В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности родителей за воспитание и образование своих детей. В связи с этим возрастает значение совместной работы педагога и педагога-психолога по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Ключевые слова: сотрудничество, педагог, педагог-психолог, семья, психолого-педагогическое сопровождение.
The article reveals the reasons for the need and demand for psychological and pedagogical support and support for the family, improving the methods and forms of interaction between the family and the preschool educational institution, increasing the responsibility of parents for the upbringing and education of their children. In this regard, the importance of the joint activities of the teacher and teacher-psychologist in organizing this activity, which determines the success of solving many problems and issues.
Key words: cooperation, educator, educational psychologist, family, psychological and pedagogical support.
В жизни ребенка дошкольного возраста есть два ориентира, которые в значительнейшей степени влияют как на его мировосприятие, так и на развитие, составляя своеобразное образовательное пространство — это семья и детский сад. Именно благодаря этим ориентирам, если создать при этом комфортные оптимальные условия для знакомства с внешним миром и вхождением в этот самый мир, ребенок получает фактически первый необходимый ему социальный опыт. Поэтому крайне важно эти самые условия для ребенка создать, что невозможно без взаимодействия этих двух институтов на всех этапах вхождения дошкольника в социальную среду. Однако в схеме взаимодействия педагогического состава дошкольного учебного учреждения и родителей дошкольника зачастую возникают проблемы, которые влияют на воспитательный процесс сугубо отрицательно.
Среди самых распространенных проблем стоит выделить:
— низкий уровень способности к коммуникации среди участников образовательной среды — это как отсутствие сформированности социально-психологической культуры взаимодействия между субъектами образовательного пространства, так и низкий уровень заинтересованности в сотрудничестве и развитии партнерских отношений с педагогическим составом со стороны родителей;
— отсутствие доверительных отношений между педагогами и родителями и нежелание эти отношения выстраивать;
— сформировавшийся ввиду определенных социальных условий потребительский взгляд родителей на работу сотрудников ДОУ.
Перечисленные проблемы отрицательно влияют на возможности реализации воспитательного потенциала как семьи, так и педагогического состава дошкольного учреждения. Чтобы этот потенциал не растрачивать попусту, необходимо объединить воспитательные воздействия на ребенка со стороны всех участников воспитательного процесса [3, с. 215].
В рамках реализации ФГОС главнейшей задачей педагогического коллектива является создание таких социально-педагогических условия в ДОУ, которые смогут обеспечить полноценное психолого-педагогическое сопровождение семьи в дошкольной среде. В этом контексте особенно важной оказывается работа педагога-психолога, который должен обеспечить комфортный адаптационный период для воспитанников. В функции педагога-психолога входят необходимость информирования всего педагогического коллектива о своих целях и задачах, разъяснение о том, что детская психология — это не отрасль медицины, а наука, изучающая закономерности нормального детского развития, и педагог-психолог должен не просто оказывать своевременную помощь и поддержку дошкольникам и их родителям в процессе обнаружения отклонений в этом самом развитии, а сопровождать воспитанников и их семьи на всех этапах воспитательного процесса в ДОУ. Выполнение этих функций требует создания определенных условий, а именно:
— организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом их личностных особенностей;
— поддержание преемственности с формами и содержанием совместного психолого-педагогического сопровождения;
— обеспечение условий для развития у воспитанников качеств, которые будут отвечать стандартам современного социума;
— выстраивание эффективного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса в позитивном ключе, с немедленным выявлением и решением возникающих в этой среде проблем;
— исключение стрессов у детей, поддержание их благополучия [4, с. 106].
Именно такие условия гарантируют эффективное взаимодействие педагога и педагога-психолога в образовательной среде, построение их сотрудничества на началах взаимопомощи и доверия, когда педагог воспринимает педагога-психолога как соратника, а не контролера. Такая модель сопровождения исключает вопросы о том, чья роль в воспитательном процессе — педагога или педагога-психолога — важнее, так как обеспечивает грамотный взаимообмен информацией между двумя этими звеньями педагогического процесса с целью создания оптимальных условий для воспитания, обучения и развития детей.
Как педагог-психолог не может эффективно осуществлять свою деятельность без помощи педагога, наблюдающего за дошкольниками, анализирующего их поведение, — результаты такого анализа позволяют соотносить картину реальной жизнедеятельности ребенка с психологическими фактами, которыми руководствуется педагог-психолог в процессе определения приоритетных направлений для работы с детьми, так и педагог нуждается в информации о внутренней изнанке результатов своих внешних наблюдений, чтобы выявить истоки и механизмы выявляемых социально-психологических проблем. Только сотрудничество двух этих звеньев педагогической цепи позволит создать оптимальную программу педагогических действий в отношении воспитанников.
Сотрудничество педагога и педагога-психолога в ДОУ стоит выстраивать в следующих направлениях:
1. Профилактическое. В рамках данного направления можно установить следующие задачи взаимодействия:
— обеспечение комфортных психолого-педагогических условий в группе воспитанников и их родителей;
— информирование о базовых психолого-педагогических знаниях в процессе чтения профильной и специальной литературы;
— использование в своей деятельности средств консультативного диалога.
2. Диагностическое. Включает в себя:
— наблюдение за детьми;
— проведение анкетирования и тестирования;
— организация бесед с детьми и педагогами.
