Данная статья содержит информацию об организации контроля качества и безопасности уличных детских игровых площадок и пути совершенствования такого контроля.
Ключевые слова: детская площадка, оборудование, контроль качества, безопасность.
В период с 2007 по 2018 годы в Российской федерации зарегистрирована ежегодная рождаемость не менее 1600 тыс. младенцев в год. Только в годы пандемии эта цифра снизилась до показателей периода 2000–2006 годов — до 1400 тыс. [10] С увеличением количества детей ещё острее встаёт вопрос о необходимости создания детской инфраструктуры. Для качественного развития ребёнка на раннем этапе ему необходимо создать игровые зоны для подвижных игр на свежем воздухе. Такими игровыми зонами являются детские игровые площадки. Но, помимо помощи в физическом развитии детей, игровые площадки являются ещё и зонами повышенной опасности.
Безопасность детей — это самый важный вопрос, которому необходимо уделять максимальное внимание. «Российская Газета» ссылаясь на данные Всемирной организации здравоохранения, сообщает, что в России каждый год на детских игровых площадках происходит около 40000 несчастных случаев. Каждый десятый — смертельный [9].
Качество и безопасность детских игровых площадок в целом и их оборудования в частности должны контролироваться на различных этапах их жизненного цикла:
— при разработке нового оборудования и проектировании площадки в целом конструктором, дизайнером или проектной организацией;
— при реализации оборудования в торговой сети, площадках аукционов закупок, прямых договорах поставок;
— при монтаже оборудования и обустройстве площадки подрядчиком — производителем работ;
— при приёмке оборудования в соответствии с паспортом, описанием — покупателем;
— при приёмке оборудованной детской игровой площадки по актам выполненных работ организацией — ТСЖ, управляющей компанией, муниципальным органом;
— при эксплуатации — ответственной за эксплуатацию организации любой формы собственности, родителями, опекунами и другими лицами, отвечающими за безопасность детей;
— при утилизации — владельцем оборудования и региональным оператором по утилизации отходов.
Только всё это относится к новым площадкам.
Детские игровые площадки во дворе многоквартирных домов, в детских дошкольных учреждениях (садах и развивающих центрах) или школах ещё потому являются местом повышенной опасности для детей, что многие из этих площадок не менялись с 80-х годов. Износ оборудования составляет 70–80 %. Отсутствует надлежащий контроль состояния этого оборудования. Капитальный ремонт обычно ограничивается покраской.
По данным «ЖКХ Контроль», только в одной Московской области в 2020 году выявлено 2089 нарушений в содержании детских площадок. При проверенных 3871 площадке — объём нарушений составляет более 55 %. Среди наиболее часто встречающихся замечаний были названы:
— отсутствие информационных табличек с телефонами ответственных и экстренных служб;
— отсутствие ударопоглощающего покрытия;
— наличие старых опасных конструкций;
— наличие коммуникаций, трансформаторных подстанций, газовых пунктов ближе положенного расстояния;
— расположенные по соседству автостоянки и площадки для сбора мусора, незакрепленные габаритные конструкции;
— наличие опасных бетонных и металлических элементов [1].
При этом испытательных лабораторий, которые могут предоставить официальные заключения по качеству и безопасности оборудования для детских игровых площадок и самих площадок, в Российской Федерации — всего двадцать. Также для персонала эксплуатирующих организаций недостаточно центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки по обучению методам безопасной эксплуатации детских игровых площадок.
В таблице 1 представлен актуальный на 22 октября 2021 года список испытательных центров Российской Федерации, с адресами, в области аккредитации которых есть какие-то виды испытаний оборудования для детских игровых площадок. В полный спектр испытаний оборудования в рамках Технического регламента «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» входит более шестидесяти стандартных методик. Каждая из этих арбитражных методик должны определённым образом включаться в область аккредитации, что требует финансовых и временных затрат. За год-полтора ни одна лаборатория не сможет себе позволить включить весь спектр методов испытаний оборудования для детских игровых площадок в свою область аккредитации. Поэтому проверка качества и безопасности оборудования надзорными органами усложняется невозможностью получения квалифицированных и арбитражных протоколов испытаний и экспертных заключений.
