Проблема магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 13.12.2021

Статья просмотрена: 2339 раз

Библиографическое описание:

Иванова, М. А. Проблема магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде / М. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 630-635. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86536/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблемам магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде. Многие люди в современном мире, считая себя православными, могут не знать или не обращать особого внимания на то, что вышеперечисленные вещи могут быть опасны и являются грехом. В данной статье мы попробуем разобраться, почему это грех, где Господь и святые отцы указывают на греховность и опасность данных занятий, и как этому противостоять.

Ключевые слова: христианство, православие, грех, злые духи, бесы, демоны, магия, колдовство, обряды, суеверия, приметы, заговоры, медитация, йога.

The article is devoted to problems of magic, sorcery, superstitions and rites in the orthodocs environment. Lot’s of people in the modern world, considering themselves Orthodox, don’t know or don’t pay attention that all of the above things can be dangerous and are the trespasses. At this article we try find out why this is the trespass, where God and holy fathers point out sinfulness and danger of such things and how to resist it.

Keywords: christianity, orthodoxy, trespass, evil spirits, devils, demons, magic, sorcery, rites, superstitions, omens, charms, meditation, yoga.

В настоящее время наблюдается большое количество православных христиан, которые верят в приметы, занимаются магией, гаданиями, гороскопами, медитацией и подобными практиками и даже не подозревают или вовсе отказываются верить, что это может быть опасным и является грехом. Православная Церковь, в свою очередь, строго относит данные вещи ко греху, так как сам Господь еще в Ветхом Завете, в книге «Исход» говорит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Здесь стоит обратить внимание на слова «Бог ревнитель», то есть Господь очень ревностно относится к вере людей. Он дает особую заповедь веры в Него и говорит о своем отношении к тем, кто не признает Его всемогущество, либо же к тем, кто верит и в Бога, и в языческих богов одновременно, либо же к тем, кто ходит в храм, но при этом занимается колдовством или подобными обрядами.

К сожалению, люди, особенно в нашей стране, где раньше была языческая вера, а в годы советской власти православная вера уничтожалась совсем, сильно укоренились в вере в различные приметы, гадания, магию. Так же в современном мире очень популярны техники медитации, йоги, владения энергией «ци», пришедшие с Востока.

Мы верим в приметы еще с древних времен. Это связано с тем, что люди раньше не имели достаточно знаний о тех вещах, которыми мы обладаем сегодня. Когда происходило то или иное явление, люди не могли его объяснить, поэтому становились суеверными и придумывали различные приметы. И, несмотря на то, что цивилизация пережила индустриальную революцию и технический прогресс, многие люди продолжают верить в приметы и магию, даже являясь при этом православными христианами, хотя Церковь довольно строго относится к подобным практикам.

Я знаю достаточно людей, которые верят и в Бога, и в языческих богов или в приметы одновременно; либо же занимаются гаданием, интересуются гороскопами, толкованием снов, либо относятся к чтению молитв и зажиганию определенного количества свечей с неким магическим подтекстом. Есть люди, которые услышав или сказав неприятную вещь, которая может произойти, могут сказать «Не дай Бог» (то есть обратиться к Богу с просьбой, чтобы этого не произошло) и тут же поплевать три раза через левое плечо и постучать три раза по дереву (то есть одновременно провести некий обряд с просьбой к бесам, чтобы тоже этого не произошло). И, к сожалению, такие люди не хотят поверить, что это неправильно и грешно, и очень импульсивно и даже гневно относятся к тем, кто попытается их переубедить. Даже слово духовного лица для них может ничего не значить, хотя Церковь нас учит, что любой батюшка, каким бы он ни был, избран Христом и является Его учеником, как и апостолы в свое время, и что слово батюшки сильно и правдиво: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…» (Евангелие от Иоанна, 15:16).

Вера в приметы — это вера в закономерности, а не в Бога. Это вера в разнообразные обряды, если обряд провести, что-либо произойдет или нет. Обряды и приметы могут исполниться, но это случайность или уловка и ухищрение злых духов. Им выгодно, чтобы человек верил не Богу и не в Его всемогущество, ведь это тоже грех. Это, по сути, гадание и колдовство, а Господь в Библии это запрещает.