3. Коррекционное. В него входят:
— разработка педагогом-психологом методических рекомендаций для педагога по появляющимся у него в процессе педагогической деятельности вопросам по взаимодействию с воспитанниками и их семьями;
— реализация педагогом разработанных педагогом-психологом рекомендаций;
— организация развивающих занятий с воспитанниками;
— реализация совместной деятельности по формированию культуры жизнедеятельности, здоровья, гигиены, самостоятельности дошкольников и т. д.;
— проведение различных ситуативных бесед, игр-упражнений, тренингов, гимнастики (зрительной, артикуляционной, эмоционально-стимулирующей и т. д.) [6, с. 253].
Итак, педагог и педагог-психолог в рамках их взаимодействия должны преследовать одну цель, а именно установление продуктивного контакта с ребенком, получение от него положительного отклика и создание в ДОУ позитивного эмоционального фона. Несмотря на различие в средствах и методах работы, если педагог и педагог-психолог четко представляют себе необходимость сотрудничества, то образовательная среда в дошкольном учреждении наполняется психологическим содержанием, становится целостной и развивающей, повышается эффективность систематической организованной работы педагогического коллектива, происходит амплификация (обогащение) детского развития, создается благоприятная атмосфера для — при необходимости — коррекции личностной, когнитивной и эмоционально-волевой сфер дошкольников.
Поговорим теперь о сотрудничестве педагога и педагога-психолога с родителями.
Участие родителей в деятельности дошкольного учреждения до сих пор оценивается социумом неоднозначно. Зачастую родители принимают активное участие в адаптации ребенка к новой для него воспитательной среде, но при этом не всегда коммуникация с педагогами выстраивается на позитивных началах. Разумеется, от родителей тоже требуются определенные усилия в процессе создания условий эффективного сотрудничества с педагогическим коллективом, однако не всегда это представляется возможным, поэтому от сотрудников ДОУ требуется поддержка участия родителей в воспитательном процессе учреждения, учет их мнения, оценка удовлетворенности воспитательным процессом и создание общей доброжелательной атмосферы в процессе взаимодействия [5, с. 7].
Одним из важнейших умений как педагогов, так и более узких специалистов — в частности, педагогов-психологов, в детском саду, является создание партнерских отношений с семьями воспитанников. Целью в данном случае является психолого-педагогическое просвещение родителей, развитие их педагогических компетенций и т. д. Особенно важными эти умения становятся в условиях, когда необходимо сотрудничать с родителями детей с особыми образовательными потребностями, так как такие ситуации всегда являются потенциально психотравмирующими для семьи и могут привести к созданию коммуникативного барьера в отношениях детей и родителей. В этой связи высокий уровень профессионализма педагога и педагога-психолога способен значительно повысить эффективность развивающей и коррекционной работы, хотя, разумеется, только лишь профессионализм педагогов и узких специалистов не определяет качество взаимодействия с воспитанниками и семьями воспитанников в полной мере. Важен также уровень мотивации родителей, их готовность приобретать психолого-педагогические знания и применять их для развития своего ребенка [1, с. 57].
Целостное развитие личности дошкольника невозможно без конструктивного сотрудничества с его семьей. В этом контексте педагог и педагог-психолог должны изучить отношение родителей к различным аспектам воспитания и развития их отпрысков, наблюдение за условиями жизнедеятельности дошкольников в семье, привлечение родителей к совместной деятельности и поощрение за их участие и внимание к потребностям ребенка [2, с. 38]. Как уже было отмечено ранее, одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога является профилактика отклонений в психическом и психологическом развитии детей. Однако невозможно достигнуть больших успехов в этой работе без активного содействия других педагогов ДОУ и родителей воспитанников. При этом, разумеется, необходимо учитывать множество факторов, влияющих на выстраивание доброжелательных и продуктивных отношений в триаде «педагог — педагог-психолог — семья», таких как общекультурный уровень родителей дошкольников, их социально-психологические, возрастные, образовательные характеристики, педагогический потенциал семьи и т. д. [7, с. 46].
Результат сотрудничества родителей, педагога и педагога-психолога в воспитательном процессе — реализация следующих принципов дошкольного образования:
— создание условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства, гармоничное детское развитие в младенческом, раннем и дошкольном возрасте;
— учет индивидуальных особенностей ребенка в рамках образовательной деятельности;
— содействие всех субъектов образовательных отношений — педагогического коллектива, родителей, а также самих детей, которые уже на этом этапе являются полноценными субъектами образовательного процесса;
— формирование у детей познавательного интереса в различных видах деятельности, поощрение детской инициативности;
— ознакомление детей с социокультурными нормами, семейными, государственными традициями с учетом этнокультурной ситуации;
— возрастная адекватного образовательного процесса в ДОУ.
Таким образом, в рамках взаимодействия таких звеньев образовательного процесса, как педагогический коллектив, в том числе и узкие специалисты (в частности, педагог-психолог), и семья ребенка, необходимо прийти к единому консенсусу целей и задач психолого-педагогического сопровождения, в котором главным ориентиром будет формирование единых ценностей дошкольного детства.
Литература:
- Архипова, Е. Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2020. — № 9 (71). — С. 52–58.
- Волковская, Е. А. Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5. — С. 38–39.
- Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — М.: Гардарики, 2015. — 432 с.
- Микляева, Н.В., Микляев, Ю. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. — М.: Академия, 2017. — 208 с.
- Нисская, А.К., Савина, Е. В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2020. — № 3 (85). — С.4–11
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Академия, 2013. — 448 с.
- Цыбуленко, Е.В., Яицкая, Н. И. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ // Образование и воспитание. — 2019. — № 1. — С. 45–47.
- Шабас, С. Г. Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2019. — № 8. — С. 4–11