В статье рассматривается правовой статус оценщика. В работе выделены признаки оценщика как субъекта оценочной деятельности. В статье освещается актуальность введения процедуры квалификационного экзамена, достоинства и недостатки данной процедуры.
Ключевые слова: оценщик, оценочная деятельность, квалификационный экзамен, оценка, саморегулируемая организация оценщиков.
Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщиком (субъектом оценочной деятельности) признается физическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшее свою ответственность в соответствии с требованиями названного закона.
Таким образом, Закон называет следующие признаки оценщика как субъекта оценочной деятельности:
- Оценщик является физическим лицом. Не имеет значения гражданство оценщика, поскольку Закон не устанавливает ограничений отношении территории, на которой они не вправе вести свою деятельность. Единственное исключение — территории закрытых административно — территориальных образований, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Таким образом, возможны ситуации, при которых исполнение оценщиком своих договорных обязательств будет невозможно. Во избежание подобных ситуаций информацию о наличии иностранного элемента должен предоставить либо оценщик, заключающий трудовой договор с организацией-работодателем, либо сама организация (имеющая иностранных учредителей или иностранные инвестиции) — но уже при заключении договора на проведение оценки [1, с.81].
Исходя из содержания закона, юридическое лицо не может быть оценщиком. При этом предшествующая редакция (до 2006 года) статьи 4 Закона включала юридические лица в число субъектов оценочной деятельности. По новой редакции Закона оценщик может осуществлять свою деятельность в рамках договора, заключенного с юридическим лицом. В этом случае оценщик выступает от имени организации, с которой он заключил трудовой договор. При этом круг таких организаций Законом ограничен — ими могут быть только те юридические лица, которые отвечают требованиям, установленным в ст.15.1 Закона.
Трудовой договор оценщика с юридическим лицом должен соответствовать требованиям главы 10 ТК РФ. В трудовом договоре с оценщиком обязательно должно быть указано, что работник принят на работу по должности оценщика. Формулируя трудовую функцию работника, необходимо определить требования к его квалификации, что может быть отражено как в трудовом договоре, так и в должностной инструкции.
Таким образом, исключив юридические лица из числа субъектов оценочной деятельности, законодатель оставил их в качестве одной из сторон договора на проведение оценки. В этом случае имеет место противоречие положений Закона с положениями ст.307 ГК РФ, определяющей права и обязанности сторон обязательства. То есть оценщик, не являясь стороной договора на проведение оценки, несет ответственность за его неисполнение. В то же время следует учитывать и положения ст.402 ГК РФ, которая устанавливает презумпцию ответственности должника за действия своих работников.
Может ли оценщик быть индивидуальным предпринимателем? Закон об оценочной деятельности прямо не запрещает осуществлять оценку индивидуальному предпринимателю. При этом достаточно интересной представляется позиция Минэкономразвития как органа осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В своем письме Д06–751 от 25.03.2008 года орган сообщает, что федеральным законом не предусмотрено объединение в саморегулируемые организации оценщиков субъектов предпринимательской деятельности, поскольку в соответствии с российским законодательством об оценочной деятельности оценщик является субъектом профессиональной деятельности. Аналогичную позицию высказал и Росреестр в своем письме № 07–03143/20@ от 10.06.2020 года [2].
Статья 4 Закона относит к числу оценщиков лиц, занимающихся частной практикой. Однако при осуществлении своей деятельности частнопрактикующий оценщик сталкивался с серьезной проблемой. Предыдущая редакция статьи 85 НК РФ не предусматривала представление органами, учреждениями, организациями и должностными лицами сведений об оценщике, занимающемся частной практикой, и как следствие, не предусматривала постановку на учет данной категории физических лиц. А поскольку деятельность частнопрактикующего юриста так или иначе связана с систематическим получением прибыли, то его действия могли быть квалифицированы как незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ). Законодателем была предпринята попытка решить данную проблему. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» были изменены ряд статей НК РФ, в том числе и статья 85 НК РФ [3]. Новая редакция статьи 85 НК РФ предусматривает обязанность Росреестра предоставлять ФНС РФ сведения о всех членах саморегулируемых организаций оценщиков. При этом, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 16 ноября 2018 г. № БС-4–11/22263@, в случае отсутствия в сводном реестре членов саморегулируемых организаций оценщиков сведений о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, такой оценщик признается частнопрактикующим оценщиком и подлежит постановке на налоговый учет [4].
- Оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков. Статья 24 Закона об оценочной деятельности устанавливает обязательные требования для лиц, вступающих в саморегулируемую организацию оценщиков:
а) наличие высшего образования и (или) профессиональной переподготовки в области оценочной деятельности;
б) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
в) наличие квалификационного аттестата.
Для подтверждения соответствия этим условиям претендент на членство в саморегулируемой организации оценщиков должен предоставить ряд документов.
Во — первых, это документ об образовании и (или) о квалификации, подтверждающий получение высшего образования по результатам освоения образовательных программ, имеющих направленность (профиль) в области оценочной деятельности, и (или) диплом о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности.
Во — вторых, справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
В — третьих, наличие квалификационного аттестата. Требование о наличии квалификационного аттестата было введено Федеральным законом № 172-ФЗ от 02.06.2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]. В соответствии с нововведениями оценщик может осуществлять оценочную деятельность лишь по направлениям, указанным в аттестате.
