В данной статье изучены основные вопросы, которые связаны с недочётами законодательного уровня правоохранительной деятельности. Также предложено внести разработку определенного закона, который содержал бы в себе термины «правоохранительная деятельность, «правоохранительные органы» и где были бы указаны основные цели и задачи данной деятельности. Также выражено мнение о месте судов в структуре правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, законодательное обеспечение, усовершенствование законодательной системы, закон, суд
This article examines the main issues that are associated with the shortcomings of the legislative level of law enforcement. It was also proposed to make the development of a certain law, which would contain the terms «law enforcement activity», law enforcement agencies «and which would indicate the main goals and objectives of this activity. An opinion was also expressed about the place of courts in the structure of law enforcement.
Keywords: law enforcement, law enforcement, legislative support, improvement of the legislative system, law, court
Правоохранительная деятельность изучена как социальная государственная функция, которая имеет большое значение в структуре правоохранительных органов. Но в законодательстве отсутствует понятие данной деятельности, не выделены цели и задачи, а также общее содержание. Данное явление объясняется тем, что в принципе, термин правоохранительной деятельности является весьма распространённым и понятным каждому.
Но, несмотря на это, понятие данной деятельности содержится во многих учебниках и трудах не малоизвестных авторов.
Так, например, К. Ф. Гуценко объясняет правоохранительную деятельность, как государственную деятельность, реализуемую с целью охраны права уполномоченными на то органами с помощью юридических мер влияния в соответствии с законом [1, c. 48].
Автор и учёный В. Н. Кучин определяет правоохранительную деятельность, как вид государственной, реализуемой уполномоченными на то органами при существовании определённых оснований, в соответствии с законом и при сопровождении мер юридического воздействия [2,c. 25].
С. Л. Лонь же считает, что правоохранительная деятельность — это разрешённая государством деятельность, которая охраняет и защищает права граждан, юридических лиц и гарантирует реализацию ими своих обязанностей.
Также отсутствует законодательное закрепление понятия «правоохранительные органы», но оно содержится в других нормативных актах, например в Федеральном законе «О прокуратуре РФ». Почему же нет отдельного законодательно закреплённого понятия для данного термина?
В юридической энциклопедии правоохранительные органы изучаются как общность органов, деятельностью которых является защита и поддержание правового порядка, прав граждан и, конечно же, борьба с преступностью.
Несмотря на то, что в принципе существуют закреплённые понятия терминам «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность», необходимо принять Федеральный закон «О правоохранительной деятельности» и закрепить в нем единые понятия рассматриваемым терминам.
Это играет очень важную роль, так как определяет, в первую очередь, цели и задачи направленности правоохранительной деятельности, а также утверждает организационные вопросы правоохранительной структуры.
В отраслях федеральных законов и положений, которые утверждены указами Президента РФ, содержатся нормы, которые регулируют вопросы многих правоохранительных структур. Именно поэтому нерационально вносить в Федеральный закон «О правоохранительной деятельности» те нормы, которые и так указывают на частные задачи других, уже названных правоохранительных органов [4, c. 88].
В данный закон должны включаться:
- Единые понятия правоохранительной деятельности и правоохранительных органов.
- Цели и задачи, определяющие правоохранительную инициативность.
- Законодательные основы, на которых базируется данная деятельность.
- Принципы, которые исходят из положений Конституции Российской Федерации и международных правовых актов.
- Основные направления правоохранительной структуры.
Данные пункты могут обеспечить явное установление роли правоохранительной деятельности и его места в структуре Российской Федерации.
Но вопросы о том, на каких принципах базируется правоохранительная деятельность, какие направления имеет и какими органами реализуется — далеко не последние [5, c. 60]. Множество дискуссий вызвал вопрос о принадлежности судебной деятельности к правоохранительной. Так, например, учёный и автор множества юридических книг А. Ю. Гулягин, определяя понятие правоохранительной деятельности, утверждает, что под данной деятельностью необходимо понимать базирующуюся на законных основаниях деятельность государства, которая реализуется через специализированные им не судебные органы, которые уполномочены использовать меры воздействия на субъекты права, не состоящие в подчиненном отношении. Но также признаком изолирования правоохранительной деятельности является подчиненное юридическое воздействие, которое означает ограниченность человека в самостоятельном восстановлении своих прав. Это, в свою очередь, означает обязательное привлечение уполномоченного государственного органа [6, c. 255].
Я считаю, что это мнение определяется структурными противоречиями, из-за которых создать окончательную точку зрения автора об элиминации суда из структуры правоохранительных органов, является не совсем убедительным и обоснованным.
Правоохранительная деятельность многогранна и каждый структурный элемент определяется относящимся к нему содержанием. Для того, чтобы достичь поставленных целей правоохранительной деятельности, необходимо применение мер воздействие к субъекту правового нарушения. Действительная защита прав и свобод граждан не может реализовываться теми органами, которые выявляют или пресекают преступления. Конечное решение остаётся за судом.
К тому же действия, которые происходят в досудебном производстве по уголовным делам, осуществляются лишь на основании решения суда.
В связи со всем вышеизложенным, необходимо отметить, что исключение суда из органов, которые реализуют правоохранительную власть — очень спорное решение. Суд играет важную роль в структуре правоохранительной деятельности и исключать или выделять в другую систему его не стоит.
Литература:
- Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: учебник. 4-е изд. М.: КноРус, 2019. 368 с.
- Кучин В. В., Усачев А. А. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учеб. пособие. М.: РПА Минюста России, 2011. 49 с.
- Авдонкин В. С., Бобренев В. А., Диордиева О. Н. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2021. 434 с.
- Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 336 с.
- Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2019. 300 с.
- Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020. 768 с.