Таблица 1
Испытательные лаборатории, в области аккредитации которых есть хотя бы одна методика испытаний оборудования для детских игровых площадок [ 7 ]
№ |
Наименование |
Адрес |
1 |
ООО «Эксперт-диагностика» |
Челябинская обл, г. Магнитогорск, ул. Профсоюзная, д. 14, |
2 |
ООО «Западно-Сибирский центр по сертификации объектов воздушного транспорта» |
Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Новая Заря, д. 2а к. 1 |
3 |
ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области» |
г. Новосибирск, пр-кт Дзержинского, 2/1. |
4 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» |
г. Ставрополь, пер. Фадеева, 4. |
5 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» |
г. Самара, проезд Георгия Митирева, д. 1. |
6 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» |
г. Красноярск, ул. Сопочная, д. 38. |
7 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» |
г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 164, корпус 1 |
8 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском АО — Югре» |
г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, д. 72 |
9 |
ООО «Научно-внедренческое предприятие «Диамет» |
Московская обл., г. Ивантеевка, проезд. Студенческий, д. 6 |
10 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» |
г. Кемерово, пр-т. Шахтеров, 20 |
11 |
АНО «Юридическо-правовая компания «Прогресс» |
Г. Москва, ул. Трофимова, д. 21 |
12 |
ООО «ИПАК» |
Московская область, г. Электросталь, пер. Строительный, д. 9 |
13 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий-Эл» |
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 121 |
14 |
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в г. Ноябрьск, Муравленко» |
г. Ноябрьск ул. Республики, 1 |
15 |
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области |
г. Мытищи, улица Семашко, дом 2, |
16 |
ООО «Проммаш тест» |
г. Москва, шоссе Очаковское, д. 34 |
17 |
ФГБУ «Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория» |
Камчатский край, г. Елизово, ул. Новая, д. 8. |
18 |
ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» |
Московская область, Мытищи район, город Мытищи, ул. Семашко, д. 2 |
19 |
ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в республике Татарстан» |
г. Казань, улица Сеченова, 13А. |
20 |
ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» |
г. Белгород, ул. Губкина, д. 48 |
Скудный список лабораторий, минимальная география испытательных центров говорят о том, что заказать испытания оборудования для детских игровых площадок на оценку соответствия нормативным требованиям необычайно сложно.
Закупка дешевого оборудования у недобросовестных производителей, отсутствие должной системы тестирования и выявления неисправностей и некачественных элементов, ошибки при проектировании и эксплуатации площадок — поэтому десятки тысяч площадок во всех регионах страны не соответствуют современным требованиям и подлежат замене.
Наибольшую проблему представляет и сам процесс инициации проверки оборудования для детских игровых площадок на безопасность и соответствие нормативным требованиям. Если уже имеется несчастный случай: травма или гибель ребёнка, то это уже дело правоохранительных органов, в частности, прокуратуры. Чтобы предотвратить несчастные случаи, лучше заранее информировать проверяющие органы о несоответствиях, которые могут привести к этим случаям. В такой ситуации необходимо знать, куда направлять жалобу.
31 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 2405 «Об уполномоченном органе Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», в котором говорилось, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Росстандарт является уполномоченным органом Российской Федерации, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» в отношении оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок на стадии выпуска в обращение и обращения на рынке [4]. При этом не уточнено, что означает «обращение на рынке». Если это — период до передачи оборудования монтажной и эксплуатирующей организации, то кто контролирует качество монтажа, правильность расположения оборудования, правильность эксплуатации? Можно предположить, что это — область контроля Жилищно-коммунальной инспекции, но в Постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» ничего нет о придомовой территории [6]. Причём, игровые площадки старого жилого фонда размещены, как правило, на муниципальной территории. С Постановлением № 2405 Правительства РФ также не всё так однозначно: в Положении «О федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами», утверждённом Постановлением Правительства РФ № 993 от 25.06.2021 уже нет ни слова о Техническом Регламенте «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» [5].
Для потребителя качество и безопасность продукции означает, прежде всего, защищенность своих близких. Первоначальный осмотр детского игрового комплекса — это простое мероприятие, которое не отнимет у родителя много времени, но поможет сделать пребывание ребенка на площадке гораздо безопасным. Для оценки качества и безопасности оборудования и площадки в целом достаточно провести визуальный осмотр, при котором:
— оценить общий внешний вид поверхностей в игровой зоне (например, проверить, чтобы скат горки был ровным, наличие посторонних потенциально опасных предметов — камни, осколки стекла, гвозди, острые палки и т. п.);
— осмотреть оборудование на площадке на предмет неисправностей (убедиться, что крепления подвесных конструкций надежны);
— оценить возможность застревания ребёнка в зазорах оборудования, V –образных соединениях, отверстиях;
— обратить внимание на выступающие части оборудования — крепёж, ручки, подножки и т. п.
