Встатье анализируются меры поддержки инвесторов специальных инвестиционных контрактов, предусмотренные региональным законодательством субъектов Российской Федерации. Автор указывает на конкретные меры стимулирования в данной области, делается вывод о том, что законодательное закрепление мер поддержки способствует развитию промышленного потенциала на региональном уровне.
Ключевые слова: специальный инвестиционный контракт, региональное законодательство, налоговые льготы, меры поддержки
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» правовое регулирование отношений в сфере промышленной политики России основывается на федеральном законодательстве, а также законодательстве субъектов Российской Федерации. Анализ положений Конституции России и федеральных законов Российской Федерации дает представление о том, что правотворчество в сфере инвестиционной деятельности принадлежит преимущественно Российской Федерации, в то время как субъекты Российской Федерации осуществляют практические действия по реализации инвестиционных норм федерального законодательства [1, с. 39]. Так, А. В. Павлушкин отмечает, что федеральное законодательство устанавливает определенный перечень полномочий органов государственной власти в сфере инвестиционной деятельности, однако некоторые его положения требуют более детальной правовой регламентации и механизмов реализации [1, с. 112]. С этой целью на региональном уровне разрабатываются соответствующие правовые акты, конкретизирующие положения федерального законодательства и предусматривающие механизм их реализации.
На уровне федерального законодательства в сфере промышленной политики закреплено определение специального инвестиционного контракта (далее — СПИК). Суть СПИК заключается в том, что одна сторона, инвестор, самостоятельно или с привлечением третьих лиц создает, модернизирует или осваивает производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, включая континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, а публичное образование, выступающее в качестве второй стороны, принимает на себя обязательство оказывать инвестору соответствующую поддержку путем применения стимулирующих мер в сфере промышленности [1, с. 42].
Законодательству субъектов Российской Федерации в области нормативного регулирования СПИК отводится значимая роль, поскольку именно на региональном уровне определяются меры стимулирования инвестора со стороны публичных образований, определяется порядок заключения СПИК.
Анализ современного регионального законодательства в области СПИК позволил выделить следующие виды региональных мер стимулирования деятельности инвесторов в сфере промышленности:
— меры, направленные на предоставление льгот инвесторам по налогу на прибыль. Например, Законом Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. № 81–11 «О налоговых льготах» ставка налога на прибыль организаций для инвесторов, выступающих стороной СПИК, установлена в размере 0 процентов (п. 1 ст. 11–8-1), Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 г. № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» для инвесторов СПИК установлен сниженный размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 13,5 % (п. 2 ст. 16.2.1);
— меры, направленные на предоставление льгот по налогу на имущество организаций. Например, Законом Оренбургской области от 27 ноября 2003 г. № 613/70-III-ОЗ «О налоге на имущество организаций» для инвесторов в отношении вновь созданного и (или) приобретенного нового имущества налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов (ст. 9.2); Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» инвесторы освобождены от уплаты налога на имущество организации (пп. 3 п. 2 ст. 26.20);
— меры, направленные на предоставление льгот по транспортному налогу. Например, Законом Областной думы Новгородской области от 30 сентября 2008 № 379-ОЗ «О транспортном налоге» участникам СПИК предоставляется налоговая льгота по уплате транспортного налога в размере 50 % от установленной ставки (п. 4.1);
— меры, направленные на стабильность условий ведения хозяйственной деятельности. Например, Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 136 «О промышленной политике в Курганской области» закреплен целый ряд мер, направленных на стимулирование деятельности субъектов в сфере промышленности: предоставление финансовой поддержки (ст. 8), предоставление информационно-консультационной поддержки (ст. 10), оказание поддержки путем развития кадрового потенциала (ст. 11);
— иные меры поддержки (предоставление земли в аренду без проведения торгов, инфраструктурные, субсидиарные, информационные и т. д.). Например, в Приказе Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской республики от 14 октября 2019 г. № 205-о «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской республики государственной услуги указано, что при наличии заключенного СПИК, инвестору предоставляется земельный участок в аренду без проведения торгов (п. 2.6.1). Согласно Постановлению Правительства Кемеровской области — Кузбасса от 3 октября 2019 г. № 567 «Об утверждении порядка предоставления субсидий промышленным предприятиям на возмещение части затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением производственных мощностей, направленных на создание и (или) развитие производства высокотехнологичной, конкурентоспособной и экспортно-ориентированной продукции» инвесторам, при наличии у них заключенного СПИК, департаментом промышленности Кемеровской области предоставляется субсидия на возмещение части затрат, связанных с модернизацией и техническим перевооружением производственных мощностей (п. 1.3–1.5).
В Челябинской области Законом Челябинской области от 18 июня 2015 г. № 201-ЗО «О промышленной политике в Челябинской области» предусмотрен целый комплекс мер поддержки инвесторов, заключивших СПИК с Министерством экономического развития Челябинской области (уполномоченный орган на заключение СПИК от имени Челябинской области):
— меры финансовой поддержки (налоговые льготы: сниженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций, областные государственные гарантии, субсидии);
— информационно-консультационная поддержка (финансирование издания справочных материалов, организация проведения выставочно-ярморочных мероприятий);
— развитие кадрового потенциала (обеспечение учебно-методическими изданиями и предоставление научно-педагогического обеспечения).
Таким образом, в настоящее время законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрен широкий перечень мер поддержки инвесторов, выступающих стороной СПИК.
Осуществленный анализ мер поддержки субъектов СПИК позволяет утверждать, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации на законодательном уровне закреплен широкий перечень мер региональной поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Законодательное закрепление механизмов региональной поддержки промышленных предприятий в области СПИК способствует развитию и модернизации промышленности региона, формирует положительный инвестиционный имидж региона и оказывает благоприятное влияние на инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации.
Литература:
- Хайруллин, А. М. Региональное инвестиционное законодательство: современное состояние и перспективы развития / А. М. Хайруллин. — Текст: непосредственный // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 3 (21). — С. 39–45.
- Павлушкин, А. В. Некоторые вопросы регламентации инвестиционной деятельности в законах субъектов Российской Федерации // Комментарий судебной практики / под ред. К. Б. Ярошенко / А. В. Павлушкин. — М.: Юрид. лит., 2011. Вып. 16. — С. 109–120. — Текст: непосредственный.
- Герман, А. А. Перспективы использования механизма специальных инвестиционных контрактов для стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / А. А. Герман. — Текст: непосредственный // Финансы и кредит. — 2016. — № 40. — С. 42–54.