В статье автор раскрывает тему проектной деятельности и её организации у младших школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность, младший школьник, исследования.
Для того, чтобы у младших школьников не угасал интерес к исследовательской деятельности, творческий потенциал и детская инициативность, нужно использовать современные формы и методы обучения, к которым относится проектно-исследовательская деятельность. Важно подчеркнуть, что она может быть организована как на уроках, так и во внеурочной работе.
Развивать проектно-исследовательскую деятельность младших школьников можно на всех уроках. Особенно, на мой взгляд, для этого подходит такой предмет как окружающий мир, так как этому способствует сам изучаемый материал: наблюдение за природными явлениями, изучение культуры народов и многое другое. Также, например, сравнивая и анализируя народные сказки в рамках литературного чтения, можно формировать исследовательские умения. Уроки технологии позволяют учащимся узнать свойства различных материалов в сравнении, что способствует в дальнейшем их правильному использованию в жизни, развитию творческих способностей (создание новых интересных работ, которые можно наглядно продемонстрировать).
Сам проектный метод обучения направлен на самостоятельную деятельность в форме групповой, парной или индивидуальной работы, которую дети выполняют в отрезке определенного времени. Проектный метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы, в ходе решения которой учащиеся черпают знания из различных областей науки, расширяя тем самым свой кругозор и увеличивая познавательный интерес, мотивируя себя на открытие нового знания [1].
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, когда они знают, что их проект будет интересным для окружающих. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся отыскивать интересную информацию, им предоставляется возможность для проявления своей инициативы в выполнении работы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в работе, ученики проявляют большую увлеченность и упорство во время выполнения проекта [2].
В первую очередь тема проекта должна быть интересна обучающемуся, учитель должен дать возможность ему самому выбрать направление изучения того или иного предмета, но если младший школьник затрудняется, то в такой ситуации учитель может предложить свою помощь и направить ребенка, дать ему различные варианты тем проектов в разных направлениях.
При организации проектной деятельности учащихся учитель обязательно опирается на психолого-педагогические особенности учеников: темы должны соответствовать возрасту детей и разного уровня сложности, т. к. некоторым ученикам может быть сложно выполнять определенный уровень исследовательской работы. Также должна соблюдаться актуальность разработанных тем и выбор проектов по различным предметам.
Рассмотрим примерные задания при организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Например, уже в 1 классе нужно использовать игры и задания, которые будут способствовать активизации исследовательской деятельности младших школьников. Приведем примеры тем, которые можно давать первоклассникам на различных дисциплинах.
Дисциплина «Окружающий мир»:
— «Мое любимое домашнее животное»: подготовить мини-сочинение о своем любимом домашнем животном, рассказать о его особенностях, любимых повадках, подобрать загадки, ассоциирующиеся с любимым питомцем, сделать коллаж из фото «Как рос мой домашний питомец» или нарисовать рисунок, на котором будет запечатлено домашнее животное ученика;
— «Солнце и Земля — наши друзья!»: подготовить мини-презентацию с интересными фактами о нашей галактике, используя энциклопедию и различные источники; создать макет солнечной системы (здесь можно подключить родителей или же организовать групповую работу учащихся (2–3 человека).
— «Моя любимая Родина!»: узнать историю своего района, города, села, собрать интересные факты, заметки, фотографии и подготовить мини-доклад.
Дисциплина «Литературное чтение»:
— «Баба-яга — кто она?»: посмотреть 3–4 сказки или мультика с этим персонажем и выразить свое мнение по данному вопросу, приводя аргументы;
— «Осень у поэтов»: найти 3 поэта, которые писали об осени, выбрать и выучить понравившееся стихотворение. С помощью пиктографического письма изобразите «Осень».
Во 2 классе у школьников нужно формировать умение видеть проблемы, задавать вопросы, учить давать определение терминам, совместно наблюдать за какими-либо явлениями и проводить эксперименты.
Для того, чтобы школьников научить выделять проблему, можно использовать ряд упражнений, в которых объект исследования можно рассмотреть с разных сторон, например, перед вами неоконченный рассказ, автор не знает, как можно его закончить, помогите ему, или представьте себя одним из персонажей сказки «Колобок» и напишите от его имени рассказ.
Важно в проектно-исследовательской деятельности не только уметь выделять основную проблему, но и правильно формулировать и задавать вопросы. Для того, чтобы это умение сформировать и развить, можно использовать на уроках следующие упражнения:
— «О чем тебя спросили?»: школьник получает карточку с вопросом и, не читая самого вопроса вслух, он на него отвечает. Остальным учащимся нужно сформулировать вопрос из карточки;
— «Вопросник»: учащимся даются карточки с проблемными ситуациями, и они должны написать к ним 3 вопроса, которые, на их взгляд, помогут в ее решении.
Приведем примеры тем, которые можно давать второклассникам на различных уроках:
— «День Победы (9 Мая) в моей семье»: узнать у родителей, дедушек или бабушек историю своей семьи в годы войны и подготовить рассказ о своем Герое, который принял участие в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), прикрепить фотографии, материалы из газет и т. д.
— «Моя семья»: составить родословную своей семьи, основываясь на рассказах родственников, сохранившихся фотографиях, фактах из различных источников.
В 3–4 классах важно также активно продолжить формирование навыков проектно-исследовательской деятельности школьников. Нужно учить детей не только выделять проблему, но и уметь вникать в ее суть.
Приведем примеры тем, которые можно давать детям в 3–4 классе:
— «Компьютер — наш помощник»: рассказать о том, в чем вам помогает компьютер, о его роли для современного человека, найти интересные факты об его появлении и развитии, предположить, что ждет компьютер в дальнейшем будущем;
— «Традиции моей семьи»: рассказать о семейных традициях (когда появились, с чем они связаны, поддерживаете ли вы их по настоящее время, предложить новые и обосновать, почему они необходимы вашей семье);
— «Ровесники в сказках»: вспомнить любимую сказку, в которой персонажу столько лет, сколько и тебе, рассказать об этом персонаже, почему он тебе нравится, что у вас с ним общего и почему ты хочешь быть похожим на него, можно прикрепить иллюстрации или изобразить персонажа сказки в нашем современном мире.
Таким образом, все вышеперечисленные игровые приемы и упражнения будут способствовать активизации исследовательской деятельности младших школьников при организации проектной деятельности в начальных классах. Важно подчеркнуть, что педагог при проведении данных игр и упражнений не должен забывать о возрастных особенностях учащихся. Формирование исследовательских умений должно происходить постепенно, именно по такому принципу ученикам с каждым периодом взросления проектная деятельность будет даваться все легче в понимании.
Также важно не забывать подключать в проектную деятельность детей их родителей, что будет укреплять их отношения совместной деятельностью и более внимательно нужно работать с отстающими учениками, которым проектная деятельность может быть тяжелее в познании и выполнении нежели основному классу.
На мой взгляд, если активно вовлекать ребят в проектную младших школьников, о их обучение в дальнейшем дадут более эффективные плоды. Ребята станут самостоятельными, научатся подбирать нужную информацию, структурировать ход своей работы, научатся публично выступать, отстаивать свою точку зрения и т.д. Ведь проектная деятельность играет немаловажную роль в развитии современных школьников.
Литература:
- Рудакова О. А. Формирование исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта), Крым: — 2018. — 1 с.
- Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.