— выявить игровые конструкции, на которых не хватает элементов для безопасного использования (например, выломаны доски, не хватает перил и др.);
— оценить состояние покрытия детской площадки (по возможности стоит отдавать предпочтение тем игровым зонам, где используется травмобезопасное покрытие детской площадки);
Для такой оценки нет необходимости знать требования нормативных документов. Например, наличие гнилых ступеней, их полное отсутствие, отсутствие части ограждения, как зафиксировано на фотографиях рисунка, должны как минимум насторожить родителя и заставить его отказаться пользоваться таким оборудованием для игр ребёнка.
Рис. 1. Фотографии дефектов оборудования для детских игровых площадок
С опаской относиться к перилам с V-образным зазором, в котором может застрять рука ребёнка. Не пользоваться качелями с жёсткими подвесами. Только этого недостаточно для повышения качества детских игровых площадок и безопасного пользования ими.
В Общественной палате РФ с 21 января по 31 декабря 2021 года работает горячая линия «Детские площадки — территория безопасности». Россияне смогут либо сообщить о некачественных или травмоопасных детских площадках по многоканальному телефону 8 (495) 221–83–63, либо заполнить электронный опросный лист на сайте ОП РФ []. В свою очередь общественные контролеры «ЖКХ Контроль» организуют проверки всех поступивших сигналов. И в случае подтверждения данных в ответственную за содержание детской площадки компанию будет направлено обращение. При отсутствии реакции объект будет нанесен на электронную карту, чтобы родители были осведомлены об опасной площадке. Недостаток такого пути организации контроля качества детских игровых площадок — большая сложность дозвониться по телефону горячей линии, полное отсутствие обратной связи при обращении на сайт Общественной Палаты.
Для оптимизации обработки обращений граждан по поводу состояния оборудования для детских игровых площадок намного действеннее было бы создать специализированный сайт, к которому можно было бы разработать приложение для смартфона. При подаче жалобы на качество оборудования автоматически бы обрабатывался адрес детской игровой площадки. Этот сайт возможно связать с информационной базой муниципалитета и государственной структуры, в чьём ведении находится контроль качества и безопасности оборудования для детских игровых площадок, например, Агентства Росстандарт. Информацию о нахождении некачественного обьекта, органа, которому продублирована жалоба, как и ответные действия на неё необходимо оставлять во всеобщем доступе. Если до максимума облегчить пути направления жалоб на плохое качество товаров, то реакция рынка будет намного динамичнее. Если не ограничиваться только оборудованием для детских игровых площадок, то направлять свои отзывы можно будет на все виды товаров: при заполнении шаблонной формы информация будет пересылаться по заранее заложенным направлениям. Например, на ненадлежащее качество продуктов питания — в Роспотребнадзор, ненадлежащее качество автомобильного топлива — Росстандарт, жилищно-коммунальные услуги — в Жилищно-коммунальную инспекцию и т. д.
Самый эффективный способ борьбы с некачественным и контрафактным товаром — быстрое распространение информации о нём. В нынешнее время глобальной цифровизации жизни влияние потребителя на качество товара — вполне реальная сила.
Литература:
- ЖКХ Контроль. Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gkhkontrol.ru/2021/01/68856
- Зуева О. Н., Сергеев С. Н. Аспекты безопасности детских товаров и услуг // Е-FORUM/ — № 4(9). — 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eforum-journal.ru/ru/vypuski-2019?id=223
- Зуева О. Н., Сергеев С. Н. Новые направления обеспечения защиты жизни и здоровья детей на территории Евразийского экономического союза // Потребительский рынок Евразии: современное состояние, теория и практика в условиях Евразийского экономического союза и ВТО [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 29 ноября 2019 г.) / [отв. За вып.: В. М. Каточков, О. Н. Зуева]; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. — 199 с. С.16–20.
- Об уполномоченном органе Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2405. Правительство России официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/
- Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований, установленных техническими регламентами в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации), автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», в отношении электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 993. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202106290028
- Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора). Постановление Правительства Российской Федерации № 1670 от 30 сентября 2021 г. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ips.pravo.gov.ru:8080/default.aspx?pn=0001202110120010
- Общественная Палата Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oprf.ru/news/goryachaya-liniya-soobshchite-o-nebezopasnykh-detskikh-ploshchadkakh
- Реестр аккредитованных лиц. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://pub.fsa.gov.ru/ral
- Рыбникова, И. Качели печали / И. Рыбникова // Российская Газета. Рубрика: Происшествия. 2017 г. 7 июня. (№ 7290). С. 20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2017/06/07/reg-cfo/kak-snizit-chislo-neschastnyh-sluchaev-na-detskih-ploshchadkah.html
- Федеральная служба государственной статистики/ официальный сайт/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/