Так же, к сожалению, многие мистические вещи нам показывают по телевидению. Например, такие телепрограммы, как «Гадалка», «Битва экстрасенсов» или «Слепая», где главные героини помогают людям с помощью магии или экстрасенсорных способностей, могут идти по телевизору целый день. И ведь люди верят в это, и могут даже повторять обряды, которые там рекомендуют. Хотя я лично, о чем я сильно теперь жалею, еще до моего обращения к Богу, участвовала в одной такой передаче на телеканале ТВ3, где мне дали текст, придуманный сценаристом, и где я рассказывала о «посещении мной» некоего «магического» вулкана, который приносит удачу. (Хотя, конечно, никакой вулкан я не посещала, и никакой он не магический). Чаще всего такие программы носят постановочный характер и не основаны на реальных событиях. И вот люди уже обращаются к так называемым гадалкам, и дай Бог, если они просто мошенницы. Ведь с такой помощью можно лишь навредить себе, хоть на первом этапе это и может дать ожидаемый результат. Все колдуны имеют связь лишь со злыми низшими духами, которые только и хотят, чтобы люди верили не в Бога и не обращались к Нему, а во что-то другое, и даже батюшки могут оказаться под влиянием злых духов и обольститься, думая, что это Святой Дух.

Церковь пытается бороться с данной проблемой, есть много передач, статей, небольших буклетиков, батюшки дают интервью, проповедуют, но люди упорно продолжают верить в приметы и магию. Видимо, до таких людей эта информация, к сожалению, не доходит, либо же они просто не верят в нее, либо считают это чем-то незначительным. Но лично я думаю, что это все-таки большой грех, ведь люди ставят под сомнение веру во всемогущество Бога.

Слово «суеверие» встречается во многих языках. В греческом есть такое понятие как «мэтэотис», которое переводится на славянский и русский языки как «суеверие». В греческом языке оно означает «пустота», «призрачность», «глупость». Также в еврейском языке есть слово со схожим значением: «дым», «пар», (который легко рассеивается, ничего не значит). Алексей Ильич Осипов, русский православный богослов, педагог и публицист, в своем интервью говорит, что «…эти языки: греческий и еврейский — поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании — очень хорошо передают нам суть этого явления — суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае — самообман. Суетное — это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе вред, заблуждается» [1]. То есть суеверия — это вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам. На вопрос, почему данное является грехом, А. И. Осипов отвечает так: «Грех — это то, что вредит человеку. Из-за суеверия человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь». [1] На вопрос, как бороться с суеверием, богослов отвечает так: «Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит в Бога, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, и что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия — это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились — для такого человека все эти суеверия есть ничто иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество на этом все и построено — язычество и есть в конечном счете суеверие». [1]

Суеверия — грех недоверия Богу. Всякая вера не Богу — относится к суетной. Апостол Павел в послании к Тимофею пишет — отвращайся басен, сует.

« Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие во всем полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». (1 Тимофею 4:7–8)

Толковый словарь Даля дает такое определение суеверию: «Ошибочное, пустое, вздорное, ложное, верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения, вера в причину и следствие, где нет никакой связи». Суеверие — это тоже вера, но не во Всемогущего Бога, дающего жизнь каждому и управляющему судьбами, а в могущество невидимых сил, исходящих не от Бога. Бесы существуют, могут даже как-то навредить человеку, но бесы не сделают ничего без воли Божией, верующим бесы ничего не могут сделать, поэтому следует их презирать, не бояться и совсем не обращать внимания на них, что бы они ни творили.

Библия говорит, что всякое суеверие, гадание и предсказание пришло от языческих народов, которые не знали Бога и поклонялись идолам.

Святой Иоанн Златоуст дал точное определение проблеме суеверия: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь». [2]

Единственное лекарство против суеверий — это доверие Богу. Верующий человек знает, что без воли Господа с ним ничего не случится, Суеверный же, даже если он считает себя верующим в Бога, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Господа и от соблюдения заповедей Божьих, а от каких-либо совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту — от магических действий.

Чтобы не попасть под власть суеверий, колдовства, обрядов, медитаций и прочих практик, нужно иметь живые отношения с Богом, доверять Ему всем сердцем, и всегда помнить, что только любящий Господь способен уберечь от зла и дать настоящее счастье.

Рассмотрим теперь проблему колдовства.

