В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних факторов в области цифровой трансформации в образовании.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая трансформация образования, цифровая грамотность, цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии, цифровое информационное пространство.
T he article examines the external and internal factors of informatization of education, attention is paid to the political, economic, technological and socio-cultural factors of informatization of education. Particular attention is paid to the role of internal factors in the field of digital transformation in education.
Keywords : digital technologies, digital transformation of education, digital literacy, digital educational resources, information and communication technologies, digital information space.
Культурные средства пребывают в периоде становления и онтогенеза, так как он необходим для исследования и применения этих средств, в том числе в образовательных организациях. В свою очередь, это говорит о том, что точно представить их состав в будущем нельзя. У преподавателей и обучающихся должно формироваться умение самостоятельно познавать, оценивать и изучать новые средства в процессе их развития. Данное умение является определяющим вопросом современной организационной структуры образования. Для овладения каждым таким культурным средством, необходимо получить определенные навыки и компетенции. Новые цифровые информационные средства высвобождают от многих технических задач и в то же время требуют от пользователя отсутствующий ранее профессионализм. Наступающие друг за другом этапы цифровизации образования можно представить как культурное явление, связанное с приобретением такого профессионализма [1].
На рис. 1 приведена макромодель основных стадий информатизации образования. Согласно этой макромодели основные направления развития цифровой трансформации образованиярасходятся на два основных курса: внешний и внутренний.
Каждый из курсов имеет определенные группы факторов:
— внешние, задают условия функционирования образовательной системы и требования к ней. К внешним фактором относят: политические, экономические, технологические и социально-культурны. Каждой из внешних факторов оказывает существенное влияние на цифровую трансформацию образовательной среды;
— внутренние, определяют потребность, готовность и способность образования воспринимать достижения технологического прогресса и использовать их для решения собственных задач.
Рис. 1. Основные направления развития цифровой трансформации образования
Внешние факторы (связь А) самым непосредственным образом оказывают влияние на цифровую трансформацию образования и определяются процессами, которые разворачиваются за пределами образовательной системы [2]. Служащие образовательной сферы не могут их контролировать. Эти факторы связаны с достигнутым уровнем развития информационной индустрии, распространением использования цифровых технологий во всех аспектах жизни общества. Они определяют:
— общественные ожидания, претензии к результативности работы системы образования;
— требуемую подготовку и уровень информационной культуры и цифровой грамотности выпускников;
— доступность и качество используемых ЦТ и цифровых образовательных ресурсов;
— возможный на данном этапе уровень решения задач цифровой трансформации образования.
Внешние факторы не только дают импульс к появлению нововведений, но и задают ограничения на темпы и характер оснащения образовательного процесса средствами цифровых технологий.
Внешние факторы оказывают воздействие на ход развития внутренних факторов (связь В), что проявляется в возникновении современных педагогических идей, которые построены на применении цифровых технологий. Внешние факторы оказывают непосредственное влияние на развитие инновационных образовательных моделей и суть учебных предметов. Они стимулируют процесс создания принципиально новых цифровых технологий, а также актуализацию уже имеющихся. Кроме этого стимулируются методические разработки и практики. Они также воздействуют на авторов-разработчиков учебных материалов, преподавателей, педагогов, ученых, исследователей и остальных работников образования, которые задействованы в работах по развитию содержания, организации и методов обучения.
Внутренние факторы (связь С) определяются процессами, которые в большей мере появляются внутри системы образования. Они связанны с вопросами в рамках системы образования, с готовностью общеобразовательной системы реагировать на вариацию запросов общества, принимать и изучать инновационные инструменты работы с информацией для решения современных и уже устоявшихся образовательных задач. Эти факторы характеризуются:
— имеющимся научно-методическим заделом в области разработки и использования всех видов цифровых образовательных ресурсов (информационные источники, инструменты и сервисы), учебных программ и методических материалов. Для реализации данного фактора необходимо создавать системы дистанционного обучения, электронные образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы. Все эти инструменты должны находиться в свободном доступе для каждого обучающегося;
— достигнутым уровнем профессиональной подготовки работников образования, их педагогической ИКТ-компетентностью, способностью результативно использовать цифровые технологии в своей профессиональной деятельности. Для повышения уровня цифровой грамотности работники сферы образования должны проходить специализированные курсы повышения квалификации заниматься саморазвитием в сфере цифровых технологий.
Подводя итог, можно сказать, что в России на данный момент большее влияние на цифровую трансформацию образования влияют внешние факторы, нежели внутренние. Хотя всеобщее использование многочисленных форм «интернет-общения» активизирует переключение на новые формы взаимодействия преподавателей и обучающихся, но анализ остальных вопросов, задач и сущности образования, методов и приемов учебной работы, для которых необходимо использование цифровых технологий в учебном процессе, в нашей стране, в отличие от других развитых стран, практически не ведется. Главными факторами повышения влияния внутренних факторов на цифровую трансформацию образования являются процессы освоения педагогами современных цифровых технологий и актуальность внедрения этих технологий в учебный процесс. Развитие цифровых технологий — это неизбежный процесс, который требует от всей системы образования непрерывного развития и роста. Необходимо чтобы каждый педагог или руководитель образовательной организации понимал не только важность применения цифровых технологий, но и умел рационально их использовать.
Литература:
- Антонова, Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2018. — № 14. — С. 5–37.
- Куркина Н.Р Применение цифровых технологий как средство устойчивого развития образовательной организации /Н. Р. Куркина, Л. В. Стародубцева //Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=30890
- Стародубцева Л. В. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса /Н. Р. Куркина, Л. В. Стародубцева // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. Том 9, 2018. — № 1.- С.14–17.