Цель каждого учителя — научить ученика самостоятельно мыслить, ставить перед собой проблемы, находить ответы на поставленные вопросы.
В настоящее время, с учетом современного учебного плана, в системе предпрофильного и профильного образования возникли проблемы с обучением учащихся предметам естественно-научного цикла. Сокращены часы на изучение этих предметов, а требования к выпускнику остаются прежними. Биология, химия, физика достаточно сложны для восприятия учащимися и уплотнение программы приводит к снижению интереса учащихся к данным предметам. В то же время многие вопросы ЕГЭ даже выходят за рамки школьной программы.
Один из путей решения данной проблемы — проведение интегрированных уроков. Часто темы уроков биологии и химии повторяют друг друга, и нерационально тратить и так дефицитное время на объяснение одной и той же темы. Многие темы близки, и тогда есть смысл объединять близкие темы в один урок. Интеграция — это не межпредметные связи, к которым мы постоянно прибегаем для развития логического мышления, расширения кругозора, мотивации учебного процесса. Интеграция (в толковании Сергея Ивановича Ожегова) — это объединение в единое целое.
Интегрированный урок требует тщательного планирования, т. к. ученику предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме.
Цели интегрированного урока включают:
- Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения этих предметов.
- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
- Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам.
- Здоровьесбережение учащихся
Интегрированный урок позволяет решить многие задачи. Помимо обучения предмету у учащихся развивается логическое мышление с помощью мыслительных операций — сравнения, опровержения, доказательства, познавательный интерес, гибкость и оригинальность мышления, научный подход к предмету. Достаточно большой объем информации, полученный учащимися на интегрированных уроках, позволяет включать оперативную и долговременную память, систематизировать знания, что дает возможность организовывать память и соблюдать принцип экономии мышления.
Интегрированный урок позволяет рассматривать пограничные проблемы, увидеть их многогранность, значительность, применение в разных областях.
Несмотря на многие преимущества интегрированных уроков, при его подготовке могут возникнуть некоторые затруднения:
- Программы изучения данных тем могут не совпадать по времени изучения, и тогда возникает необходимость вносить изменения в планирование, чтобы выявлять похожие по тематике темы. При этом надо не забывать об основной цели — более глубоком изучении материала и практическом подкреплении теоретических знаний.
- Если урок готовится двумя учителями, при составлении конспекта необходимо четко распределить время, придерживаясь данного регламента, чтобы достичь максимальной продуктивности урока.
- Так как интегрированный урок — это два урока в одном, нужно очень рационально использовать время, заранее продумать расположение необходимого оборудования, раздаточного и рабочего материала.
- Из-за большого объема материала у учащихся может возникнуть перегрузка впечатлениями, мозаика отдельных картин. Поэтому учителя должны быть готовы к импровизации, изменению хода урока и очень тщательно подготавливать материал.
Интегрированный урок может проводиться и одним учителем, если он преподает разные предметы — биология и химия, биология и география, биология и ОБЖ, математика и информатика, природоведение и физика. Я помню, в нашем институте готовили учителей физики и иностранного языка (я даже знаю учителя, который ведет английский язык и физику).Два учителя могут вести интегрированный урок, таких как история и ОБЖ, физика и математика и многие другие. Главное, чтобы на интегрированном уроке время на два предмета было отведено равномерно и тогда такой урок будет наиболее продуктивным, даст хорошие результаты. Если урок ведут два учителя, это не значит, что проведя свою половину, один учитель может удалиться, предоставив место другому. Время на уроке делится не на первую и вторую половину, а учителя работают вместе, дополняя один другого.
Мне проще говорить про интегрированный урок, так как я по диплому учитель биологии и химии, и многие темы этих предметов очень плотно пересекаются, а также предмет ОБЖ, который изучает, практически, очень много предметов. Там и география, и физическая культура, и биология, и физика, и медицина, и психология. С этим просто. Эти предметы я изучала в институте. Значительно труднее при изучении таких тем в ОБЖ, как «Военные аспекты международного гуманитарного права» или «Дни воинской славы» или «История становления российской армии». К огромному моему сожалению, в предмете история и обществознание я, мягко говоря, не очень сильна, и, даже подготовившись к такому уроку, всегда боюсь вопросов от учеников. Вот в таких ситуациях приходится обращаться за консультацией к коллегам, а интегрированный урок был бы очень уместен.
Есть три уровня интеграции:
— внутрипредметная — внутри отдельных учебных предметов (Алгебра и геометрия в математике; биология и химия в биохимии);
— межпредметная — синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин;
— транспредметная — синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
К какому результату должны стремиться учителя при проведении интегрированного урока?
Желаемые результаты интегрированного урока и его значение:
- Развитие научного стиля мышления учащихся.
- Формирование комплексного подхода к учебным предметам.
- Отражение объективных связей в окружающем мире.
- Повышение качества знаний учащимися.
- Расширение кругозора учащихся, развитие творческих возможностей учащихся.
- Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Ну и, наконец, цитата:
«Все в мире связано нетленной,
Всё включено в один круговорот:
Сорвешь цветок,
А где-то во Вселенной
В тот миг звезда взорвется и умрет…»
Л.Куклин.