Колдовство бывает разных видов — пророчества, волшебство, ворожба, заклинания, зельеварение, гадание по полету птиц, гадание по тучам, нумерология и астрология, обереги, предсказания, магия с иконами, гадание по Библии — все это является грехом.

Многие люди, занимаясь колдовством, даже не представляют, с чем они на самом деле имеют дело. А ведь это самое настоящее обращение к злым духам, не говоря уже о том, что многие люди принципиально отрицают существование этих низших злых духов, хотя при этом верят в порчи и сглазы. Злые духи — бесы — в православном христианстве падшие ангелы, которые были изгнаны Богом из рая и целью которых является гибель души человека.

Теперь рассмотрим, почему это грех.

Бог через Библию предупреждает людей об опасности обращения к потусторонним силам за помощью, советом, исцелением или предсказанием судьбы.

Во Второзаконии Господь говорит: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим» (Втор.18:10–13). В Книге Левит: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26), «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш». Тут Господь говорит, что Он есть Бог, и, имеется в виду, что со всеми просьбами, вопросами, сомнениями надо обращаться непосредственно к Нему, а не искать помощи от людей и уж тем более у падших духов. Злым духам, то есть бесам, очень выгодно путать людей, заставлять их верить им, они даже могут что-то сделать — сотворить волшебство или верно ответить на вопрос. Но делают все это они не по любви к людям, а, наоборот, из злобы, чтобы человек обращался не к Богу со своими проблемами, а к колдунам и бесам, ведь они прекрасно знают, что это грех. Вся цель жизни бесов — это подталкивать человека на грех, ведь они уже изгнаны и прокляты и единственное, чего они хотят, это затянуть за собой как можно больше людей. Почему же Господь запрещает колдовство? «Ибо мерзок перед Богом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор. 18:12). В 1-ой Книге Царств пророк Самуил говорит Саулу: «ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что и идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». (1Цар. 15:23)

Библия учит обращаться к Господу как к единственному источнику силы, исцеления и знания. Никто из людей не хотел бы лишиться Божьей защиты, благословения или быть отвергнутым Богом навсегда. Но, попав в зависимость от веры в суеверия и занятий колдовством, человек сам себя удаляет от Господа, становится невосприимчивым к Божьим истинам и неспособным слушаться Бога.

В книге «Несвятые святые» Архимандрита Тихона (Шевкунова) есть эпизод, в котором автор рассказывает о своем опыте спиритизма. Они со своими друзьями считали, что взывают умерших людей, некие духи даже могли сказать неизвестные этим ребятам факты и предугадать будущее. Но, как пишет автор книги, чем дальше они увлекались этими экспериментами, тем яснее ощущали, что с ними происходит нечто тревожное и странное. «Без всяких причин нас все больше охватывали безотчетная тоска и мрачная безысходность. Все валилось из рук. Неумолимое отчаяние овладевало нами. Это состояние нарастало из месяца в месяц, пока наконец мы не стали догадываться, что оно как-то связано с нашими ночными «собеседниками». К тому же из Библии, которую я так и не вернул баптисту, вдруг выяснилось, что подобные занятия не только не одобряются, но, как там написано, прокляты Богом». И в последний раз, когда они вызвали «духа Гоголя», он начал просить их о помощи. И чтобы помочь «Гоголю», как сказал дух, друзьям надо было сначала умереть, и дух предложил им выпить яду, то есть совершить самоубийство. В скором времени юные экспериментаторы быстро поняли, с чем они имеют дело, что никакой это не Гоголь, а самый настоящий бес, целью которого является только то, чтобы скорее отправить в ад как можно больше людей. И, как говорит Бог в Библии, и как это поясняет автор, данные занятия прокляты Богом. Так же автор пишет, что данные эксперименты тянули их как наркотик, и много раз они хотели прекратить этим заниматься, но никак не могли остановиться. А когда «Гоголь» предложил им совершить самоубийство, они не могли уснуть всю ночь, а наутро отправились в соседний Храм, потому что не знали, где еще искать помощи. «Мы поняли, как ни фантастически это звучит, что на нас объявили охоту могущественные неведомые нам силы и избавить от их порабощения может разве только Бог»