По мнению Министра экономического развития М. С. Орешкина квалификационный аттестат и предшествующая ему процедура квалификационного экзамена позволяет очистить рынок оценочных услуг от некомпетентных оценщиков, и тем самым решить еще ряд проблем, таких как неэффективность механизмов, которые обеспечивают ответственность за результаты некачественной оценки, формальный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков со стороны государства, демпинг при закупке оценочных услуг для государственных и муниципальных нужд [6].
Тем не менее, среди оценщиков и правоведов сложилась неоднозначная оценка этих нововведений. Сторонники реформы подчеркивают, что введение экзамена должно способствовать повышению качества оказываемых услуг [7, c.249]. Кроме того, введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии [8].
Доводы критиков реформы сводятся к следующим положениям [9, c.121–124]:
а) Ослабление конкуренции или сведение ее на нет неизбежно ведет к снижению качества оказываемых услуг, а также к увеличению их цены.
б) Теперь оценочная деятельность разделена на отдельные квалификации: «оценка движимого имущества»; «оценка недвижимости» и «оценка бизнеса» (в том числе оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности). При этом нет однозначного понимания того, к какому направлению оценочной деятельности относится тот или иной объект оценки. По каждой из квалификаций установлен отдельный экзамен. А это означает, что специалистам, практикующим оценку в разных сферах, придется сдавать экзамены по всем направлениям или сузить поле своей профессиональной деятельности.
в) Порядок проведения экзамена создает условия для коррупции, грубейших нарушений прав и законных интересов профессиональных оценщиков, в первую очередь региональных, вынужденных нести бремя дополнительных расходов, чтобы приехать на экзамен в другой регион.
г) Низкое качество экзаменационных вопросов, дискуссионность отдельных заданий, а также закрытость базы экзаменационных материалов негативно сказываются затрудняет процедуру апелляции, тем самым затрудняя реализацию оценщиками права на защиту.
- Ответственность данного лица застрахована в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности. Требования к договору страхования ответственности оценщика предусмотрены статьей 24.7 Закона об оценочной деятельности. При этом в силу положений статьи 24.6 Закона размер страховой суммы данного договора не быть менее чем триста тысяч рублей.
Обязательными элементами правового статуса оценщика являются его права и обязанности. Права оценщика предусмотрены статьей 14 Закона об оценочной деятельности, к их числу относятся: применения самостоятельно методов проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки; требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки; привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов и другие.
Обязанности оценщика предусмотрены статьей 15 Закона об оценочной деятельности. Так, оценщик обязан соблюдать требования нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов оценки, правила деловой и профессиональной этики, не разглашать информацию, полученную от заказчика оценки, если в отношении этой информации установлено требование о конфиденциальности, представлять ежеквартально саморегулируемой организации информацию о подписанных в течение этого периода отчетах.
Кроме того, ряд обязанностей оценщика вытекают из положения других статей Закона об оценочной деятельности. Так, оценщик, становясь членом саморегулируемой организации оценщиков, обязан внести взнос в компенсационный фонд организации в размере не менее чем тридцати тысяч рублей.
Еще одна особенность правового статуса оценщика — различный объем прав и обязанностей оценщиков, работающих по гражданско — правовому и трудовому договорах. Например, обязанность по хранению отчетов об оценке делегируется оценочной компании, в которой трудоустроен оценщик. Оценщик, работающий по трудовому договору, не может влиять на условия договора об оценке, поскольку с точки зрения гражданского права не является ее стороной. Кроме того, оценщик, работающий по трудовому договору, имеет право на оплачиваемый отпуск.
Таким образом, правовой статус оценщика характеризуется рядом особенностей. Во — первых, наличие ряда требований к оценщику, без соблюдения которых он не сможет осуществлять свою профессиональную деятельность. Во — вторых, различный объем прав и обязанностей оценщиков, работающих по гражданско-правовому и трудовому договорах.
Литература:
- Волкова М. А., Питько Е. В. Особенности правового статуса оценщика по законодательству Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — 2016. — № 2. — С.80–83.
- Письмо Росреестра от 10.06.2020 г. № 07–03143/20@ «Ответ на запрос РОО О возможности продолжения осуществления оценщиками деятельности в качестве ИП». — Текст: электронный // Оценщик.ру: [сайт]. — URL: http://www.ocenchik.ru/docsp/3449-prodolzheniya-ocenshchikami-deyatelnosti-ip.html (дата обращения: 13.11.2021).
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 27 (часть I). — Ст. 4176.
- Письмо Федеральной налоговой службы от 16 ноября 2018 г. № БС-4–11/22263@ // Нормативные акты для бухгалтера. 11.12.2018 г. № 24.
- Федеральный закон от 2 июня 2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 23. — Ст. 3296.
- Орешкин: квалификационный экзамен поможет «очистить» рынок оценочной деятельности. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: http://tass.ru/ ekonomika/4668379 (дата обращения: 13.11.2021).
- Салихова Д. Ч. Новеллы гражданского законодательства о правовом статусе оценщика // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. 2017. — Ч.2 — С.249–251.
- Оценочная деятельность. Перезагрузка. Изменения в 135-ФЗ.. — Текст: электронный // SRG: [сайт]. — URL: http://www.srgroup.ru/mass-media/srg-smi/otsenochnayadeyatelnost-perezagruzka-izmeneniya-v-135-fz/ (дата обращения: 13.11.2021).
- Побываев С. А., Лапенкова Н. В. Чужие здесь не ходят, или кто останется в оценке после 1 апреля 2018 г. // Экономические стратегии. 2018. — № 3. — С.118–129.