В эпоху цифровой экономики большую роль в развитии науки и промышленности играет деятельность в области стандартизации, технического регулирования и метрологического обеспечения. В работе проанализированы основные изменения в нормативно-правовых документах, регулирующих вопросы обеспечение единства измерений (ОЕИ).
Ключевые слова: обеспечение единства измерений, государственное регулирование, метрологическое обеспечение.
Развитие современной науки, наукоемких продуктов и инновационных измерительных технологий, не может не влиять на законодательную метрологию, что выражается в соответствующих изменениях в законодательстве РФ. Для современного предприятия важно обеспечить достоверность и сопоставимость получаемых результатов измерений, подтвердить компетентность в своей профессиональной области. Основополагающими нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется деятельность по ОЕИ и метрологическому обеспечению (МО) являются: Конституция Российской Федерации (РФ) (ст. 71р), Федеральный законом (далее — ФЗ) «Об обеспечении единства измерений», указы Президента Российской Федерации, правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и иные организационные и методические документы.
Анализ истории развития законодательства в сфере обеспечения единства измерений: от закона РФ № 4871-I «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г до № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 года (с изменениями от 11.06.2021г.) позволяет выделить основные направления развития отечественной законодательной метрологии за последние десятилетия.
Во-первых, необходимо отметить изменения в сферах государственного регулирования. ФЗ от 26.06.2008г № 102-ФЗ, по сравнению с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-I, дополняется сферами государственного регулирования в области ОЕИ, а именно [1]:
– деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.
– деятельность по учету объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечение целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования. Согласно п. 35 ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
– деятельность в области использования атомной энергии. Данная сфера деятельности направлена на регулирование отношений в области ОЕИ, возникающих при использовании атомной энергии и направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности (личной, муниципальной и т. д.) при использовании атомной энергии. Это призвано способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии;
– деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. Автомобильные дороги являются зоной повышенной опасности. В последнее время (2016÷2020 гг.) на дорогах России ежегодно погибает 15 до 20 тысяч человек в год. Повышение безопасности дорожного движения может быть осуществлено, в том числе за счет контроля таких параметров как техническое состояние транспортного средства, скорость движения, состояние водителя. В связи с этим «обеспечение безопасности дорожного движения» должно быть включено в сферу госрегулирования в области ОЕИ;
– отдельным пунктом выделены измерения, предусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся сферы применения № 184-ФЗ, в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Все вышеуказанные дополнения в сферы государственного регулирования ОЕИ повлекли за собой изменения полномочий ФОИВов.
Вторым важным направлением является консолидация форм государственного регулирования, а также реализация программы «Цифровая экономика РФ».
Для реализации национальной программы в ФЗ, внесены изменения в части, касающейся требований к сведениям о результатах выполнения метрологических работ, они направлены на установление приоритета электронной регистрации результатов выполненных работ в Федеральном информационном фонде (ФГИС «АРШИН»), как к основной форме их подтверждения.
В третьей главе 102 ФЗ установлены формы государственного регулирования в области ОЕИ (ГР ОЕИ):
1) Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений (далее СИ).
Утверждение типа СИ необходимо для новых типов СИ при выпуске их с производства или ввоза в страну. Данный процесс предполагает проведение обязательных испытаний СИ, принятие решения об утверждении типа СИ, его государственную регистрацию. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию страны СИ, не предназначенных для применения в сфере ГР ОЕИ, могут в добровольном порядке представлять их на утверждение типа СИ.
2) Поверка СИ.
Поверка СИ осуществляется до ввода их в эксплуатацию или после ремонта (первичная поверка) и в процессе эксплуатации (периодическая поверка). Сведения о результатах поверки СИ передаются во ФГИС «АРШИН». Также в № 102-ФЗ от 26.06.2008г был изменен статус калибровки СИ по сравнению с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-I: СИ, не предназначенные для применения в сферах государственного регулирования, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке (ст. 18 № 102-ФЗ от 26.06.2008). Эта изменение затрудняет торговлю с частью зарубежных партнеров: к примеру, в Республике Казахстан к калибровке СИ относятся как к равноправной составляющей метрологического контроля (надзора), в других странах исключительно процедура калибровки обеспечивает единство измерений. Решением этой проблемы могло бы стать расширение области применения калибровки [2].
3) Метрологическая экспертиза.
Проекты нормативных актов РФ, содержащие требования к измерениям, стандартным образцам и СИ, подлежат обязательной метрологической экспертизе (МЭ). Например, для повышения безопасности пищевых продуктов в их производстве используются информационно-измерительные (вычислительные) системы (ИИС). Ранее при установке новых ИИС не требовалось проводить метрологическую экспертизу технического задания, с нерегламентированным выбором разработчиков ИИС. Согласно последним изменениям в № 102-ФЗ обязательная МЭ позволит обеспечить требуемую точность измерений, в том числе с помощью ИИС.
4) Федеральный государственный метрологический контроль (надзор).
Порядок осуществления метрологического контроля (надзора) установлен Положением об осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора) и утвержден постановлением Правительства РФ. В ФЗ от 27 апреля 1993 г. № 4871-I был установлен такой вид метрологического контроля как лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИ (данное понятие отсутствует в Законе РФ № 102-ФЗ от 26.06.2008г.). Эта сфера деятельности выведена из следующей редакции закона в отдельный закон — от 08.05.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с примечанием в 16 абзаце п. 7 ст. 18 «переходные и заключительные положения» о прекращении лицензирования по такому виду деятельности как изготовление и ремонт СИ со дня вступления в силу технического регламента (на данный момент отсутствует), в дальнейшем, в Федеральном законе от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вообще убрана из этого перечня. Таким образом, для осуществления деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений лицензироваться необязательно. Но в последнем изменении от 11.06.2021г. к № 102-ФЗ в части 2 ст. 21 дополняется п. 6 и п. 7 в части межведомственной координации деятельности по разработке и производству измерительной техники, а также организации мониторинга состояния системы ОЕИ. Так же заменено понятие обязательной сертификации продукции и услуг, она выводится из № 102-ФЗ и вводится в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» ст. 20 «Формы подтверждения соответствия». Теперь подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (ст.21 N 184-ФЗ). Обязательное подтверждение соответствия (ст. 23 N 184-ФЗ) осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (ст. 24 N 184-ФЗ) и обязательной сертификации (ст. 25 N 184-ФЗ).
5) Аттестация методик (методов) измерений (МИ).
Измерения, относящиеся к сфере ГР ОЕИ, должны выполняться по аттестованным методикам за исключением методов, предназначенных для выполнения прямых измерений.
6) Аккредитация юридических лиц и ИП на выполнение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ.
Аккредитация в области ОЕИ осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы (или оказывать услуги) в соответствии с № 102-ФЗ. Аккредитация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В мировом обществе аккредитация рассматривается как важнейший механизм, призванный обеспечить доверие к результатам измерений при решении широкого круга задач, особенно в рамках международного научно-технического и экономического сотрудничества.
Проведённый анализ изменений в законодательстве по ОЕИ демонстрирует необходимость создания на предприятии необходимого уровня метрологического обеспечения оборудования, которое сможет обеспечить достоверность результатов измерений, конкурентоспособность продукции и повысит степень доверия торговых партнеров.
Литература:
- Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (изменение от 11.06.2021г.).
- Вопросы поверки и калибровки средств измерений в законодательной метрологии в России и за рубежом. Бородина Я. А., Грибов В. В., Богданова Н. В.: УрФУ. [Электронный ресурс] /Режим обращения: http://hdl.handle.net/10995/85883 (дата обращения: 20.10.2021).