В православии в лике святых прославлены святые: Киприян и Иустина. Они жили в III веке в Антиохии. Киприян был философом и волхвователем, а Иустина — благочестивой девой и молитвенницей. Однажды один знатный и богатый юноша влюбился в Иустину и обратился к Киприяну, чтобы тот ее очаровал. Но магия и злые духи, направленные на Иустину, никак на нее не повлияли, так как она, заметив неладное, тут же начала усердно молиться, и все колдовство прошло мимо нее. «Долго и усердно помолившись, святая дева посрамила врага. Побежденный ее молитвою, он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и сердце Иустины; пламя вожделения погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь. Бес же возвратился к Киприяну с печальною вестью, что он ничего не достиг. Киприян спросил его, почему он не мог победить девицу. Бес, хотя и неохотно, открыл правду: «Я потому не мог одолеть ее, что видел на ней некое знамение, коего устрашился». [3] Иустина поборола нескольких бесов и даже самого диавола постом и молитвою. Киприан обозлился и начал своими волхвованиями наводить бедствия на дома Иустины и ее сродников, ее соседей и знакомых. Но и в этот раз Иустина остановила чары молитвою. Тогда диявол напал на Киприяна, и тот огродился от него силой крестного знамения, которую видел он у Иустины, и попросил «Бога Иустины» помочь ему. Бес через некоторое время от него удалился. Киприан принял веру во Христа и впоследствии стал епископом. Вместе с Иустиной они мученически закончили свою жизнь. Сейчас к ним обращаются люди, страдающие от последствий колдовства и злых духов.

Теперь рассмотрим вопрос «обрядов». Молитва — это не просто обряд, когда нужно прочитать определенное количество молитв, поставить определенное количество свечей, сходить несколько раз в Церковь, и тогда Бог даст то, что просишь. Нет. Это живое обращение к живому Богу, мы просим Его как Творца и, самое главное, как нашего Отца Небесного, который желает нам лишь блага. «И что ни попросите во Имя Мое, даст вам» (Евангелие от Иоанна 16:23) или «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Луки 11:9–10). Так же Бог испытывает наше терпение и не дает что-либо прямо-таки сразу. А если Он чего-либо и не дал, не надо обижаться и утрачивать веру в Него, Он ограждает нас от плохого, в первую очередь, Он заботится о нашем спасении и дает все полезное для его совершения. Если Он что-то не дал, значит, нам это не полезно.

Так же существуют обряды с церковными свечами, но свеча — это жертва Богу, а не обряд. Ведь Церковь поддерживается мирянами.

В Интернете существует огромное количество сайтов, в которых описываются «обряды» и заговоры с молитвами и свечами. Но заговор это совсем не молитва. Молитва — живое обращение к Богу, Богородице, святым, ангелам. Хотя заговор тоже может включать в себя имена Бога или ангелов, но это не прямое обращение к святым. Люди считают, что если прочитать определенное количество заговоров и что-либо сделать — то произойдет то, что нужно человеку. Это уже некое суеверие. А причина греха суеверия — это духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия к Богу.

Теперь поговорим о медитации.

Существует множество различных техник, и в интернете любому пользователю доступна информация о разнообразных медитациях и об огромной пользе от данного занятия. Так же существует множество курсов, где вас научат правильно медитировать, и так же всем желающим предлагается множество занятий по йоге, где тоже используется медитация. Но, к сожалению, многие люди, даже будучи крещеными, занимаются данной практикой, вовсе не подозревая о ее греховности и опасности.

Медитация — это техника, которая предполагает ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной практики. Медитация пришла к нам из стран востока, таких как Индия, Китай, Тибет, Япония и др. Вообще, слово медитация означает «размышление» (лат.). В таком виде медитация не запрещена. Но сейчас это часть восточной религиозной практики, это грех, измена Богу, нетрезвение. Человек должен мыслить трезво. Медитация нужна для того чтобы достичь расслабления и концентрации. Казалось бы, что в этом плохого? Почему такое безобидное занятие, которое, как пишут в интернете, позволяет успешно саморазвиваться и даже лечит от различных заболеваний, является опасностью и грехом? Почему в православном христианстве медитация считается грехом, рассказывается во многих статьях.

Медитация — несосредоточение, расслабление, уход от мыслей, включение в сознание любых духовных практик, приход к одержимости. [4]

Библейским авторам не была знакома медитация. Поэтому конкретной цитаты из Библии, запрещающей медитацию, нет. Но по сути — это общение с языческими богами.

