрешения споров имеет широкое распространение и в Японии. В настоящее время в Японии действуют три вида медиации:
- Медиация, проводимая судом (судебное посредничество), которая в свою очередь подразделяется на две группы:
- посредничество по гражданским делам (включая коммерческие);
- посредничество по семейным делам.
- Медиация, проводимая и поддерживаемая государственными организациями, помимо суда (административное посредничество). Широко используется при разрешении и урегулировании потребительских споров трудовых споров.
- Негосударственная медиация (урегулирование споров, осуществляемое частными сектором).
В Германии, в рамках регулирования процедуры медиации, 21 июля 2012 года на федеральном уровне был принят Закон о необходимости применения медиации и иных внесудебных способов конфликтов. В указанном законе закрепляется понятие медиации — это «конфиденциальная и структурированная процедура, в которой стороны добровольно и на основе собственной ответственности пытаются достичь дружественного урегулирования своего спора при содействии одного или более медиаторов».
В Германии медиация является добровольной процедурой, никакие правовые акты (закон, решение судьи) не могут выступать основанием для ее принудительного проведения. Тем не менее, стоит отметить, что при разрешении семейных споров (развод, вопросы о детях, о разделе имущества и т. д.), суд имеет право направить конфликтующие стороны к медиатору, в целях получения ими информации о возможности применения медиации. Кроме того, Гражданско-процессуальный кодекс Германии предусматривает, что стороны в обязательном порядке должны сообщать, пытались ли они разрешить возникший конфликт посредством применения медиации или иных форм альтернативного разрешения споров.
Можно выделить еще одну особенность проведения процедуры медиации в Германии — если стороны отказываются от возможности урегулирования спора альтернативным способом, они не имеют права обращаться в суд с иском. Однако, несмотря на присутствие данной оговорки, стороны все же имеют право обращаться в суд для принятия срочных обеспечительных мер или по сбору доказательств по делу.
Процедура медиации стремительно набирает обороты и используется во многих странах мира, причинами этому выступает ряд преимуществ медиации. Во-первых, любой судебный спор стоит немалых денег, и урегулирование споров посредством медиативных процедур позволяет сэкономить не только деньги, но и время. Во-вторых, сфера частных интересов лиц, прибегающих к медиации, полностью защищена, так как процесс медиации является полностью конфиденциальным. В-третьих, медиация позволяет легко подстроиться под интересы и потребности конфликтующих сторон, учитываются все эмоциональные и личные аспекты спора. Наконец, в-четвертых, процедура медиации преимущественно имеет своей целью конструктивное разрешение споров, поиск наиболее подходящего и удовлетворяющего интересы спорящих сторон решения, а не на конкуренцию сторон и выяснение того, кто в возникшем споре виноват, а кто прав.
Литература:
- Нигматуллина, Т. А. Политическая медиация: учебное пособие / Т. А. Нигматуллина, Л. О. Терновая. — Уфа: Издательство Башкирского института социальных технологий (филиала) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2016. — 370 c. — Текст: непосредственный.
- Шамликашвили, Ц. А. Явные и незаметные преимущества медиации / Ц. А. Шамликашвили. — Текст: непосредственный // Медиация и право. — 2009. — № 2. — С. 28–32.
- Типовой закон Комиссии ООН по праву международной торговли о международной коммерческой согласительной процедуре.