Актуальность исследования . Исследуя и анализируя современную обстановку, можно с полной уверенностью заявить, что административные правонарушения, которые совершаются должностными лицами, занимают самый большой удельный вес во всем объеме правонарушений такой категории субъектов. При этом отмечается, что институт административной ответственности должностных лиц в современных условиях изучен на недостаточном уровне.
Важно также обозначить, что актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что нельзя всех должностных лиц одинаково привлекать к административной ответственности за совершенные им проступки, поскольку они, как правило, имеют разные правовые статусы и отличаются друг от друга. С практической точки зрения данный факт практически не учитывается.
При этом, особое внимание необходимо уделить вопросу привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, поскольку такие лица являются, своего рода, гарантом обеспечения прав и интересов граждан определенного муниципального образования.
Целью научной статьи является исследование проблематики привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.
Ключевые слова: административная ответственность, должностное административное правонарушение, административная ответственность, должностное лицо, органы местного самоуправления, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Особенность привлечения должностных лиц к административной ответственности заключается в том, что они обладают специальным правовым статусом, который предусматривает наличие властных полномочий и полномочий распорядительного характера по отношению к другим лицам. Также, правонарушения должностных лиц нередко могут причинить обществу или даже государству значительной больший вред, чем административные правонарушения со стороны обычных физических лиц [5, c. 251].
Важно обозначить, что противоправность должностных лиц, которые являются субъектами административных правонарушений, выражена не только в невыполнении ими установленных административно-правовыми нормами правил определенной сферы, но и в неисполнении конкретных обязанностей, которые предусмотрены должностной инструкцией.
Необходимо отметить, что ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за совершение ими административных правонарушений, которые связаны с исполнением, ненадлежащем исполнении или неисполнением ими своих служебных обязанностей, устанавливается статьей 70 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Так, данная категория должностных лиц несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления определяется в качестве совокупности закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые являются результатом противоправного решения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.
Неблагоприятные правовые последствия, вызванные противоправным поведением должностных лиц органов местного самоуправления, возникают в случае принятия должностным лицом противоправных решений и ненадлежащего осуществления своих задач и функций.
Важно обозначить значение ответственности должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью. Так, они выступают гарантией функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан и общества [5, c. 250].
Отметим еще один важный момент. Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ устанавливает круг субъектов, перед которыми должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность. К таким относятся население муниципального образования, государство, а также физические и юридические лица [3, c. 1896].
Ряд должностных лиц органов местного самоуправления несет конституционно-правовую и муниципально-правовую ответственность за совершение административного проступка. Но это не касается муниципальных служащий, которые трудятся органах местного самоуправления на основании заключения трудового контракта или трудового договора. Такие сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством [6, c. 175].
Конкретизируя некоторые особенности привлечения должностных лиц органов местного самоуправления к административной ответственности, следует обозначить, что устав того или иного муниципального образования может закреплять основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц местного самоуправления, которые замещают свои должности по контракту либо по решению представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. То есть, при таких обстоятельствах должностные лица будут нести ответственности не перед населением, а перед органом или лицом, которое уполномочено население выражать и защищать свои интересы, представлять их [4, c. 61].
В завершении исследуемого вопроса стоит сказать о том, что административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления — это самостоятельное правовое явление, характеризующее процесс реализации местного самоуправления, что оправдывает его присутствие в сфере правового регулирования муниципального права. Этот вид ответственности проявляется в единстве позитивного и негативного аспектов. Так, позитивный аспект формируется, исходя из обязанностей субъектов юридической ответственности осуществлять положительные действия, безукоризненно следуя требованиям федерального законодательства и правовых актов муниципальных образований. Негативный же аспект обуславливается наступлением для ответственных субъектов неблагоприятных последствий в следствие нарушения ими правовых норм, ненадлежащего осуществления своих функциональных обязанностей.
В муниципальном законодательстве, как правило, устанавливаются два вида правовых институтов, которые может использовать население для выражения своего недоверия должностным лицами органов местного самоуправления и для привлечения их к ответственности. Это местный референдум и отзыв [3, c. 1892].
Таким образом, в завершении исследуемого вопроса можно обозначить, что институт административной ответственности должностных лиц на сегодняшний день недостаточно изучен, что обуславливает необходимость проведения более глубоко и детализированного исследования в данной области.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021) // Российская газета. 08.10.2003. № 3316.
- Бондаренко В. С. Особенности административной ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 1890–1897.
- Завальный И. В. Специфичность оснований привлечения к административной ответственности должностных лиц // Наука через призму времени. 2019. № 3 (24). С. 60–62.
- Пьянова Г. С., Ёркина Т. Н., Сафронова Е. В. Особенности привлечения к административной ответственности глав муниципальных образований и иных должностных лиц местного самоуправления // Юность и знания — гарантия успеха -2019. 2019. С. 248–251.
- Ширинян Р. В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности должностных лиц // Молодой ученый. 2020. № 40 (330). С. 173–176.