С христианской точки зрения духовный мир также наполнен, как материальный. Существуют духи, которые противоборствуют Богу или наоборот помогают нам — демоны и ангелы. В медитации, в астрале, мы можем встретиться со злыми духами, которые могут даже принять образ ангела или «бога», что может оказаться для нас очень опасным.

С нашей точки зрения не бывает никаких «сил космоса»

У восточных народов есть такая цитата: «Бог христиан — небесный тиран». Кто это может сказать? Только сатанинские силы.

Теперь немного о йоге.

Йога, как спорт-гимнастика — не противоречит христианству. Но практически любая йога, всерьез, предполагает духовные практики. Чтение мантр, медитации. Это прямое язычество. Индуистское или буддийское учение.

Так же многие люди верят снам. Все сны — от лукавого. Очень редко, когда Господь, Богородица или Святые посещают человека во сне. Либо человек может увидеть Храм, в котором он никогда не был, а потом в жизни посетить его и понять, что это тот самый Храм из его сна.

«Бог — личность. У него есть сознание, чувства, с ним можно общаться. Раньше существовало оглашение, в III-IV вв. — люди, которые хотели воцерковиться, проходили обучение. У нас в 1990-ые годы очень большое количество людей решили воцерковиться, но Церковь пребывала в неблагополучном состоянии, не хватало книг. Не было воцерковления как в прежние времена. Не было достаточного количества батюшек, у них не было сил подробно объяснять веру». [4] Сейчас многие люди считают себя христианами, но в Бога не верят в том понимании, в каком в Него надо верить.

Таким образом, все вышеперечисленное является опасным и греховным занятием. Любой священнослужитель подтвердит мои слова. Не каждый религиозный опыт хорош. Многие люди, имеющие психические заболевания, когда-то имели опыт оккультизма. Поэтому стоит остерегаться данных вещей, не заниматься ими, а тем, кто хочет начать жить по-христиански, но раньше занимался такими оккультными практиками, стоит покаяться на Исповеди в данном грехе и не возвращаться к нему. Господь любит нас, принимает и помогает нам, если к Нему обратиться.

Я считаю, что проблему суеверий, колдовства, медитации, обрядов надо решать, во-первых, устранением информации о гаданиях, экстрасенсорики, восточных «духовных» практик и, во-вторых, распространением Слова Божьего, ведь именно через Свое Слово Он касается наших сердец, и мы, в свое очередь, принимаем веру в Него. Вера в Бога отнимет от человека веру в суеверия, если человек старается жить по заповедям Божьим, Бог оградит такого человека от всякого вида колдовства, порчи, сглаза, нападок бесов. Бог живой и любящий Отец, и свое чадо Он не оставит.

Литература:

  1. Интервью о грехе суеверия с А. И. Осиповым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/91139.html (дата обращения: 30.11.21 г.)
  2. Иоанн Златоуст. Святоотеческие наставления от суеверий.//
  3. Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/849 (дата обращения: 30.11.21 г.)
  4. Лекции иерея Стефана (Домусчи). Российский православный университет святого Иоанна Богослова, 2021.
  5. Библия.
  6. 2. Интервью с А. И. Осиповым о грехе суеверия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/91139.html (дата обращения: 30.11.21 г.)
  7. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского зыка.
  8. Митрополит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые и другие рассказы».
  9. Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/849 (дата обращения: 30.11.21 г.)
  10. Лекции иерея Стефана (Домусчи). Российский православный университет святого Иоанна Богослова, 2021.
  11. Автор Христианская газета. Печатное издание Централизованной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской Вифания. «Суеверия — грех недоверия Богу». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cgazeta.ru/2017/12/1407-sueverija-greh-nedoverija-bogu.html (дата обращения: 30.11.21 г.)
  12. Преподобный Никодим Святогорец (Калливурицзис). «Благонравие христиан или о том, как не подобает поступать христианам. Слово IX, в котором говорится о том, что христианам нельзя заниматься колдовством и магией». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/849https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/blagonravie-hristian-ili-o-tom-kak-podobaet-i-kak-ne-podobaet-postupat-hristianam/9 (дата обращения: 30.11.21 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): бог, вера, грех, медитация, господь, дух, суеверие, бес, обряд, примета.


Похожие статьи

Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

В статье установлено, что является незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Определено, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ никогда не существуют изолированно друг о...

