В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функционального принципа, позволяющего соединить линии языка и речи на школьном уроке.
Ключевые слова: учебник русского языка, урок грамматики, коммуникативная направленность обучения, функциональный принцип, текстообразующие и изобразительно-выразительные функции частей речи.
Процесс совершенствования современного школьного обучения ориентирован на значительное изменение в осмыслении его целей и задач. В настоящее время важным фактором является его развивающая функция, обеспечивающая становление и развитие личности современного школьника. Поэтому одной из приоритетных в Федеральном государственном образовательном стандарте ООО обозначена задача формирования языковой личности школьника, а это значит, что на первый план выходят такие компоненты обучения, как когнитивная составляющая и коммуникативная. Рассмотрим вопросы роли учебника в решении задач повышения качества обучения русскому языку.
Основным назначением учебника является совершенствование познавательной деятельности школьника. Чтобы воспитать интеллектуально развитую личность, для этого необходимо создавать условия для ее саморазвития — данное направление является приоритетным в реализации концепций учебников русского языка всех авторских коллективов. Немаловажной особенностью современных учебников русского языка является интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей.
Анализ методологической базы современного учебника русского языка (проанализированы учебники авторских коллективов под ред. Н. М. Шанского, М. М. Разумовской и П. А. Леканта, под ред. В. В. Бабайцевой) показывает, что в учебной книге для школьников реализована дидактическая форма образования, которая основана на компетентностном подходе. Важным элементом компетенции является деятельностное умение, освоение которого предполагает активную учебно-познавательную деятельность учащихся и их способность применять полученные знания и приобретенный опыт в повседневной жизни. Поэтому реализованный в современном учебнике компетентностный подход не противоречит заявленному во ФГОС системно-деятельностному подходу.
Во всех проанализированных учебниках выявлена тенденция реализации когнитивно-коммуникативного подхода, который в настоящее время является актуальным в лингводидактике. Основа данного подхода — объединение процесса изучения системы языка и процесса речевого развития учащихся, их мышления, восприятия, воображения, а также процессов овладения средствами и способами использования полученной информации, развития познавательной деятельности.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода в рецензируемых учебниках осуществлена с помощью выдвижения текста в качестве основной единицы обучения русскому языку и в то же время результата изучения данного предмета. Это означает, что в учебниках текст является не только объектом языкового и речеведческого анализа, но и моделью или мотивом для построения собственного речевого произведения. Текст представляет собой одно из средств создания ситуаций, с помощью которых происходит реальное речевое общение. Такой подход позволяет не только развивать лингвистические навыки учащихся, но и повышает их коммуникативные способности.
Направленность процесса обучения на текст как центральную единицу обучения дает возможность представлять изучаемый языковой материал не изолированно, а в его естественной коммуникативной среде. В итоге все языковые явления представлены в исследуемых учебниках в единстве их формы, значения и употребления. При данном подходе уроки русского языка в своё содержание включают «линию речи», то есть элементы развития речи, и становятся уроками овладения языковыми навыками и умениями, уроками получения знаний о системе языка, уроками формирования способов деятельности по созданию текста, и роль учебника русского языка в этом процессе наиважнейшая.
Таким образом, методологическая основа современных учебников русского языка отражает новый уровень преподавания предмета, нацеленный на повышение когнитивного потенциала обучения и практической направленности урока русского языка.
Однако данная проблема имеет большой потенциал неиспользованных ресурсов, которые уже обозначены в методике преподавания русского языка в аспекте реализации функционального подхода. Рассмотрим на примере темы «Местоимение» возможности, которые открывает функциональная грамматика при формировании коммуникативных умений на уроке грамматики.
Определение параметров оптимальных моделей дидактического материала при изучении частей речи связано с текстообразующими и выразительно-изобразительными функциями имени существительного, глагола, союза и т. д. Разработка типологии текстов при изучении морфологии вывела нас на двухуровневую структуру: «типология текстов на основе реализации текстообразующих функций частей речи» и «типология текстов на основе реализации изобразительно-выразительных функций частей речи» [1, с. 108]. Поясним содержание базовых понятий в методике функционального подхода. Под текстообразующей функцией единиц языка мы понимаем «их способность участвовать в создании текста, их способность «строить» текст, связывать воедино все его части и отдельные предложения с учетом коммуникативного намерения, цельного смысла, общего замысла — всех факторов, обусловливающих его создание или интерпретацию» [2, с. 93]. Обоснованием выделения изобразительно-выразительной функции грамматических форм является установленная Л. П. Федоренко закономерность усвоения родной речи «при условии понимания наряду с сообщающей (информационной) функцией грамматических единиц их выразительных (стилистических) функций» [3, с. 30].
