В статье рассматриваются приемы использования театрализованных игр для формирования определенных коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приведены примеры использования коммуникативных игр, алгоритм игр-имитаций, направленных на формирование знаний об эмоциональном состоянии человека и способах передачи с использованием мимики и пластических этюдов.
Ключевые слова: формирование умения, игра, эмоциональное состояние, вербальная имитация, вербальная коммуникация, наглядный материал.
Образовательная политика Республики Беларусь, направленная на включение лиц с особенностями психофизического развития в процесс обучения совместно с детьми, не имеющих нарушений в развитии. Данная форма предполагает организацию обучения, которая обеспечивает комплекс педагогических условий, необходимых для приобретения опыта социального взаимодействия между учащимися [3]. Компетентностная модель обучения учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) предполагает развитие коммуникативных знаний и умений одной из ведущих задач, способствующих социальной интеграции учащихся с аутистическими нарушениями в социум. Интеграция детей с РАС в школьную среду характеризуется рядом специфических трудностей, вызванных, прежде всего, коммуникативно-поведенческими особенностями детей.
Поиск нетрадиционных подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является использование театрализованной деятельности, является благоприятным стимулом для развития коммуникативных компетенций учащихся с РАС.
В зарубежных литературных источниках отмечается, что использование драматизации в образовательном процессе с детьми с аутистическими нарушениями также значимо, как и обучение учебным навыкам. Театральная деятельность выполняет особые функции: образовательную, воспитательную, развивающую. (А. Н. Кожевникова). Театрализованная деятельность — это творческая работа ребенка, связанная с моделированием образов [1]. Театрализованная деятельность предполагает воплощение художественных образов средствами интонационно-пластической выразительности. Экспрессивное выражение ребенком принятой роли способствует уточнению и обогащению эмоционально-чувствительного опыта и обеспечивает личностное принятие нравственных норм [2].
Примечание: система вербальной коммуникации используется при наличии у ребенка эхолалической речи, навыков вербальной имитации.
Формирование умения отвечать на приветствие и прощание другого человека, умения выражать просьбы:
- Ритуалы приветствия и прощания, коммуникативные игры с педагогом и учащимися.
Игры-ритуалы на групповое приветствие и прощание «Улыбка по кругу», «Шла по лесу принцесса», «Ласковое имя», «Комплименты», «Как здоровается весь мир», «Шел однажды человек»
На начальном этапе действия по тексту выполняет педагог, проговаривая слова и демонстрируя образец для имитации движений, стимулируя учащихся для повторных действий. В дальнейшем, учащиеся имитируют ритуалы приветствия и прощания, постепенно переходя к повторению слов. Данный вид педагогической деятельности позволяет активизировать интерес учащихся к последующей деятельности, формирует умение здороваться и прощаться с людьми.
Примечание: система вербальной коммуникации используется при наличии у ребенка эхолалической речи, навыков вербальной имитации.
2. Коммуникативные игры.
Использование коммуникативных игр проводится в подгрупповой форме с участием других учащихся. Игры «Где мы были, мы не скажем», «Смелые мышки», «Дождь» и т. д. проводятся в активной форме. Одно из условийдобровольность участия детей с РАС. На начальном этапе учащиеся с РАС могут наблюдать, или частично участвовать. При систематическом использовании в коррекционно-образовательной работе коммуникативных игр, в качестве части организованных театрализованных игр-занятий, релаксационного компонента урока или коррекционных занятий, на перемене, в качестве подвижных игр на прогулке в группе продленного дня происходит процесс постепенного включения учащихся с РАС в игру.
Дети с РАС могут испытывать сильное эмоциональное возбуждение во время игры, что может выразиться выкриками и проявлениями стеретипичного поведения. Перед каждой игрой педагог объясняет правила совместной коммуникативной игры, используется жетонная система оценивания поведения. Коммуникативные игры способствуют развитию умения выполнять инструкции, формируют умения саморегуляции
Формирование умения понимать и передавать базовые эмоции средствами театрализованной деятельности:
Способы реализации : игры-имитации:
Игры-имитации, направленные на формирование умения имитационной передачи учащихся физических особенностей животных, человека под заданный педагогом литературный текст или определенное задание.
Введение игр-имитаций осуществляется в несколько этапов:
а) демонстрации наглядного и видеоматериала выбранного персонажа, б) демонстрируются характерные черты, в) озвучивается название, способы передачи через движение и мимическую передачу информации, в) демонстрация педагогом выбранной эмоции и сравнение с наглядным материалом, г) чтение литературного произведения и невербальная передача эмоции согласно тексту педагогом, потом учениками. Варианты игр-имитаций: «Утка», «Хитрая лиса», Радостный человек» и т. д. направленны на формирование умения выполнять короткие инструкции, угадывать и передавать характерные физические и эмоциональные особенности заданных персонажей.
Разыгрывание игр-имитаций осуществляется с активными действиями педагога, который демонстрирует образец для подражания, осуществляет контроль, создает ситуацию успеха. Игры-имитации способствуют формированию начальных знаний об эмоциях, способов передачи определенного эмоционального состояния посредством пластических движений. Начинать определение эмоций необходимо с базовых эмоциональных состояний: радость, печаль, злость, страх, интерес, удивление, стыд, вина (К. Э. Изард). В качестве наглядного материала используются карточки с изображением эмоционального состояния, видеоматериалы, карточки с героями.
Сюжет театрализованных игр-имитаций усложняется: от пластических этюдов и имитации отдельных действий, физических особенностей человека и животных до передачи цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя, завершающим является невербальная передача образов знакомых литературных персонажей.
Таким образом, приемы использования театрализованных игр выполняют задачи формирования умений учащихся понимать и выполнять инструкции педагога, умения здороваться и прощаться, отвечать на приветствие других людей. У учащихся с РАС формируются знания о базовых эмоциях людей, характерных внешних признаках проявлениях эмоционального состояния, способах их передачи.
Литература:
- Гаманович, В. Э. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся с особенностями психофизического развития / В. Э. Гаманович, Н. Н. Рубаха // Адукацыя i выхаванне. — 2019. — № 9. — С. 39–46.
- Гурьянова Т. В. Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, июль 2015 г. / СПб.: Свое издательство, 2015. — 129–131 с.
- Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь на 2015–2020 гг. / Ком. по образованию Мингорисполкома, Мин. гор. ин-т развития образования. — Минск: [б. и.], 2015. — 17 с.
- Миненкова, И. Н. Этический театр для младших школьников с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие/ И. Н. Миненкова.Минск: БГПУ, 2007.104 с.