Концепция развития уголовной ответственности за жестокое обращение с животными

О современном обществе часто судят по тому, как оно относится к незащищенным слоям населения, в первую очередь: инвалидам, пенсионерам, детям и, конечно, животным. При этом, жестокое обращение с животными становится наиболее распространенным видом пр...

Феномен лжи и обмана в рамках этико-религиозного подхода

В данной статье феномен лжи и обмана рассматривается с позиций мировых религий — буддизма, ислама, христианства; обозначены черты сходства и отличия разных религиозных подходов к вопросам наказуемости лжи и её дозволительности в жизни человека; предс...

Особенности поведения женщин, которые пострадали от домашнего насилия

Данная статья посвящена изучению актуальной для России проблемы — поведению женщин, которые пострадали от домашнего насилия. По данным «ООН-Женщины» и Всемирной организации здравоохранения, каждая третья женщина в мире подвергается насилию. В России ...

Концепция души в Древней Греции и в наши дни

С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современно...

Фотообщение в Интернете: информационные технологии будущего или?..

В статье представлена информация о новой информационной технологии Интернета — фотообщении. Несмотря на то, что фотография появилась сравнительно не давно, по историческим меркам, и уже плотно вошло в жизнь людей, то фотообщение только начинает свое ...

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Особенности нерефлексивного сознания в спорте

В статье рассматривается вопрос о нерефлексивном сознании и его влиянии на спортивные достижения. Сознание человека один из самых загадочных феноменов не только для науки (антропологии, психологии, физиологии, биологии, неврологии и психиатрии, физик...

Развитие уголовного законодательства об ответственности за жестокое обращение с животными в России

В работе исследовано развитие уголовного законодательства в России. Автор рассматривает отечественное законодательство, которое впервые регулировало ответственность за жестокое обращение с животными, а также состояние на современный период. Рассматри...

Похожие статьи

Проблемы борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

В статье установлено, что является незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Определено, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ никогда не существуют изолированно друг о...

Концепция развития уголовной ответственности за жестокое обращение с животными

О современном обществе часто судят по тому, как оно относится к незащищенным слоям населения, в первую очередь: инвалидам, пенсионерам, детям и, конечно, животным. При этом, жестокое обращение с животными становится наиболее распространенным видом пр...

Феномен лжи и обмана в рамках этико-религиозного подхода

В данной статье феномен лжи и обмана рассматривается с позиций мировых религий — буддизма, ислама, христианства; обозначены черты сходства и отличия разных религиозных подходов к вопросам наказуемости лжи и её дозволительности в жизни человека; предс...

Особенности поведения женщин, которые пострадали от домашнего насилия

Данная статья посвящена изучению актуальной для России проблемы — поведению женщин, которые пострадали от домашнего насилия. По данным «ООН-Женщины» и Всемирной организации здравоохранения, каждая третья женщина в мире подвергается насилию. В России ...

Концепция души в Древней Греции и в наши дни

С развитием нейробиологии и когнитивной психологии совершаются всё более глубокие открытия о работе мозга и сознания, что ставит под вопрос представления о душе как отдельной сущности (по крайней мере, отдельной от тела). Если говорить про современно...

Фотообщение в Интернете: информационные технологии будущего или?..

В статье представлена информация о новой информационной технологии Интернета — фотообщении. Несмотря на то, что фотография появилась сравнительно не давно, по историческим меркам, и уже плотно вошло в жизнь людей, то фотообщение только начинает свое ...

Свадебные обычаи и суеверия и их отражение в русской и английской культурах

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа мировых культур, а тем более межкультурной коммуникации в целом. Эти явления сложились очень давно, и, присутствуют, и по сей день, они касаются непосредственно прошлого, настоящего,...

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Особенности нерефлексивного сознания в спорте

В статье рассматривается вопрос о нерефлексивном сознании и его влиянии на спортивные достижения. Сознание человека один из самых загадочных феноменов не только для науки (антропологии, психологии, физиологии, биологии, неврологии и психиатрии, физик...

Развитие уголовного законодательства об ответственности за жестокое обращение с животными в России

В работе исследовано развитие уголовного законодательства в России. Автор рассматривает отечественное законодательство, которое впервые регулировало ответственность за жестокое обращение с животными, а также состояние на современный период. Рассматри...

Задать вопрос