Это вторая тема разговора с родителями детей моей младшей группы. В процессе наблюдения за детьми я заметила очень много ошибок взрослых в развитии психических процессов малышей.
Воспитывать и развивать детей раннего дошкольного возраста непросто, но очень интересно. Это период, когда маленький человек знакомится с окружающим миром, познает его и самого себя. Мы, родители и педагоги, должны создать максимально благоприятные условия для этого. Только от нас зависит, как ребенок овладевает культурно-гигиеническими навыками, осваивает окружающий мир, познает законы общения со взрослыми, сверстниками, учиться быть внимательным, слышать и понимать родителей и воспитателей.
Работа с малышами требует от нас огромного терпения, мудрости, эмоциональной отдачи и артистизма, а главное- понимание их возрастных особенностей.
При встрече с родителями я остановилась на ключевых аспектах развития психических процессов малышей, которые необходимо нам учитывать в каждодневной работе. Обратим серьёзное внимание на то, что главную роль среди психических процессов играет восприятие. У малышей должны участвовать все органы в исследовании окружающего мира, они учатся выделять главные признаки предметов, делают первые попытки сравнения, сопоставления. В два года у малышей уже должен быть сформирован новый тип зрительного восприятия- по образцу. Это когда признаки одного предмета становятся для них эталоном определения других признаков. Ребенок должен уже уметь из двух предметов разной формы и величины выбрать похожий на образец. При работе с пирамидкой из 8- 10 колец я обращаю внимание на сенсорное развитие и развитие мышления. Это очень важно! Сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом- по величине, и наконец- по цвету.
Важно учить сравнивать предметы, отличающиеся друг от друга: круг- квадрат, треугольник- овал, предметы красного- зелёного цветов, белого- синего. Потом постепенно переходит к сравнению близких форм и цветов: квадрат- прямоугольник, круг- овал, красный- оранжевый, синий- фиолетовый цвета.
Исследования восприятия детьми цветов Л. Венгера показала, что, если ребенок, например, знает жёлтый цвет, но не знает оранжевого, то он воспринимает оранжевый, как жёлтый. Поэтому очень важно ознакомить ребенка с основными цветами спектра. Спешу успокоить родителей, что дети 2- 3х летнего возраста ещё не могут запомнить все основные цвета, достаточно, чтобы они усвоили само понятие «цвет». Поэтому, часто, когда ребенок начинает рисовать, он не обращает внимание на цвет изображения и пользуется карандашом, который ему понравился.
К концу третьего года жизни у ребенка уже появились постоянные образцы для сравнения. Например, эталон круглой формы — «мяч», треугольной — крыша домика». Я заметила, что разносторонняя сенсорная среда способствует развитию умственных способностей. Мышление ребенка в раннем возрасте имеет наглядно- действенный характер. Это значит, что дети учатся выделять предмет, как объект исследования, манипулировать предметами, они понимают для чего нужна мебель, посуда, игрушки. Малыши учатся обобщать. Обобщение- главная мыслительная операция. В это же время у детей развивается зрительный контроль за движениями руки. Но у нас в группе почти 50 % детей не могут справиться с пуговицами, шнурками. И всё потому, что мы «облегчаем» жизнь малышей, покупая одежду и обувь на всевозможных липучках, застежках.
Доказано, что внимание детей данного возраста непостоянна. Они легко отвлекаются на каждый новый яркий предмет. Мы, педагоги, должны работать над глубиной и длительностью внимания. Ведь внимание — это ворота к процессу обучения. Образная память у малышей развивается лучше, чем словесно- логическая. Поэтому они лучше запоминают эмоциональный материал, который проиллюстрирован яркой наглядностью и звуковым сопровождением. Они запоминают маленькие стихи, потешки, считалки. Но, если их не повторять, очень скоро забываются.
Мы переходим к главному вопросу — это развитие речи. Всё базируется на общении ребенка с родителями. Не отправляйте своего малыша к гаджетам, чтобы он вам не мешал заниматься своими делами. Ему необходимо много разговаривать. А вы в это время следите за становлением звуков, развитием словарного запаса, корректируете построение предложений. Тогда не будет ваш ребенок на всё отвечать: Ок!
При развитии речи нельзя сравнивать детей. Каждый ребенок развивается в своём личном природном темпе. И мы, родители и педагоги, должны правильно влиять на этот темп развития речи. Важно помнить, что дети уже хорошо понимают речь взрослых. С удовольствием слушают рассказы из их жизни или из жизни сверстников.
С развитием речи очень тесно связано развитие мелкой моторики. Давно пришла к выводу: чтобы хорошо говорить, необходимо пальцами чудеса творить.
Предлагаю экспресс- тест по развитию речи и мелкой моторики. (За Л. Фоминой)
Малышам предлагают показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. («Сделай вот так!» — и показывают, как необходимо делать). Дети, которым удается изолированно показывать пальчик за пальчиком, разговаривают лучше. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или наоборот «ватные», то такие малыши не могут хорошо говорить. Таким образом, не услышав от ребенка ни единого слова, можно определить по движениям пальцев на каком уровне его развитие речи.
Поэтому, организовывая жизнедеятельность детей раннего возраста, мы должны учитывать их возрастные особенности, все занятия проводить в игровой форме, используя яркую наглядность, соединять ознакомление с предметами и практические действия самих детей, позитивно их оценивать, создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Только тогда, зная, что ребенок в детском саду развивается и познает мир через игру, родители не станут отдавать малышей к репетиторам по подготовке к школе, лишая его игровой деятельности.
Литература:
- Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».
- Л. А. Венгер «Домашняя школа мышления».
- Л. В. Фомина «Развивающие занятия в детском саду».