Типологизация текстов, используемых в обучении, предполагает «обобщение конкретных контекстов в определённые инвариантные типы, представляющие систему употребления грамматических форм на уровне высшей единицы языка — текста» [1, с.76].
Представим типологию текстов при изучении местоимений на учебных занятиях. Т ипы текстов, выделяемые на основе реализации текстообразующей функции местоимений : модель «текст-монолог»: «повествование от 1-го лица», «повествование от 2-го лица», «повествование от 3-го лица»; модель «текст-диалог»; модель «местоимения — средство связи частей текста». Типы текстов, выделяемые на основе реализации изобразительно-выразительной функции местоимений: модель «приём обманутого ожидания», модель «экспрессивное употребление местоимения».
Приведём несколько примеров «текстовых уроков», которые самостоятельно открывают школьники, работая с текстами по заданию учителя. Текст 1 . Задание: В очерке И. С. Тургенева «Лес и степь» встречается описание от 1-го лица, от 2-го лица, от 3-го лица. Сделайте вывод, что даёт такое описание. ( Начало очерка речью от 1-го лица настраивает читателя на то, что он услышит нечто сокровенное, дорогое для автора. Во втором абзаце появляется местоимение вы, и, начиная со второй фразы Вы выходите на крыльцо, вводится речь от 2-го лица, где я и вы сливаются воедино. В третьем абзаце речь от 2-го лица, передающая непосредственные ощущения я , которые воспринимаются ты, как испытанные им лично, сменяется речью от 3-го лица, когда описывается окружающий мир. Концовка очерка по типу речи (от 1-го лица) перекликается с его началом: это непосредственное обращение к читателю, прощание с ним. Здесь неизбежно рассказчик должен отделить себя от читателя, поэтому речь от 2-го лица неуместна.)
Текст 2. Задание: Читая текст «Моя «она» А. П. Чехова, следите за тем, какой смысл вы вкладываете в личное местоимение ОНА. Совпало ли ваше предположение с выводом автора? ( Прочитанный текст построен на приеме «обманутого ожидания». Обучающиеся рассуждают, в чем смысл такого приема, и пробуют сами сочинить небольшой текст юмористического содержания, используя этот прием.)
Текст 3. Задание: Прочитайте текст С. С. Смирнова «Крепость-герой Брест» и определите, какая связь между предложениями данного текста. Какова роль личных местоимений в тексте? К какому стилю относится текст?
Анализ текста показывает, что первые два предложения соединяются цепной местоименной связью: личное местоимение его , использованное в значении притяжательного, сопровождает лексически полнозначное слово защитники ( маленький гарнизон — его защитники). А дальше идут параллельно связанные предложения, в каждом из которых повторяется одно и то же подлежащее-местоимение они . Повторы местоимений, деепричастных оборотов, одинакового порядка слов наряду с лексикой текста нагнетают тревогу и напряжение, вызванные трагической судьбой маленького Брестского гарнизона: «Обращаясь мыслями к Родине, к ушедшим на восток товарищам, к своим родным и близким, они испытывали чувство мучительной тревожной неизвестности. Обращаясь мыслями к своей судьбе, они не могли видеть впереди ничего, кроме смерти, позора и унижений вражеского плена, и невольно думали о том, что, быть может, никто никогда не узнает об их героической борьбе и даже имена их останутся навсегда неизвестными их народу». Из данного примера видно, что связь предложений с помощью сквозного повтора — местоименного слова — характерна для художественного стиля, для высокой поэтической или публицистической речи.
Совокупность текстов, предложенных для анализа, позволит в процессе обучения показать школьникам разнообразные текстообразующие и изобразительно-выразительные функции местоимений, познакомить обучающихся с назначением местоимений как строительным материалом текстов — с их ролью в создании текста, а также даст возможность познакомиться с разными жанрами текстов, чтобы освоить эти модели при написании собственных творческих работ.
Подведем итоги. Современные учебники сделали «шаг вперед» в рассмотрении на научном уровне вопросов обучения русскому языку. Однако отдельные звенья процесса обучения еще «западают»: отсутствует в современных учебниках при изучении частей речи система текстов, которая позволила бы обучающимся увидеть богатство русского языка в использовании частей речи в разных функциях в тексте и «открыть» для себя правила выбора определённых грамматических форм через анализ произведений мастеров русского слова. Это ещё один методический резерв для повышения эффективности работы по формированию коммуникативной компетенции школьников.
Литература:
- Алексеева О. В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка. Монография / О. В. Алексеева. — М.: Издательство МГОУ, 2010. — 186 с.
- Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу / Н. А. Ипполитова. — М.: Наука, 1992. — 126 с.
- Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для учителей / Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение. 1973. — 100 с.